Как продвигается возведение БелАЭС, и что слышно о тарифах на электричество
БелАЭС — самая крупная стройка в стране. Что сейчас там происходит, своими глазами увидели корреспонденты агентства «Минск-Новости».
Площадь строительной площадки — 300 га. На возведении 130 объектов задействованы более 7 000 человек.
Сооружение первого энергоблока на финишной прямой. Степень его готовности — 86–87 %. Заработать он должен до конца текущего года. В апреле намечено завершить сборку реактора. К этому времени будут готовы необходимые технологические системы. Запланированы гидравлические испытания, промывка оборудования, а затем физический и энергетический пуск реактора. По словам заместителя министра энергетики Михаила Михадюка, ядерное топливо уже готово.
Топливный элемент представляет собой тепловыделяющие сборки длиной 4,5 м. Это комплект трубок из циркониевого сплава, внутри них урановые таблетки. Для одного реактора нужны 163 такие тепловыделяющие сборки, в которых содержатся свыше 18 млн урановых таблеток. Вес одной урановой таблетки — 5 г. Количество тепла, которое она выделяет, эквивалентно 350 л нефти, 360 куб. м природного газа, 400 кг каменного угля или 640 куб. м древесины. Пока ядерное топливо не активно, оно ничего не излучает и не опасно.
Увидеть здание реактора изнутри не довелось. Это уже чистая зона, там работают люди в спецодежде. Вход посторонним запрещен. Высота здания реактора — 70,2 м, диаметр — 44 м. У него двойная защитная оболочка. Внутренняя изготовлена из бетона толщиной 1,2 м, там металлическая арматура. Другая, как сетка, оплетает всю конструкцию и делает ее еще более прочной. В реальности она напоминает канат, состоящий из 55 более мелких канатов. Всего их 125 штук. Объем здания — 75 000 куб. м, при этом оно сохраняет герметичность при внутреннем давлении в 5 атмосфер.
Зато полюбовались прекрасным видом на реку Вилию. Для поддержания баланса воды на БелАЭС ее будут брать отсюда, для чего и построили водозабор. Сооружение представляет собой ковш длиной 187 м. На глубине 8 м — специальная сетка, которая не пропускает мусор и рыбу. Вода поступает на насосную станцию, где проходит первичную очистку, а затем подается еще на одну насосную станцию. Такой каскадный путь обусловлен тем, что перепад высоты между рекой и АЭС — 70 м.
Как заверил начальник отдела охраны окружающей среды БелАЭС Игорь Киреев, отрицательного воздействия забор воды на состояние реки не окажет.
— Нет препятствий и для прохода рыбы с Балтики. Это одна из рек Беларуси, где не стоит дамба, поэтому нерестилища не затронуты, — добавил И. Киреев.
Кроме того, Вилия не будет подвергаться тепловому загрязнению. Вода, поступающая обратно в реку, будет охлажденной: ее температура ниже среднего показателя в Вилии почти на 2 градуса.
Преодолев 11-километровый путь от реки до БелАЭС, вода попадает в здание водоподготовки, где обессоливается. Процесс полностью автоматизирован, установку обслуживают лишь два специалиста. Вода без примесей нужна, чтобы на стенках оборудования и трубах не образовывались отложения.
Кроме того, на БелАЭС уже работает центральный пульт управления. На семиметровом экране — схема распределения электроэнергии в энергосистеме страны. Вахту несут три человека. Здесь будут восемь таких бригад, в основном специалисты с опытом работы на атомных станциях России, Украины и Литвы. Их задача — контролировать работу оборудования, следить за схемой выдачи электроэнергии. Правда, пока БелАЭС ее не вырабатывает, а только потребляет для собственных нужд.
Электричество приходит сюда по одной из 7 высоковольтных линий. В общей сложности построено более 1 000 км воздушных линий электропередачи напряжением 330 кВ. Когда станция заработает, электричество будет уходить на подстанции в Сморгони, Поставах, Росси, Столбцах, Молодечно, Минске.
Какими будут тарифы на электричество, еще не решено.
— В течение последнего года плотно занимаемся расширением тарифного меню для разных потребителей. Наша задача — найти разумный баланс в тарифах, который бы обеспечивал конкурентоспособность экономики, — отметил М. Михадюк. — Что касается конкретных цифр, давайте доживем до ввода АЭС.
Фото Ирины Малиновской