1200 90

Как кибермошенники обманывают белорусов. В СК подробно описали все уловки аферистов

Социальная инженерия стала одной из самых больших угроз, которая эксплуатирует естественную человеческую склонность доверять. Некоторые ученые определяют это понятие как психологическое манипулирование людьми для разглашения конфиденциальной информации. Чем опасно это явление и какие виды социальной инженерии существуют, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали в Следственном комитете.

hacker 3342696 1280

Фото носит иллюстративный характер, pixabay.com

Что такое социальная инженерия

В компании Kaspersky утверждают, что социальная инженерия — это методы, используемые киберпреступниками, чтобы заставить ничего не подозревающих пользователей отправить им свои конфиденциальные данные, открыть ссылки, ведущие на зараженные сайты, или заразить их компьютеры вредоносными программами.

 Как происходит атака

Использование социальной инженерии проходит в один или несколько этапов. Сначала преступник исследует предполагаемую жертву, особенно его интересуют потенциальные точки входа и слабые протоколы безопасности, необходимые для продолжения атаки. Затем злоумышленник пытается завоевать доверие жертвы и обеспечить стимулы для последующих действий, нарушающих правила безопасности. Среди них раскрытие приватной информации или предоставление доступа к критически важным ресурсам/данным.

Способы атаки социальной инженерии отличаются друг от друга, однако у них есть общий шаблон, который включает в себя четыре этапа:

  • На этапе сбора информации (исследования) злоумышленник выбирает жертву на основе определенных требований.
  • В фазе развития отношений он с помощью прямого контакта или электронной почты завоевывает доверие жертвы.
  • Затем злоумышленник эмоционально воздействует на жертву (чаще всего пугает), чтобы та предоставила скрытую информацию или допустила ошибки в протоколе безопасности.
  • В фазе выхода мошенник прерывает контакт, не оставляя никаких сведений о себе.
мошенник

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

Фишинг, травля, «услуга за услугу»

К наиболее распространенным видам атак кибермошенников относят несколько типов:

  • Фишинг — вид интернет-мошенничества для получения доступа к конфиденциальной информации. Использует массовую рассылку электронных писем от имени популярных брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов. Так, например, Мостовским районным отделом СК расследуется уголовное дело, возбужденное по ч. 2 ст. 212 УК. В ходе расследования установлено, что в пользовании 58-летней жительницы Мостов находится банковская карта одного из государственных банков, на которую ей начисляется заработная плата. Так как интернетом она пользоваться не умеет, то передала данные своего интернет-банкинга племяннице, которая на протяжении длительного времени вносила необходимые платежи. Однажды племянница решила совершить операции в интернет-банкинге, ввела в браузере название банка и перешла по первой ссылке. Там она ввела данные карты. Как установили позже следователи, злоумышленники создали сайт, внешне идентичный с официальным сайтом банка. В общей сложности потерпевшая лишилась 1,3 тыс. рублей.
  • Имитация звонков из службы поддержки — представляет собой звонки злоумышленников по случайным номерам организаций. Мошенники представляются работниками службы технической поддержки, спрашивают о наличии каких-либо технических проблем. В процессе их «решения» работник отвечает на многочисленные вопросы злоумышленника, зачастую, не задумываясь, сообщает злоумышленнику конфиденциальную информацию (например, пароли, учетные записи), вводит команды, которые позволяют злоумышленнику запустить вредоносное программное обеспечение.
  • Травля (baiting) — предложение пользователю перейти по ссылке для получения какого-либо бесплатного программного обеспечения. Вместе с программами на устройство устанавливается вирус, который действует незаметно для жертвы и собирает необходимую хакеру информацию.
  • «Услуга за услугу» (лат. quid pro quo) — мошенник представляется сотрудником, например, службы технической поддержки и предлагает жертве помочь в устранении определенных неполадок в онлайн-системе или на рабочем месте. Жертва, выполняя его указания, самостоятельно передает киберпреступнику средства доступа к важной информации.
  • Предлог (pretexting) — введение жертвы в заблуждение под предлогом оказания услуги, например покупки криптовалюты, помощи другу в получении доступа к чему-либо или выигрыша в лотерею.
  • Всплывающие окна (pop-up windows) — сообщения, появляющиеся на экране жертвы и сообщающие о мнимой угрозе. Например, предупреждающие об обнаружении вируса в компьютере жертвы с предложением загрузить и установить конкретную антивирусную программу для защиты компьютера.
  • «Звонки роботов» (robocall) — массовые звонки, поступающие с компьютеров лицам с известными телефонными номерами. В этом случае используются устройства или компьютерные программы, которые автоматически набирают список телефонных номеров для доставки предварительно записанных сообщений. Эти звонки могут касаться предложения по продаже услуг или решению проблем. Атаки Robocall стали серьезной проблемой в США и других странах. Единственный способ для людей прекратить эти звонки — не отвечать на звонки с неизвестных телефонных номеров.
  • Вымогательство (ransomware) — блокирование доступа к данным и файлам жертвы с помощью шифрования с последующим требованием перевода денег или иных активов для восстановления доступа.
  • Онлайн социальная инженерия (online social engineering) — злоумышленник выдает себя за системного администратора компании и запрашивает имена пользователей и их пароли для последующего получения конфиденциальной информации.
  • Обратная социальная инженерия (reverse social engineering) — создается ситуация, при которой жертва будет вынуждена сама обратиться к злоумышленнику за помощью. Например, злоумышленник высылает на электронный ящик письмо с телефонами и контактами «службы технической поддержки», после чего самостоятельно создает неполадки в сети. Пользователь обращается к нему за помощью. В процессе «устранения» проблемы злоумышленник может получить необходимые ему данные.
  • Телефонная социальная инженерия (phone social engineering) — усыпление бдительности жертвы в ходе телефонного разговора. Например, злоумышленник обещает жертве выигрыш в лотерею или иной приз, после чего задает вопросы, требующие разглашения конфиденциальных сведений.

