1200 90

Как помочь школьнику с выбором профессии? На вопрос отвечают директора учебных заведений

В школе ребенок определяется с выбором профессии. Какую помощь в этом ему оказывают педагоги, поинтересовалась корреспондент агентства «Минск-Новости» у руководителей учебных заведений.

Директор средней школы № 148 Ольга Смирнова:

– Большинство родителей склонны навязывать детям собственные представления о модных или удобных профессиях. Мало кому хочется, чтобы их чадо работало на стройке или заводе, – лучше сидеть в офисе. Причем нередко это предубеждение руководит выбором выпускников сильнее, чем профориентационная работа в школе.

Ребята из нашей школы, поступив после 9-го класса в колледжи строительного направления и получив рабочие профессии, никогда не жалели о том, что стали краснодеревщиками или укладчиками плитки. Уже на 2-м курсе они получали хорошие деньги: заработок зависел от объема выполненных работ и нередко превышал доход преподавателей. По окончании учебы в колледже их ждало удачное распределение.

В школе действует профориентационный совет, в который входят представители администрации, социально-педагогической службы, классные руководители, а также руководители методических объединений. Совет планирует мероприятия для учеников разных классов.

Школьные психологи проводят с учащимися тесты, позволяющие определить их способности. С результатами знакомят как детей, так и родителей. Посоветовавшись, они вместе могут решить, какие профессии приемлемы для будущих выпускников. Кроме того, организуем для ребят встречи, на которые приглашаем представителей профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, вузов. Младшие школьники бывают с экскурсиями на разных предприятиях города, где знакомятся с условиями труда, общаются с работниками. Как результат, 40–45 % наших учащихся после 9-го класса поступают в колледжи и лицеи.

Директор гимназии № 31 Анна Старовойтова:

– На мой взгляд, сегодняшним выпускникам школ не хватает информации о том, как работают специалисты на крупных предприятиях. Поэтому нередко ребята даже не представляют, что и на заводе можно получать достойную зарплату и полный соцпакет. Посещение ведущих предприятий, которые имеют четкую линию развития и идут в ногу со временем, видится мне самым эффективным способом привлечения детей в рабочие профессии. Необходимо на реальных примерах показывать, что быть умелым слесарем, столяром или отделочником так же престижно, как юристом или экономистом. Хорошо, когда профориентационная работа в школе ведется не через навязывание, а в неформальном общении.

У гимназии своя специфика: здесь учатся мотивированные на поступление в вузы дети. Тем не менее в нынешнем учебном году мы запланировали посещение лицея № 5, колледжей полиграфии и радиоэлектроники. Недавно установили современное оборудование в кабинете для уроков обслуживающего труда для девочек. Думаю, со временем и это даст положительный результат.

Директор средней школы № 53 Наталья Слепян:

– Свое будущее учащиеся, как правило, связывают с интересной, престижной и востребованной профессией, которая поможет им реализоваться, добиться материального благополучия и экономической независимости. Большинство мечтает о получении высшего образования. Но приоритеты рынка труда меняются. Наиболее востребованы сегодня рабочие кадры: строители, водители, продавцы, повара… Понятно, что в школе мало кто мечтает стать каменщиком или маляром. Однако дети не учитывают главного: если профессия востребована, значит, перспективна для профессионального роста. Сегодня рабочая специальность – не только старт для успешной карьеры, но и хорошая возможность заработать.

В нашей школе организованы бригады вторичной занятости учащихся. Так, ребята могут с пользой организовать свой досуг, применить на практике трудовые навыки, научиться чему-то полезному, что может пригодиться им в жизни, и, конечно, заработать деньги на карманные расходы. Большую роль в профориентации играет участие детей в объединениях по интересам, клубах, спортивных секциях. Каждый наш ученик посещает несколько факультативных занятий, секций и кружков.

В школе организовано медицинское сопровождение профессионального самоопределения – углубленные медосмотры учащихся 9–11-х классов, консультации врачей-специалистов. Постоянно обновляется информация на школьном сайте, уголка «Мой профессиональный выбор». В библиотеке действует выставка со справочно-информационными материалами о предприятиях, учебных заведениях города, социально-правовой защите выпускников.

Директор средней школы № 96 Ирина Дрозд:

– Сегодня наши выпускники если и идут в вузы, то, как правило, на инженерные специальности. Например, очень часто выбирают БНТУ. Стараются поступать на бюджетное отделение, потому что не каждая семья может позволить себе платное обучение студента.

