Как начинался КВН, и сколько получил Брежнев за мемуары. Этот день в истории: 8 ноября
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 8 ноября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1880 год. Достоевский завершает работу над романом «Братья Карамазовы»
В этот день был дописан эпилог, который автор, не мешкая, отправил в журнал «Русский вестник», печатавший «Карамазова» по частям. «Ну вот и кончен роман! Работал его три года, печатал два — знаменательная для меня минута… Мне с Вами позвольте не прощаться. Ведь я намерен еще 20 лет жить и писать…» — писал Достоевский редактору «Русского вестника» Николаю Любимову.
Что ж, намерения выглядели вполне реально: Федору Михайловичу неделю назад исполнилось 59. Однако этот оптимистический прогноз не оправдался: жить ему оставалось не 20 лет и даже не 20 месяцев, а всего 80 дней. Успех последнего романа Достоевского, как утверждала супруга писателя Анна Григорьевна, был «последним радостным событием в его столь богатой всяческими невзгодами жизни».
В декабре 1880 г. тиражом три тысячи экземпляров вышло первое отдельное издание «Братьев Карамазовых». В первые же дни половина книг была раскуплена, и издатель допечатал еще тысячу экземпляров. Одну из книг Достоевский отправил обер-прокурору Святейшего Синода и члену Комитета министров Константину Победоносцеву. В ответном письме тот поблагодарил за «приятный подарок» и сообщил, что теперь, когда «Карамазовы» вышли отдельной книгой, он может представить ее цесаревичу, будущему императору Александру III, который «ожидал выхода всего романа, чтобы начать чтение».
1895 год. Открытие рентгеновского излучения
Одно из самых выдающихся открытий в истории науки сделал немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген.
Окончив очередную серию экспериментов, ученый выключил освещение и накрыл трубку Крукса — прибор, представляющий собой заполненную разреженным газом колбу, с двух сторон которой впаяны положительно и отрицательно заряженные электроды, — чехлом из черного картона. Трубка при этом осталась под напряжением, а в полумраке комнаты ученый заметил свечение оказавшегося рядом экрана, покрытого кристаллами синеродистого бария. Рентген был удивлен этим явлением и начал проводить самые разнообразные опыты с трубками и бариевыми экранами. Почти сразу ему удалось установить, что загадочное излучение обладает проникающим эффектом — оно пронизывает бумагу, дерево, металлы, стекло.
22 декабря 1895 г. ученый сделал первый в истории снимок человеческой руки, который впоследствии получит название рентгеновского. «Моделью» стала жена физика Берта Рентген.
Х-лучи, как назвал их исследователь, совершили переворот, прежде всего, в медицине, поставив диагностику на новый уровень. В 1901 г. за выдающееся открытие Рентген был удостоен Нобелевской премии по физике, став первым ее лауреатом.
В настоящее время рентгеновские лучи широко используются во многих сферах помимо медицины: например, при досмотре багажа и грузов, для выявления внутренних дефектов в изделиях (железнодорожных рельсах или сварочных швах) и т. д.
1920 год. Грандиозной инсценировкой «Взятие Зимнего дворца» в центре Петрограда отмечена третья годовщина Октября
По масштабности и зрелищности эта инсценировка не имела аналогов в истории России, да и, пожалуй, других стран. Было использовано все пространство Дворцовой площади (тогда — площади Урицкого) и прилегающие к ней территории. Постановщики с самого начала объявили об отказе от идеи «точного воспроизведения картины событий» и остались верны своему слову. Около 8 тыс. человек, в том числе сотни солдат и матросов, изображали взятие Зимнего под канонаду, фейерверк и крики «ура». Всего же на площади в этот день перебывало не менее 100 тыс. человек. Происходящее так захватило зрителей, что на развернувшееся представление они стали реагировать, как на реальные события, и когда началась последняя атака, бросились на штурм Зимнего вместе с толпой статистов.
Одним из инициаторов масштабной постановки был пианист и композитор Дмитрий Темкин, служивший в то время в политуправлении Петроградского военного округа. Вскоре он эмигрировал в США и там, сделавшись успешным композитором и автором музыки к фильмам, удостоился четырех «Оскаров».
Через семь лет после «Взятия Зимнего дворца» Сергей Эйзенштейн в фильме «Октябрь» практически повторил эту инсценировку, и долгие годы кадры из фильма воспроизводили и у нас, и на Западе едва ли не в качестве документальных материалов.
Так взятие Зимнего из реальных событий окончательно превратилось в революционный миф. Со временем стали появляться «свидетели» и «герои» штурма. Хотя вряд ли можно назвать штурмом холостой выстрел «Авроры», после которого вооруженные люди почти без потерь ворвались в помещение дворца и арестовали Временное правительство. Руководил ими «тонколицый, длинноволосый человек, математик и шахматист, когда-то офицер царской армии, а потом революционер и ссыльный, некто Овсеенко, по кличке Антонов» (так описывал секретаря Петроградского революционного комитета Антонова-Овсиенко Джон Рид в книге «Десять дней, которые потрясли мир»).
Жители Петрограда в те годы шутили: съемки фильмов про штурм Зимнего принесли городу вреда больше, чем сама революция.
