Как отбирали матерей-героинь, и почему Караченцов не стал танцовщиком. Этот день в истории: 27 октября
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 27 октября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1899 год. Родился народный артист СССР Михаил Жаров
Жаров очень много и успешно снимался в кино. «Путевка в жизнь», «Три товарища», «Иван Грозный», «Петр Первый», «Воздушный извозчик», «Девушка с гитарой» — фильмы с его участием можно перечислять долго.
Однажды на юге во время прогулки Михаил Иванович встретил Сталина. Жаров непроизвольно попятился и шагнул в сторону. Сталин подошел и сказал:
— А я вас знаю.
Жаров растерянно ответил:
— Конечно, меня все знают…
…В 1953 г. отец четвертой (и последней) жены Жарова был арестован по так называемому «делу врачей», и у артиста начались неприятности. Знакомые обходили его стороной, Жарова перестали снимать в кино, не давали новых ролей в театре.
Позже он снова появился перед кинозрителями, пусть в небольших, но ярких ролях: туповатого военного министра в «Каине ХVIII» и циника Ухова в «Старшей сестре». Театральная же публика никогда его не забывала и принимала всегда восторженно.
В 1973 г. Жаров сам поставил картину и сыграл в ней главную роль — это «Деревенский детектив». Милиционер Анискин, почти фольклорный персонаж, настолько понравился и публике, и критике, и начальству, что вскоре вышло еще два телефильма о хитроватом и добродушном сельском участковом: «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин».
Это был последний всенародный успех великого артиста. В декабре 1981 г. Жарова не стало.
1944 год. Названы первые матери-героини Советского Союза
К лету 1944 г. война с гитлеровской Германией по всем фронтам переместилась за пределы границ Советского Союза. Еще повсюду шли кровопролитные бои, но победа была очевидной, как и многомиллионные человеческие потери, которые страна понесла за годы Второй мировой. Для поддержки женщин и выхода из демографического кризиса требовались срочные меры. Женщин решили поддержать и стимулировать к рождению и воспитанию детей. 8 июля вышел указ об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, а также об учреждении звания «Мать-героиня».
Звание «Мать-героиня», орден и почетная грамота полагались женщинам, родившим и воспитавшим десять и более детей. Одновременно появились орден «Материнская слава» в трех степенях — за рождение семи, восьми и девяти детей и «Медаль материнства» двух степеней — за пять и шесть детей.
Однако со списком награжденных вышла заминка. По всей стране на роли первых матерей-героинь искали многодетных матерей — членов компартии. Но не нашли. Тогда было принято решение первые награды присудить женщинам, у которых дети воевали и погибли.
Список первых 14 матерей-героинь Советского Союза был опубликован в указе, подписанном Михаилом Калининым 27 октября. Через несколько дней он лично вручил женщинам награды в Кремле. Орден под номером один достался Анне Алексахиной, домохозяйке из поселка Мамонтовка Московской области. Она воспитала 12 детей. Восемь ее сыновей воевали, четверо погибли на фронте и еще двое умерли вскоре после окончания войны от ранений. На момент награждения младшему сыну Анны Савельевны было 12 лет. Спустя много лет он рассказывал, что перед каждым визитом многочисленных почетных гостей к ним в барак завозили мебель, а после снова забирали.
Среди первых награжденных были многодетные мамы со всей страны — от Ленинграда до Урала. Обычные простые женщины, колхозницы и домашние хозяйки. Самой молодой матери-героине Татьяне Бубновой, работнице столовой из Свердловской области, было 45 лет.
1944 год. Родился актер театра и кино Николай Караченцов
Мир театра открылся для Николая в детстве: мама, Янина Брунак, в те годы училась в ГИТИСе и как балетмейстер-постановщик ставила спектакли в крупнейших музыкальных театрах в Большом, Казанском музыкальном театре, Музыкальном театре Улан-Батора в Монголии. Разумеется, на репетициях оказывался и маленький сын.
Волшебство и будни балетного закулисья завораживают, и нет ничего удивительного в том, что Коля Караченцов хотел стать танцовщиком. Но мама отговорила его посвящать жизнь балету: «Она знала, как складываются балетные судьбы, и сказала: «Это не для мальчиков», — вспоминал Николай Петрович. — Ведь у мужчины в 40 лет — расцвет жизни, а тут — пенсия. Что делать дальше, если нет балетмейстерского и педагогического таланта? А не дай бог, травма? Я маме благодарен за то, что она отговорила меня от балетной карьеры».