В зависимости от субъекта атаки социальной инженерии можно разделить на две категории: атаки, направленные непосредственно на человека, и атаки, направленные на программное обеспечение.

Depositphotos 275559182 s 2019

Фото Depositphotos

Что такое вишинг

Часто встречающимся в Беларуси видом «социального взлома» стал вишинг. Это вид мошенничества, который основан на прямом контакте злоумышленника и жертвы с использованием телефона. Злоумышленник, играя определенную роль (сотрудник банка, покупатель, сотрудник правоохранительных органов), под разными предлогами выманивает у жертвы конфиденциальную информацию или стимулирует ее к совершению определенных действий.

Так, например Центральным (г. Минска) районным отделом СК расследуется уголовное дело, возбужденное по ч. 4 ст. 212 УK. Установлено, что 43-летней женщине позвонил мужчина, который представился сотрудником банка. В ходе разговора он сообщил, что неизвестные пытаются похитить деньги с банковской карты минчанки. Чтобы предотвратить совершение несанкционированной операции и защитить деньги лжесотрудник банка предложил потерпевшей пообщаться с начальником отдела безопасности финансового учреждения. Разговор продолжил другой мужчина и сразу уточнил, разрешала ли потерпевшая третьим лицам пользоваться ее банковскими картами. Женщина, заподозрив неладное, решила убедиться, что это не мошенник, и спросила остаток на карте, с которой якобы осуществляется хищение. Лжесотрудник банка назвал сумму, приближенную к реальному остатку на карте, и женщина доверилась ему.

Далее звонивший убеждал потерпевшую, что несанкционированные операции осуществляются с мобильного телефона определенной марки, и скорее всего, это произошло по причине взлома аккаунта в интернет-банкинге. Сообщив минчанке, что ее карта уже заблокирована и деньги спасены, он предложил застраховать сумму. Эта услуга позволила бы минчанке пользоваться денежными средствами уже сейчас, без перевыпуска карты. Для убедительности собеседник сказал, что сейчас на мобильный телефон придет SMS-код, который необходимо сообщить роботу. Женщина послушно выполнила все указания и лишилась 3 тыс. рублей. Лжесотрудник продолжил разговор, попросив назвать имеющиеся счета в банке, чтобы тоже их застраховать. Женщина лишилась еще 19 тыс. долларов. В итоге она потеряла более 52 тыс. рублей. 

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора