Как политические события в Беларуси влияют на курс доллара. Обзор валютного рынка от аналитика
Как будут вести себя в июне доллар, евро, российский рубль и цифровые валюты по отношению к белорусскому рублю, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал руководитель информационно-аналитического центра TeleTrade Сергей Лысаков.
— Встреча президентов сыграла на курс рубля?
— В мае, еще за некоторое время до событий, связанных с рейсом Ryanair, наблюдалось некоторое «нежелание» рубля укрепляться. По крайней мере, дальнейшее движение в сторону укрепления явно начало «буксовать». Окончательно перейти в сторону снижения рублю помогла комбинация факторов. Это и призыв Александра Лукашенко к Нацбанку ограничить отток валюты из страны, и укрепление доллара на международном рынке в последнюю неделю мая, — уверен аналитик.
По словам С. Лысакова, на курс повлияла и скоординированная реакция большинства европейских стран, США и Украины на инцидент с самолетом, в результате которого был арестован бывший главный редактор запрещенного Telegram-канала Роман Протасевич. В то же время в последний день мая курс рубля несколько стабилизировался после появления официальных комментариев по итогам встречи Александра Лукашенко и Владимира Путина 28 мая.
Так, в числе возможных вариантов поддержки Беларуси обсуждалось выделение 500 млн долларов в рамках кредита в 1,5 млрд долларов, одобренного Россией прошлой осенью. Фактически это неиспользованный остаток по тому кредиту.
— Безусловно, выделение любой финансовой помощи со стороны России будет благоприятно сказываться на курсе национальной валюты, — утверждает С. Лысаков. — Однако без масштабной помощи со стороны восточной соседки Беларуси не хватит надолго средств для стабилизации экономической ситуации, в том числе на валютном рынке.
Санкции жесткие или декларативные
По словам аналитика, давать какие-то долгосрочные прогнозы по курсу рубля сейчас довольно сложно. Курсообразование в ближайшем будущем будет зависеть скорее от внешнеполитических факторов. Это и санкции со стороны Евросоюза и США, и объемы финансовой поддержки со стороны России.
«Белорусский фактор», вероятнее всего, станет одной из тем обсуждения на встрече президентов США и России 16 июня. В этой связи очень интересно будет посмотреть на время принятия санкций со стороны США. Если санкции будут объявлены до этой встречи, то они, вероятно, будут более жесткими и будут означать жесткую позицию США и в отношении Москвы. Если же совместные санкции США и ЕС последуют после этой встречи, то есть шанс, что они будут в большей степени декларативными, например, в виде расширения списков нежелательных граждан Беларуси в Евросоюзе и США.
— Возможно ли возвращение нелегального валютного рынка?
— Вряд ли все эти факторы способны сейчас изменить курс на понижение белорусского рубля. Они лишь могут замедлить или ускорить этот процесс. Безусловно, не стоит недооценивать чрезвычайные полномочия для Нацбанка, которые позволят ему вводить ограничения на валютном рынке уже с июля текущего года. Однако в случае, если такие чрезвычайные меры будут реализованы, то это будет означать нерыночное формирование курсовой политики, — считает С. Лысаков.
По мнению аналитика, в любом случае от набора этих мер и будет в итоге зависеть курс национальной валюты. Судя по всему, Нацбанк такими полномочиями воспользуется. Причем меры будут, скорее всего, довольно жесткими. Официально курс белорусского рубля от этого выиграет, но вполне возможно формирование нелегального валютного рынка с альтернативным курсообразованием.
— В июне можно ожидать ослабления рубля к отметкам 2,6–2,65 по отношению к доллару США, ослабление к евро может идти более быстрыми темпами — до 3,13–1,15 рубля за единицу европейской валюты. Разумеется, существуют высокие риски резких движений курса в результате неожиданных событий внутреннего и внешнего характера, которые могут существенно отразиться на валютном курсе, — прогнозирует С. Лысаков.
Антирекорд для биткойна
Что касается цифровых валют, то аналитик считает, что пока наблюдается высокая волатильность, а также панические настроения по ряду валют, например Bitcoin, Ethereum, Cardano и XRP. Май поистине стал антирекордом для биткойна. Его курс рухнул на 38 %. Это самое большое падение за всю историю ведущей криптовалюты.
Сейчас на рынке продолжаются продажи биткойна, но они носят краткосрочный спекулятивный характер. Крупные долгосрочные инвесторы, а также майнеры аккумулируют цифровую валюту.
На последней неделе мая они приобрели 77 000 монет. Такая активность положительно сказывается на курсе ведущей цифровой валюты, которая, похоже, нащупала коррекционное дно на отметках 34 500–34 700 долларов за биткойн. Пока можно с осторожным оптимизмом говорить, что его курс будет расти и может достигнуть 40 000–45 000 долларов за единицу к концу июня. Дальнейшее движение будет зависеть от того, насколько курс сможет закрепиться на отметке выше 40 000 долларов.
— В какой валюте лучше копить?
— С точки зрения сбережений можно порекомендовать наращивать валютную составляющую сверх средств, необходимых в рублях для поддержания текущего уровня жизни. При этом накопления желательно хранить в наличных деньгах, — советует С. Лысаков. — Наиболее перспективными на ближайшее время представляются накопления в евро.