Как комсомольский хит «Забота у нас простая…» подхватили в странах Азии и спела группа Rammstein
За 30 лет до появления мелодии со словами «Забота у нас простая…» в фильме «По ту сторону» (1958), журналист Виталий Кин побывал с разведывательным заданием на Дальнем Востоке, оккупированном белогвардейцами, написал об этой командировке приключенческий роман с одноименным названием. Подробности истории — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Из огня да в полымя
Не секрет, что судьбы советских писателей и их произведений часто складывались трагически. Были в их истории и неожиданные повороты.
Журналист Виталий Суровкин, имевший вполне революционную фамилию, в начале 1920-х взял литературный псевдоним Кин. В тот же период он был направлен для подпольной партийной работы на Дальний Восток, где долго не могли установить советскую власть.
В 1928 году литератор создал роман «По ту сторону», как раз о дальневосточном периоде своей жизни. Повествование о том, два разведчика, Антон Матвеев и Виктор Безайс, приезжают в Читу (тогда столицу Дальневосточной республики (ДВР). Безайс, словно подросток, ликует, что очутился в «машине времени», так как в европейской части РСФСР Гражданская война была позади, а в ДВР она продолжалась. Их цель — добраться до тыла белогвардейцев, попасть в партизанский отряд, передать шифровку и деньги. Конечно, в произведении есть не только героическая работа, но и любовь. Для этого автор создал двух персонажей-комсомолок — Лизу и Варю.
Актуальный для своего времени роман в 1930-х инсценировали в московских театрах. А сам Кин сделал головокружительную карьеру в советской прессе.
Работал в газетах «Комсомольская правда», «Правда». А с 1931 по 1936 год находился в Риме, Париже как корреспондент ТАСС. Длительные зарубежные командировки в 1930-е для многих заканчивались одинаково. По возвращении в Москву его арестовали, обвинив в шпионаже. В начале 1938 года приговорили к расстрелу. Спектакли по его произведению запретили, тираж книги изъяли из библиотек. По схеме тех непростых времен, его супругу, уроженку Могилёва, литературоведа Цецилию Кин тут же приговорили к восьми годам сталинских лагерей. После окончания срока она находилась в ссылке до 1955 года. Ее и покойного супруга реабилитировали в 1957 году.
Как раз в тот период в ЦК ВЛКСМ чесали затылки. В 1958 году исполнялось 40 лет всесоюзной комсомольской организации. Нужно было всерьез подготовиться. И, конечно, снять тематическое кино о подвиге молодых ленинцев. Искали сценарий. Комсомол тогда возглавляли Александр Шелепин и Владимир Семичастный. Вскоре, оба по очереди, будут руководить КГБ СССР, примут участие в заговоре против Хрущева в октябре 1964 года, а в 1967 году опасающийся их интриг Брежнев лишит бывших комсомольцев высоких постов, переведет на второстепенные должности. Но это будет потом. А в 1957-м оба вдруг вспомнили прочитанную ими в далекой юности книгу В. Кина, которой восхищались. Конечно, они знали о реабилитации автора и решили, что экранизировать к юбилею организации нужно именно этот роман! Согласитесь, это можно назвать зигзагами или кардиограммой судьбы: слава, расстрел, а спустя 20 лет — посмертное оправдание и экранизация!
Принципиальная дебютантка
Высокопоставленные комсомольцы сразу обо всем позаботились. Проведшую 17 лет в тюрьмах и ссылках Ц. Кин приняли на работу в журнал «Новый мир». Попросили, совместно с Алексеем Симуковым, написать сценарий по произведению супруга. Конечно, несчастная женщина радовалась торжеству справедливости и приложила все усилия. Режиссуру доверили Фёдору Филиппову, ранее снимавшему сказки и драмы.
Сначала песни в картине не должны были звучать. В ЦК ВЛКСМ постановщику порекомендовали пригласить в качестве композитора начинающую, но талантливую Александру Пахмутову. Ей было 27 лет, для кино она писала единожды (лента «Семья Ульяновых»), но уж очень нравилась комсомольскому руководству. Умела совместить в мелодиях лирику и идеологию, хотя в партию так и не вступила. Как потом признавалась, не хотела, так как «бюрократы затюкали бы меня своими поручениями». Кажется, они и так это сделали, но сейчас речь не об этом.
Первая мелодия в картине должна была прозвучать в момент расстрела одного из персонажей. Маэстро ее сочинила. И не представляла, что кроме тревожной музыки в такой горестный момент должны звучать еще и слова.
Поэтому, была удивлена, когда поэт Лев Ошанин принес текст для ее музыки:
Забота у нас простая,
Забота наша такая —
Жила бы страна родная,
И нету других забот.
И снег, и ветер,
И звезд ночной полет…
Меня мое сердце
В тревожную даль зовет.
Произведение назвали «Песней о тревожной молодости». Мелодия без текста тоже возникает в фильме несколько раз. В кадре и за кадром комсомольский хит исполнил Юрий Пузырев, сыгравший Безайса. Он даже текст откорректировал. Сначала у Ошанина было написано: «И снег, и ветер, и звезд ночной полет. Горячее сердце в тревожную даль зовет». Артист заметил: «Зачем нам эти штампы с горячим сердцем?» И спел: «Меня мое сердце в тревожную даль зовет». В издательстве, для публикации, фонетическое созвучие «Меня мое» не устроило бы редакторов. А в данном случае, музыка все гармонично соединила.
Примечательно, что, даже будучи дебютанткой, Пахмутова вела себя требовательно. В студии одобрила лишь 17-й дубль исполнения!
Удача разбудила в режиссере желание слышать другие песни за кадром. Их было для ленты написано еще две теми же авторами. Одна забавная, о бобыле. В ней есть такие строчки:
Одиноко человеку
Одному сидеть в избе,
И бобыль из бела снега
Бабу вылепил себе.
Картину показали и позабыли про нее, хоть в ней снялись такие звезды, как Сергей Филиппов, Людмила Касаткина, а прототипа Кина сыграл Всеволод Сафонов. Мотив «Песни о тревожной молодости» в 1962 году стал позывными радиостанции «Юность».
Еще через десять лет ее взял в репертуар ансамбль «Поющие голоса Японии».
На этом слава в странах Азии не завершилась. Хит стал популярен в Китае, Вьетнаме и КНДР.
Вишенкой на торте было ее исполнение немецкой металл-группой Rammstein в собственной аранжировке в Москве в 2002 году. Пахмутова поблагодарила ребят за оригинальную интерпретацию музыки. Стоит напомнить: члены знаменитой команды выросли в советской ГДР, поэтому могли в детстве слышать мелодию.
Читайте также:
- Как в хите «Кто тебя выдумал, звездная страна?» пионера приравняли к герою повести «Маленький принц»
- Как испорченный кран на кухне подвиг композитора создать хит «Топ-топ, топает малыш»
- «А я еду за туманом…». Кто написал мелодию гимна туристов, и почему она столь известна в Европе
- Почему авторам песни «Зачем вы, девочки, красивых любите…» шесть раз пришлось переделывать будущий хит
- «Если хочешь быть здоров…» Как автор советских хитов Лебедев-Кумач угодил в психушку за антисоветчину
Смотрите также: