Как показал себя электробус «Белкоммунмаша» за год тестирования и эксплуатации
О достоинствах и недостатках электробусов — в репортаже корреспондента агентства «Минск-Новости».
Автономный и мобильный
На площадку диспетчерской станции «Серова» один за другим прибывают автобусы. На подзарядке под пантографом с поднятым токоприемником стоит желтый электробус, через пару минут появляется его «собрат» такого же цвета. Интересуюсь у водителей, какие же достоинства имеет инновационная техника «Белкоммунмаша».
— Самое главное, на мой взгляд, в том, что они автономны, для них не нужна контактная сеть, и можно при необходимости воспользоваться любой дорожной полосой, — отметил Вячеслав, работающий на маршруте № 43Э «ДС «Серова» — ДС «Дружная».
Его коллега Дмитрий сегодня обслуживает маршрут № 59Э «ДС «Серова» — ул. Долгобродская». Кроме дежурного комплимента добавляет модели Е 433 Vitovt Max Electro еще несколько плюсов.
— У этой «электрогармошки» плавное движение, — говорит он. — Она бесшумна, быстро набирает ход, мощный мотор позволяет двигаться с приличной для наземного транспорта скоростью, 65–70 км/ч. И салон вполне уютный.
Дмитрий опускает токоприемные «уши» электробуса с подзарядки и отправляется в очередной рейс.
Стильный и бесшумный
На диспетчерскую станцию выруливает еще один электробус, но уже белого цвета, и сразу становится под пантограф. К слову, из 20 единиц этого вида транспорта, переданных в лизинг Троллейбусному парку № 2, лишь 2 белого цвета, а основную расцветку инновационных новинок определяли путем голосования минчане.
Водитель Алексей Русаков, как выяснилось в ходе беседы, в постсоветские годы успел поработать на троллейбусе ЗИУ-9 российского производства, а затем на белорусском АКСМ на маршрутах № 23, 24 и 5. В 2017-м начал тестировать электробус, а 12 мая в числе первых шоферов вышел уже на линию с пассажирами.
— Конечно, эта техника имеет ряд преимуществ перед остальными видами наземного общественного транспорта, — считает Алексей. — Бесспорна ее экологическая составляющая на фоне дизельных автобусов, равно как и мобильность по сравнению с троллейбусами и трамваями, привязанными к контактным сетям и рельсам. Можно объехать затор, ДТП со сторонним транспортом и вообще передвигаться по любой полосе. Стильно оформлен салон, в котором к тому же оборудовано место для маломобильных граждан, а также родителей с колясками. Есть два USB-разъема и две розетки на 220 вольт. При желании можно подзарядить мобильник, например. Электробус оснащен 4 видеокамерами, 3 из них в салоне, 1 выведена на пантограф. Всё происходящее внутри и снаружи отображается на видеомониторе. Кабина шофера просторная. Одно пожелание к производителям — улучшить приборную панель. Как я, так и другие водители электробусов вряд ли захотели бы сменить этот транспорт на другого «железного коня». Горжусь, что в нашей стране производится такая современная техника!
Отправляемся в путь. Салон постепенно наполняется пассажирами.
— Комфортный, просторный салон. Нравится и дизайн электробуса, — делится впечатлениями студент Александр.
— Полностью согласна с парнем, — дополняет домохозяйка Екатерина. — Удобное расположение сидений, хороший обзор. Симпатичная цветовая гамма салона.
Выгодный и экономичный
Свою оценку электробусам дал и заместитель директора Троллейбусного парка № 2 «Минсктранса» по безопасности движения, техническому контролю и диагностике транспортных средств Денис Чимбур.
— Эксплуатационные характеристики электробусов примерно сопоставимы с сочлененными троллейбусами и автобусами, — вводит в курс дела Д. Чимбур. — У модели Е 433 Vitovt Max Electro вместимость — 150 пассажиров, 38 мест для сидения. Пока электробусы комплектуются китайскими конденсаторами и способны преодолевать на одной подзарядке около 20 км. Их ресурс рассчитан на 10 лет и на 10 тыс. подключений. Стоимость электробусов на порядок выше подобных по вместимости троллейбусов и автобусов. Однако в любом случае эта техника более выгодна, за ней будущее. В отличие от другого подвижного состава по ходу движения она сама вырабатывает электроэнергию, которая и поступает в накопитель. Экономия электричества существенная, не менее 20 %. А главное — для электробусов не нужно возводить дорогостоящие и трудоемкие в содержании и ремонте контактные сети.
Специфика обслуживания и подготовки к рейсу, как оказалось, особо не отличается от другого наземного транспорта, за исключением подзарядки в депо. Тестировать модель Е 433 Vitovt Max Electro стали в конце марта, в середине мая — эксплуатировать. Вначале — на троллейбусном маршруте № 59, позже — на 43-м. Сейчас обкатку проходит еще один электробус — по проспекту Победителей на автобусном маршруте № 1 «Вокзал — Веснянка», причем вместе с пассажирами.
— За год использования инновационной техники случилась лишь одна серьезная авария, — продолжает собеседник. — У грузовика, буксирующего экскаватор, разошлось прицепное устройство. Он пропорол обшивку электробуса, который затем был отправлен в ремонт на «Белкоммунмаш». Было еще несколько ДТП с их участием, но незначительные, с царапинами и вмятинами, и без пострадавших. За указанный период также произошли два возгорания в вентиляционной системе, расположенной на крыше. После этого она была демонтирована на всех 20 единицах и отправлена на завод на доработку. В процессе эксплуатации электробусов мы уже обратили внимание их производителей на доработку отопителей салона, на конструкцию и малый объем топливных баков. Надеюсь, наши пожелания будут учтены.
О планах рассказал генеральный директор «Минсктранса» Леонтий Папенок:
— До апреля следующего года в распоряжение нашего предприятия поступит еще 60 электробусов двух моделей — короткие и «гармошки». Скорее всего, они будут базироваться в «Уручье-2», на ул. Гинтовта, где в конце мая начнем достраивать автопарк. Готовность данного объекта на сегодня составляет 85 %. Планируется, что часть инновационной техники будет использоваться и по направлению движения автобуса маршрута № 100 по пр. Независимости до спорткомплекса в Уручье, который будет задействован в будущем году во II Европейских играх. Уже прошел тестовый заезд электробуса с пассажирами до 9-го километра.
Фото автора