1961 год. Выход в эфир первого выпуска программы КВН
В среду вечером немногочисленные тогда еще обладатели телевизоров «КВН» включили их и обнаружили в эфире одноименную программу. Создатели передачи и не скрывали, что их аббревиатура вышла из названия самого массового тогдашнего телеприемника. Но расшифровывалась иначе: на экране наблюдался «Клуб веселых и находчивых», детище Муратова — Аксельрода — Яковлева.
Прообразом КВН была передача «Вечер веселых вопросов», созданная в 1957 г. по образцу чешской передачи «Гадай, гадай, гадальщик». В ней телезрители отвечали на вопросы ведущих, причем особенно приветствовался юмор. Идея была совершенно новой для того времени. Впервые в советской телепередаче участвовали не только ведущие, но и зрители. К тому же «Вечер» шел в прямой трансляции. Производила передачу «Фестивальная редакция ЦТ», первая на советском телевидении молодежная редакция, основанная Сергеем Муратовым в 1956 г. «Вечер веселых вопросов» пользовался большой популярностью, но вышел в эфир всего три раза.
По словам Муратова, передача «началась как триумф нового слова на телевидении, а закончилась скандалом — по тем временам опасным. Были даже закрытые постановления ЦК КПСС о нашей вредоносности (они опубликованы при перестройке), вроде: «Вопросы и загадки, предлагаемые слушателям, были не чем иным, как глумлением над советскими людьми».
На третьей передаче был обещан приз всем, кто приедет в студию в шубе, шапке, валенках и с газетой за 31 декабря прошлого года. Объявляя об этом, ведущий — композитор Никита Богословский, — забыл упомянуть о газете. В результате в студию хлынули толпы людей, одетые соответствующим образом.
«Больше всего, — вспоминал создатель программы Михаил Яковлев, — были изумлены работники ГАИ: непонятно, почему в сентябре, при теплой погоде, часов в восемь вечера в сторону Университета на Ленинских горах вдруг устремились толпы людей на велосипедах, на мотоциклах, в частных машинах, в такси, и все одеты по-зимнему!»
Когда все эти люди (в шубах и валенках) смели милиционеров и ворвались в студию, начался полный хаос. Трансляцию прекратили, но передачу ничем не заменили, и до конца вечера телезрители лицезрели на экране заставку «Перерыв по техническим причинам».
Передачу закрыли, однако потребность в подобной программе осталась, и через четыре года ряд бывших создателей «Вечера веселых вопросов» выпустили КВН. Первым ведущим новой телепередачи был Альберт Аксельрод, в 1964 г. его сменил студент МИИТ Александр Масляков.
Поскольку команды часто иронизировали над советской действительностью и даже идеологией, КВН в конце концов тоже прикрыли в 1971 г. А с наступлением перестройки передачу возродили.
С 2001 г. 8 ноября сообщество клуба отмечает Международный день КВН.
1978 год. Воспоминания Леонида Брежнева «Целина» выпущены отдельным изданием
Лично для Брежнева целина стала и испытанием, и серьезной ступенькой в карьерном росте.
В 1954 г. пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Госпланом СССР было намечено распахать в Казахстане, Сибири, Поволжье, на Урале и в других районах страны не менее 43 млн га целинных и залежных земель. Последовавший 1955-й был «годом отчаяния» — урожаи резко упали. Решили сменить первого секретаря компартии Казахстана, и Брежнев стал фактическим главой республики. Доверие партии он оправдал — в 1956-м собрали тот самый казахстанский миллиард пудов хлеба. По определению самого Брежнева, «пробил звездный час целины». Вскоре он уехал в Москву на повышение — секретарем ЦК по оборонной промышленности, получил медаль «За освоение целинных земель». А в 1964 г. Брежнев — триумфатор целины — снял с поста инициатора распашки новых земель генсека Хрущева и занял его место.
Завершив «Целиной» свою мемуарную трилогию (две другие ее части — «Малая Земля» и «Возрождение»), генсек ЦК КПСС стал самым издаваемым в СССР писателем и лауреатом Ленинской премии 1980 г. в области литературы. Он также оказался первым советским лидером, чьи воспоминания дошли до народа: Ленин и Сталин мемуаров не оставили, мемуары Хрущева вышли в США.
Создание брежневской трилогии курировал будущий генсек Константин Черненко, процесс контролировали партаппаратчики Леонид Замятин и Виталий Игнатенко. Писали трилогию на условиях анонимности известные журналисты Аркадий Сахнин и Анатолий Аграновский. В перестроечные годы журналист Александр Мурзин признался, что тоже писал «Целину» и вложил в нее несколько крамольных мыслей, например, о пользе личных подсобных хозяйств. Гонорар Брежнева за трилогию воспоминаний составил 179 241 рубль (средняя зарплата в 1979 г. — 148 рублей).
Тираж каждой книги составил 15 миллионов экземпляров. Они издавались как по отдельности, так и сборником. Трилогия была переведена и разослана в национальные библиотеки 120 стран мира. Ее изучение включили в школьную программу по литературе. Фирма «Мелодия» выпустила пластинки с произведениями Брежнева, записанными голосом актера Малого театра Юрия Каюрова. А для их литературного чтения на телевидении и радио привлекли самого Штирлица — народного артиста СССР Вячеслава Тихонова.
При Горбачеве, летом 1987 г., мемуары Брежнева были изъяты из книжных магазинов и списаны в макулатуру.