В 2010 году в школе открыты классы правовой направленности. Нынче их 6. Там учатся 126 мальчиков и девочек. Обучение ведется в тесном сотрудничестве с Академией МВД и органами внутренних дел. Это совсем не означает, что после окончания школы ребята обязательно выбирают юридические специальности или службу в силовых структурах. Однако дополнительные занятия по математике, русскому языку и обществоведению позволяют им на ЦТ чувствовать себя более уверенно.

Учитель русского языка и литературы Наталья Проснева работает над проектом «В мире профессий». Он рассчитан на три года. В первый год семиклассники знакомятся с такими понятиями, как промышленность, производство, с профессиями, необходимыми нашему городу. На следующий год классные руководители при участии психолога тестируют ребят, по результатам выявляют склонности и особенности характера учащихся. На третий год проводят профессиональные пробы. Если, к примеру, ученик решил стать педагогом, он может поработать в паре со школьным воспитателем группы продленного дня: рассказать детям сказку, собрать их на прогулку. В старших классах ребята посещают предприятия и учебные заведения.

Фото Сергея Пожоги

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Где в Минске 26 ноября контролируют скорость авто

На 10 участках дорог Минска 26 ноября работают мобильные датчики контроля скорости, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в столичной ГАИ.

радар

Спидкамы на 60 км/ч установлены на пр. Независимости, Дзержинского, Партизанском, Пушкина, ул. Кальварийской, Маяковского и Притыцкого.

Нарушение скоростного режима в 70, 80 и 90 км/ч фиксируют на пр. Дзержинского, Независимости и МКАД соответственно.

Одна клиентка следила за мужем, другая переодевалась на ходу. Минский таксист — о пассажирах

«Женщина попросила догнать машину, в которой сидел ее супруг с любовницей». Столичный таксист поделился забавными историями из практики и рассказал, что раздражает водителей в поведении пассажиров. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

depositphotos 316707640 s

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

«Докурим кальян и выйдем»

Больше всего, по признанию таксиста Вадима, водителей раздражает длительное ожидание пассажиров, поездка с которыми будет весьма короткой. Оно часто переваливает за «бесплатные» несколько минут и становится томительным.

— Бывает, сижу и думаю: «Ну вот, за эти десять минут, в течение которых я стою под подъездом, я бы уже доехал до места назначения». А когда человек наконец появляется на горизонте, аргумент всегда один: мол, я за это плачу деньги. Раздражает и огорчает такое отношение к таксистам. Некоторые воспринимают водителей как прислугу. Нет человечности и понимания, — делится мужчина.

Собеседник отмечает: если каждый из пассажиров не будет спешить, то при 20 заказах (каждый раз по пять минут у подъезда), таксист потратит впустую 1,5 часа. А ведь за это время можно было «закрыть» поездки три-четыре. К счастью, такие ситуации — редкость. Наряду с теми, кому торопиться некуда, находятся и минчане, которые садятся в салон авто, как только транспорт подъезжает. Особенно это характерно для пассажиров, нацеленных на длительную поездку.

— Еще таксистов раздражает, когда человек находится на проспекте и вызывает машину не на остановку, хотя она рядом. Тормозить посреди дороги в час пик ни один адекватный водитель не станет, — рассказывает Вадим.

Если выполнить прихоть клиента, в лучшем случае все закончится отборными ругательствами остальных участников дорожного движения. В худшем — очевидно, аварией.

Собеседник отмечает, что есть и другая категория любителей проспектов. Они в качестве точки, что отрадно, указывают остановку. Только вот появиться на ней могут не сразу — возвращаемся к вопросу ожидания. У Вадима как-то даже была такая ситуация, когда ему сообщили: «Мы в заведении рядом. Выйдем, когда докурим кальян». И случилось это в час пик.

2149149653

Фото носит иллюстративный характер, freepik.com

— Есть, кстати, еще один момент, совсем скоро он станет злободневным. Я говорю о пассажирах, которые не отряхивают куртку и ботинки от снега, когда садятся в салон. «Летняя альтернатива» этим гражданам — минчане, которые едут с пляжа все в песке. Вот с этой категорией у меня даже связано неприятное воспоминание, — делится Вадим.

