Как Игорь Лученок придумал «Майский вальс», и кто обнаружил у него музыкальный слух
Одновременно загадочного и открытого для всех маэстро, почетного гражданина Минска Игоря Лученка нет с нами уже шесть лет. Но куранты на башне ратуши в Верхнем городе вот уже два десятилетия каждый час отбивают его мелодию. О жизни и творчестве белорусского композитора, народного артиста Беларуси и СССР читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Правила игры
В судьбоносных моментах жизни и просто в бытовых ситуациях композитору всегда сопутствовал Его величество случай. В конце 1942-го четырехлетний Игорь с мамой и сестрой под бомбами бежали из Сальска Сталинградской области с группой других людей. У мальчика внезапно развязался шнурок, он присел, родные тоже остановились, чтобы помочь малышу. А через несколько секунд ушедшую вперед толпу накрыло взрывом. Супруга музыканта Александра Григорьевна в одном из интервью рассказывала, как однажды они поехали на поезде в Москву. Возвращаясь, оказались в одном купе с высокопоставленным чиновником. Как раз в тот день по радио, эфир которого транслировали в вагоне, впервые прозвучала песня Игоря Михайловича. С соседом говорили о жизни. Попутчик был настолько впечатлен беседой, что в конце пути спросил: «Может, помочь чем? Я могу». Композитор (а жили они тогда в Минске в коммуналке), преодолев неловкость, ответил: «Наверное, это невозможно. Давно ждем ордер на квартиру, но все никак». В скором времени семья получила жилплощадь. Кстати, этот «подарок» он косвенно вернул в многократном размере. Будучи депутатом Верховного Совета БССР, добился 130 квартир для отечественных писателей, музыкантов, композиторов.
Игорь Михайлович родился в Минске, в доме № 112 на Червенском тракте (ныне ул. Маяковского). Многие энциклопедии указывают, что Лученок — уроженец Марьиной Горки Пуховичского района. Причину путаницы маэстро раскрыл в преклонном возрасте. Дело в том, что его отец Михаил до поступления в мединститут и карьеры доктора работал скрипачом в театре Владислава Голубка. Этот деятель культуры стал первым народным артистом БССР еще в 1928-м. Его справедливо считают одним из основателей белорусского театра. Когда родители Лученка поженились, молодую чету приютили дальние родственники Голубка — как раз в том самом доме на Червенском тракте. В августе 1937 г. знаменитого 55-летнего мастера сцены арестовали и расстреляли (реабилитирован посмертно 26 августа 1957-го). Семья Лученка осталась жить в опасной квартире: альтернативы не нашлось. В 1938 г. там родился Игорь. Когда он подрос, то не афишировал место своего рождения. Называл таковым дом деда в Марьиной Горке.
По рассказам композитора, война застала семью в Гомеле. Отца как доктора призвали на фронт, а супруга с детьми отправилась в товарном вагоне в Ростовскую область. Недолго жили там на хуторе. Затем в неразберихе войны отец нашел их и перевез в Сальск, откуда вскоре пришлось бежать. Но гитлеровцев быстро вытеснили. После ранения папу оставили в тылу и назначили главврачом в Сальской железнодорожной поликлинике. А в 1946 г. он получил ту же должность в амбулатории в Марьиной Горке. Мама преподавала в школе. Кстати, это она обнаружила у парня музыкальный слух. Благодаря ее усилиям И. Лученок в пятом классе перешел в музыкальную школу при консерватории в Минске.
Чуждая среда
В 1961-м он окончил Белорусскую государственную консерваторию им. А. В. Луначарского и сразу прошел стажировку в Ленинградской консерватории. Затем окончил аспирантуру Московской консерватории под кураторством Тихона Хренникова. Широко известны его песни «Спадчына» (1972), «Алеся» (1972), «Мой родны кут…» (1974), «Жураўлі на Палессе ляцяць…» (1981), «Майский вальс» (1985). Но, за исключением специалистов, мало кто знает, что маэстро написал десятки кантат, инструментальных циклов, сонат.
А еще он автор маршей биатлонистов, общества «Динамо», волейболистов и даже Гимна Союзного государства России и Беларуси, не считая музыки для фильмов, творчества для детей. Чтобы перечислить все его награды, премии и должности, мало будет двух газетных полос. Он был не только народным артистом СССР, но и заслуженным деятелем культуры Польши. Причем получил звание в 1989-м, когда в Варшаве вряд ли присуждали что-либо по команде из Минкульта СССР. Игорь Лученок — первый белорус, в честь которого открыли именную звезду на площади Звезд эстрады у концертного зала «Россия» в Москве.
Известно, что в 1970-е в Союзе композиторов СССР еще правили бал деятели искусства сталинской закваски. Молодежь нещадно подвергали критике.
А И. Лученку в 37 лет устроили авторский вечер в Колонном зале Дома Союзов в Москве. Для многих это вершина творчества. Однако он не стремился в высокие кабинеты, хотя успел посидеть в кресле члена ЦК КПБ. И. Лученок никогда не имел собственной студии, не кичился почетными званиями, жил в относительном достатке благодаря авторским отчислениям, но не роскошествовал. Чрезмерные гонорары и премии считал чем-то зазорным. Например, получив премию Ленинского комсомола в 1972 г. (за нее можно было купить несколько автомобилей!), передал все деньги в Фонд мира. А ведь это было не военное, не сталинское время, когда обращали внимание на то, как распоряжались премиальными. Напротив, брежневская эпоха отличалась тяготением к мещанству: хрусталю, коврам, мебельным гарнитурам из-за рубежа.
С 1982-го по 1986-й И. Лученок занимал должность ректора Белорусской консерватории. Но не скрывал, что недолюбливает взваленную на него работу, так как ему претили формализм и конторщина, академическая среда. Ректорат — рутина, а он был до мозга костей творческим человеком. Утверждал: играть на инструменте, соблюдать нотный ряд можно научить каждого. Но вот природа рождения мелодии для него оставалась загадкой. Мотивы в его голове и душе возникали внезапно. Например, знаменитый «Майский вальс» промелькнул в его сознании в театре во время спектакля совсем не на военную тему.
В темном зрительном зале композитор достал из кармана блокнот и записал ноты.
Даже в последний год своей жизни, когда сильно болел и едва ходил, он согласился работать в жюри на «Славянском базаре». А ведь это совещания, вердикты, обсуждения, многочасовые выступления… Никому не мог отказать. Никогда. Был убежден: нужность людям — источник сил.
Читайте также:
Они могли уйти в другие государства, но стремились в СССР. Как еще до войны поляки бежали из страны
Пела песни отца и участвовала в конкурсах. Каким был путь звезды эстрады 1990-х Анжелики Варум
«Ну не подрывать же там ядерный заряд!». Как советские ученые осваивали Луну
В 1979 году разбился самолет с футболистами «Пахтакора», летевшими в Минск. Подробности трагедии