Как минимизировать вред от электронных гаджетов? Советы родителям
Постоянно смотреть на экран телефона или других электронных гаджетов — вредно для здоровья детей. Это влияет не только на зрение, но и в целом на самочувствие, состояние организма, режим сна и др. Подробнее об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала врач-гигиенист отделения гигиены детей и подростков отдела гигиены Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Ирина Позняк.
Гигиенистами разработаны санитарно-эпидемиологические требования, которые направлены на уменьшение рисков для здоровья детей при работе с электронными гаджетами. Так, например, учебные занятия с использованием электронных средств обучения на основе видеодисплейных терминалов с детьми до 5 лет не проводятся.
Занимаясь с дошкольниками в возрасте 5–6 лет, педагоги и преподаватели должны соблюдать следующие требования:
- Нельзя использовать портативные однопользовательские компьютеры (нетбуки, ноутбуки и др.) и видеодисплейные терминалы, то есть планшеты, электронные книги и т. д.
- Занятия следует проводить не более двух раз в неделю.
- Продолжительность непрерывного занятия с фиксацией взгляда на экране не должно превышать 10 минут.
- Два и более ребенка не могут пользоваться одним электронным устройством.
- Игровые занятия проводятся в присутствии педагога.
- Нельзя играть в компьютерную игру с напряженным темпом и жестоким содержанием.
Для проведения в учреждениях образования занятий с детьми и подростками школьного возраста установлены следующие требования:
- С использованием компьютеров в течение учебного дня для обучающихся 1–4-х классов может проводиться не более одного урока, 5–8-х классов — не более двух, 9–11-х классов — не более трех.
- Продолжительность непрерывного занятия, связанного с фиксацией взгляда непосредственно на экране видеомонитора компьютера (за исключением портативных устройств), не должна превышать для обучающихся в 1–4-х классах — 15 минут, в 5–7-х классах — 20 минут, в 8–9-х классах — 25 минут, в 10–11-х классах на первом часу учебных занятий — 30 минут, на втором — 20 минут.
- Продолжительность непрерывного занятия, связанного с фиксацией взгляда непосредственно на экране портативного устройства (планшеты, электронные книги и др.), не должна превышать для учеников 1-го класса — 7 минут, 2–4-х классов — 10 минут, 5–7-х классов — 15 минут, 8–11-х классов — 20 минут.
- Внеучебные занятия с использованием компьютера рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю общей продолжительностью для обучающихся со 2-го по 5-й класс — не более 60 минут, с 6-го и старше — не более 90 минут.
После каждого урока необходимо организовывать перерывы не менее 10 минут. На занятиях следует выполнять упражнения для глаз и проводить физкультурные паузы.
Продолжительность занятий компьютерными играми для детей в возрасте от 6 до 9 лет должна быть не более 10 минут, развивающих в свободном режиме — не более 25 минут.
Что касается спорного вопроса, с какого возраста стоит давать детям телефон, на него однозначного ответа нет.
— Часто семьи рассматривают гаджеты как самый простой способ занять ребенка во время кормления (пока ребенок ест, он смотрит мультфильм), развлечь его и как метод заставить детей не мешать родителям, когда они заняты делами, — рассуждает собеседница. — Однако следует помнить, что использование девайсов сопровождается малоподвижным поведением, влияет на общую моторику и вытесняет значимые компоненты для развития, к которым, в частности, относится речь.
Зарубежные педиатрические ассоциации рекомендуют исключить использование мобильных устройств для детей в возрасте 0–2 года и ограничивать его продолжительность одним часом в день для детей 3–5 лет.
— Учитывая негативное влияние гаджетов на состояние здоровья детей и подростков, многие страны идут по пути ужесточения гигиенических нормативов и правил их использования в учреждениях образования. Но запреты и ограничения в отношении гаджетов в учреждениях образования не решают проблему безопасного их использования в быту. Здесь необходимо проводить гигиеническое обучение населения — родителей, педагогов, детей, — подчеркнула И. Позняк. — Следует рассказывать им о вредных факторах, с которыми сталкивается пользователь видеодисплейных терминалов и гаджетов, и о мерах защиты от вредоносного воздействия на организм.