Таксист как-то вез маму с ребенком с Минского моря. Высадив их, со спокойной душой поехал на следующий заказ. Прибыл на точку. Пассажир открыл дверь и замешкался, все не садился. Когда собеседник обернулся, чтобы проверить, в чем дело, то увидел, как минчанка вытирала сидение — после предыдущих пассажиров оно было усыпано песком.

— Мне так стыдно было, словами не передать. Вышел, все вытер, извинился, но все-равно какая-то неловкость осталась, — говорит таксист.

Как в сценах из кино

За время работы Вадим пару раз становился героем забавных историй с участием пассажиров. Например, как-то он вез девушку-аниматора на детский утренник. Она опаздывала, поэтому спросила у водителя разрешение переодеть колготки прямо в машине во время поездки. Вадим посмеялся, но разрешил.

— Еще как-то была история — я просто стоял во дворах, курил, и ко мне подбежала женщина. Спросила, сколько стоит час работы. Я ответил. Незнакомка сказала, что все оплатит и сообщила, что «будем сидеть в засаде». Как оказалось, она хотела проследить за мужем. По ее рассказам, он тогда должен был встречаться с любовницей, — рассказывает мужчина.

Дальше, как подмечает собеседник, все было как в знаменитых киношных сценах: они ехали за авто, в котором сидела парочка. После таксист женщину высадил, а она побежала разбираться с неверным супругом.

такси

Фото носит иллюстративный характер

Табу на нетрезвых

В противовес веселым историям в арсенале таксиста есть и порядком грустные. Правда, негативный опыт взаимодействия с пассажирами, как признается сам водитель, у него минимальный. Во многом этому способствует один из принципов мужчины: пьяных минчан таксист старается не брать. Правда, если веселый пассажир оказывается в сопровождении второго, трезвого, то Вадим без проблем едет.

— В качестве исключения как-то повез парня, широкоплечего, высокого, разумеется, под градусом, с его не пившей в тот вечер миниатюрной девушкой. Запомнился этот случай надолго, — смеется Вадим. — Пассажир этот в дороге заснул, а дама не могла его разбудить. Попросила дотащить ее избранника до третьего этажа, даже заплатить предлагала. Мне стало ее жалко, согласился, только денег не взял.

Спрашиваю водителя, часто ли встречаются конфликтные пассажиры. Собеседник отвечает, что в этом вопросе многое зависит от поведения самого таксиста: если ты совершенно спокоен, не провоцируешь перепалку, вежливо общаешься, то и желания поругаться с тобой не будет. Более того, будучи уравновешенным, на каких-то моментах ты просто не заостряешь внимание. Плюс ко всему, адекватно аргументируешь, допустим, запрет на курение в салоне авто. Предлагаешь альтернативу: остановиться во дворах, чтобы пассажир мог выйти, утолить «никотиновый голод», а после снова забраться в машину.

— Справедливости ради, и водители есть разные. Некоторые сами проявляют неуважение, а потом стремятся обвинить в конфликте того, кто заказывал авто. Мне как-то девушка рассказывала, что один такой таксист открыл окно и курил прямо при ней, — делится Вадим.

depositphotos 199631946 s

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

«А это что, не деньги?»

С хамами мы разобрались, теперь коснемся хитрых пассажиров — в такси периодически встречаются и такие. Некоторые из них намеренно не предупреждают водителя о том, что купюра у них крупная.

— Однажды вез девушку, а там цена поездки, как сейчас помню, была 3,3 рубля. Мы прибыли на точку назначения, и она протягивает мне 100 рублей. Я спрашиваю, нет ли у нее купюры поменьше. Она в ответ выдает: «А это что, не деньги?», — говорит собеседник.

По поведению девушки Вадим понял, что она не обсуждала с ним этот момент намеренно, в надежде, что у него не будет сдачи. Только вот она нашлась — у мужчины в кассе обычно достаточно денег, чтобы выйти из такой ситуации. За столь откровенную наглость таксист стал отсчитывать нужную сумму по 5 рублей, хотя купюры крупнее, справедливости ради, у него были. А финальные 1,7 рубля он собирал по 5–10 копеек.

— Она, конечно, резко изменилась в лице. Ну а как еще реагировать на обесценивание чужого труда? В ее понимании, я почему-то должен был поработать бесплатно. Такое отношение всегда возмущает, — заключил Вадим.