Как изменятся школьные экзамены? В Минобразования рассказали о предполагаемых новациях
Когда и каких ожидать новаций в сфере школьных экзаменов, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал начальник Главного управления профессионального образования Министерства образования Беларуси Сергей Касперович.
О том, что в Беларуси может быть изменена форма итоговой аттестации школьников после 11-го класса, стали говорить еще год назад. Министр образования Игорь Карпенко тогда пояснял, что рассматриваются различные варианты, в том числе введение единого национального экзамена. Он вполне может выполнять роль выпускного испытания и одновременно вступительного — в вузы. Так ученикам будет психологически легче: сдавать после окончания школы придется что-то одно. Форма такого универсального экзамена обсуждается до сих пор. Скорее всего, он будет похож на ЦТ. Наряду с этим анонсировались и другие изменения, в частности, в правилах приема в вузы. Прежде всего рассматривается вопрос о расширении внутренних испытаний и увеличении роли собеседования с абитуриентами. Все варианты изменений перед внедрением обещали проработать с педагогами, что, собственно, сейчас и происходит.
С. Касперович сразу уточнил, что все возможные изменения, затрагивающие интересы выпускников школ и абитуриентов, предусмотрены не ранее чем через 2–3 года.
— Сегодня доминирующая форма вступительных испытаний в вузы — ЦТ, которое доказало свою состоятельность. Не думаю, что мы уйдем совсем от такого вида оценки знаний. Однако, несмотря на большую профориентационную работу, открытое информационное пространство, наличие психологических тестов, помогающих выбрать будущую профессию, у абитуриентов в отдельных случаях возникают некоторые трудности в самоопределении. ЦТ позволяет проводить отбор, выстраивать рейтинг, но за баллами не всегда видны личность молодого человека, его желания. Корректировки, которые предполагается ввести в правила приема в вузы, позволят на этапе испытаний улучшить профориентационную составляющую. Речь идет о собеседовании или ином внутреннем испытании, в первую очередь устном. И здесь говорим о расширении такой формы, которая будет выступать как дополнение к действующему централизованному тестированию, — сказал он. — Условно говоря, абитуриент в приемную комиссию будет подавать сертификаты ЦТ, а один из экзаменов или собеседование сдавать внутри вуза. Это позволит оценить ряд компетенций будущего абитуриента, которые невозможно определить в ходе тестирования. Например, с моей точки зрения, такой подход необходим при поступлении на специальности, связанные с иностранными языками, менеджментом.
По словам собеседника, одновременно прорабатывается вопрос об оптимизации нагрузки на выпускников школ. Например, в России ЕГЭ является итоговым экзаменом для учеников и одновременно — вступительным в вузы.
— Сейчас мы ведем работу над тем, чтобы подобное совмещение в определенном виде было и у нас. Обсуждаются возможные варианты и схемы с педагогами, специалистами, учеными, широким кругом общественности. Создана межведомственная рабочая группа, которая вплотную занимается данным вопросом. На эту тему состоялось заседание общественно-консультативного совета при Министерстве образования, где в дискуссии участвовали представители как государственных, так и частных учреждений образования, — уточнил С. Касперович.
Один из ранее обсуждаемых вариантов — после 11-го класса дети будут сдавать единый национальный экзамен по двум предметам — русскому/белорусскому языку и математике. И этот вариант Минобразования не сбрасывает со счетов.
— Но два предмета — это не догма. Отрабатываются и другие варианты. Кроме того, речь идет и про то, чтобы максимально приблизить аттестацию выпускников к форме ЦТ. Это поможет более объективно оценивать знания школьников, — сказал С. Касперович.
Так как же могут быть организованы аттестация выпускников и зачисление в вузы в будущем? Например, в приемную комиссию абитуриент будет приносить сертификат ЦТ или документ о сдаче единого национального экзамена. Также он будет обязан пройти внутреннее испытание. Такая схема — один из вариантов, которые сейчас обсуждаются.
Кроме того, есть предложения по корректировке аттестации школьников после 9-го класса, например, предлагается писать не диктант, а изложение.
Справочно
На самом деле сегодня ЦТ — не единственная форма вступительных испытаний в вузы. Так или иначе около 30 % абитуриентов сдают внутренние вузовские экзамены, например, на творческие, отдельные филологические специальности. Собеседование проходят выпускники профессиональных колледжей, когда поступают на сокращенную форму получения высшего образования.