В 1967 г. Караченцов с отличием окончил Школу-студию МХАТ. Обычно выпускников школы автоматически «распределяли» во МХАТ. Но в 1967-м в Московском театре имени Ленинского комсомола в связи с уходом с поста главного режиссера Анатолия Эфроса сложилась катастрофическая ситуация недобора актерского состава. Новый главный режиссер Монахов обратился с письмом к руководству Школы-студии с просьбой о помощи. Впервые за всю историю существования школы, в виде беспрецедентного «исключения», десять ее лучших выпускников были направлены в театр Ленинского комсомола. Так Караченцов стал актером Ленкома и за 30 лет творчества ни разу не «изменил» этому театру. Самой известной его театральной работой стала роль графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось» — спектакле, ставшем визитной карточкой Ленкома.
Службу в театре Караченцову удавалось совмещать с плодотворной работой в кино: «Старший сын», «Человек с бульвара Капуцинов», «Собака на сене», «Петербургские тайны»… А дети его обожали за роль Урри в «Приключениях Электроника». Многие годы детвора бегала за ним с криками: «Урри, Урри! Где у него кнопка?».
«Главная миссия актера — сделать зрителя хоть на микрон, но лучше, чем-то ему помочь, — говорил Николай Петрович в одном из интервью. — Не хочу хвалиться, но одна женщина мне сказала: «Я выжила только благодаря вашей роли в фильме «Старший сын».
В 2005 г. Караченцов разбился на машине и долгое время находился в коме. Он получил тяжелую черепно-мозговую травму, ушиб грудной клетки и множественный перелом ребер. Долго и тяжело восстанавливался.
В октябре 2013 г. он сыграл небольшой эпизод в фильме «Белые росы. Возвращение», где показано, как после долгого отсутствия его персонаж Василий возвращается домой к жене. Поскольку речь актера после автокатастрофы была затруднена, и он был слаб физически, эта эпизодическая роль была практически без слов.
В 2017 г. у Караченцова диагностировали неоперабельную раковую опухоль в легком. 26 октября 2018 г. — за день до своего 74-летия — актер скончался в больнице из-за отказа почек.
1984 год. Введена в действие Байкало-Амурская магистраль
Активное строительство БАМа началось в 1974 г. Основными его участниками были комсомольцы-добровольцы и военные строители. Всего в «стройке века» приняли участие более 2 млн человек. Кроме железнодорожной магистрали, они возводили города и поселки со всей инфраструктурой.
Строительство БАМа велось в сложных климатических и геологических условиях: на многих участках глубина вечной мерзлоты достигает сотен метров, все сооружения должны выдерживать сильные землетрясения.
1 октября 1984 г. было уложено «золотое звено», которое соединило западную и восточную части железной дороги. А 27 октября состоялось официальное открытие сквозного движения поездов по всей магистрали.
С тех пор минуло 40 лет. Сменялись государства, правители, идеологии. И не один раз горячие головы хоронили дорогу, задуманную как путь в будущее, но ставшую для многих символом прошлого.
Время расставило все по своим местам. Сегодня дорога продолжает работать и развиваться, подтверждая правоту тех, кто ее проектировал.
БАМ — одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Она пролегает по территории Иркутской и Амурской областей, Хабаровского и Забайкальского краёв, Бурятии и Якутии. Наряду с Транссибирской магистралью БАМ служит вторым сквозным выходом России к Тихому океану.
1994 год. Министерство юстиции США объявляет, что впервые в истории число заключенных в американских тюрьмах превысило миллион
Озвученная Минюстом цифра — 1 012 851 — количество мужчин и женщин, находившихся в тюрьмах штатов и федеральных тюрьмах, — не включала местные тюрьмы, где, по оценкам, содержались еще около 500 тыс. человек, как правило, на короткий срок. Более половины заключенных в стране — афроамериканцы, в то время как в общей численности населения они составляли всего 13 %. Тот же расовый дисбаланс присутствовал у 2 890 заключенных, приговоренных в 1994 г. к смертной казни: 42 % приговоренных к высшей мере были афроамериканцами.
Рост числа заключенных, вызванный ужесточением законов о наказаниях, вывел тогда Соединенные Штаты на второе место в мире после России по этому показателю. Сегодня же в США самый высокий уровень тюремного заключения на планете.