1200 90

Как разглядеть талант в ребенке, и почему у педагога должно быть горящее сердце

Как разглядеть талант в ребенке, и почему у педагога должно быть горящее сердце, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала учитель по фортепиано Детской музыкальной школы искусств № 19 Мария Ермоленко.

30 09 2024 obrazovanie uchitel muzyki ermolenko marina malinovskaya10 kopiya

Были бы крылья, а небо найдется

— Многие педагоги говорят, что мечтали о своей профессии с детства. Как было у вас?

— Наоборот, она выбрала меня. Однажды в Сморгонь, где жила моя семья, приехала столичная комиссия. Она осуществляла отбор ребят со всей республики для учебы в Гимназии-колледже искусств имени И. О. Ахремчика. Я тоже была на прослушивании. После преподаватели долго уговаривали маму отпустить меня, семилетнюю, на обучение в Минск.

В итоге оказалась в стенах этого учреждения образования. Здесь прошли мои детство и юность. Я попала к великолепному учителю Татьяне Сергиевской, воспитавшей несколько поколений прекрасных исполнителей, которые радуют творчеством людей по всему миру. Таких преданности, самоотдачи, а также отношения к профессии и учащимся я никогда не встречала. Планку, заданную ею, до сих пор не могу превзойти. Позже была учеба в Белорусской государственной академии музыки, но, считаю, мое становление произошло с первым наставником, когда получила самое главное — безграничную любовь к музыке. Сегодня стараюсь заразить ею своих учеников.

— Как найти подход к ребенку? Может, есть универсальные приемы общения?

— Все индивидуально. Мы имеем дело с личностью, у которой есть неповторимый внутренний мир, возможности, эмоции. Нельзя относиться к детям как к конвейеру. Недавно посещала курсы повышения квалификации, и психолог, выступавшая перед нами, убеждала: с ребенком надо придерживаться делового стиля общения. Я с этим не согласна. Скорее такой стиль подойдет для студентов. С пятилетними малышами, которые приходят к нам на занятия, необходимо строить теплые отношения.

За почти 20-летнюю практику научилась читать своих воспитанников. Понимаю, когда у них тяжело на душе. Если ребенок не видит во мне единомышленника, процесс обучения не идет. Все же музыка требует искренней отдачи.

30 09 2024 obrazovanie uchitel muzyki ermolenko marina malinovskaya04 kopiya

Доброе начало — половина дела

— Что дают уроки музыки в целом?

— По словам психолингвиста Татьяны Черниговской, происходит тонкая изысканная настройка нейронной сети. И не имеет значения, станут дети профессионалами или нет.

Это касается игры на любом инструменте. Если у ребенка не получается с фортепиано, можно попробовать, например, со скрипкой. Здорово, что в нашей школе действует подготовительное отделение, где мы можем наблюдать за ребятами и посоветовать им, какой инструмент подойдет конкретному ученику, чтобы максимально раскрыться. В противном случае из-за неправильного выбора самое прекрасное, что может быть в мире, — музыка — начнет вызывать отторжение.

— В юном возрасте, когда детей приводят в музыкальную школу, вряд ли можно говорить об их осознанном выборе…

— Безусловно, изначально это желание родителей. Тем не менее аппетит приходит во время еды: чтобы малыш захотел заниматься, он должен попробовать предлагаемое блюдо. Многое зависит от педагога — от того, как он преподносит информацию. Это особенно важно для нынешних детей, взращенных на шоу, быстром дофамине от просмотра 15-секундных роликов в интернете. Для них надо постараться. Я не говорю, что учитель должен становиться клоуном, но урок необходимо строить так, чтобы увидеть интерес в глазах ребят.

По песне и припев

— То есть любой ребенок может заниматься музыкой?

— Да. Более того, как показывает опыт, она способна решить многие проблемы со здоровьем, например, у детей с физическими особенностями. Чтобы все сложилось, есть формула успешного развития, которая предполагает три составляющие: ученик, родители и педагог. Не узнали бы в мире о Моцарте, если бы не его отец Леопольд, направивший свое чадо. Еще великий Эйнштейн утверждал, что гений — это 1 % таланта и 99 % упорного труда. Не стоит ждать ежесекундного результата. Музыка — трудоемкий и длительный процесс, требующий колоссального вложения эмоций и времени. Наряду с преподавателем такое обязан объяснять и родитель, организовав регулярные занятия дома.

30 09 2024 obrazovanie uchitel muzyki ermolenko marina malinovskaya14 kopiya

— Есть ученики, которыми гордитесь?

— Я не отношусь к педагогам-эгоистам, которые, встретив неординарного ребенка, привязывают его к себе. Наоборот, моя задача — разглядеть зерно таланта в воспитаннике и передать его в среду, где делают упор на профессиональном музыкальном образовании. Это важно.

Когда дети оказываются в окружении единомышленников, где все смотрят в одну сторону и говорят на одном языке, для них открывается новый мир. Так происходит заражение профессией. Когда замечаю у ребенка задатки, которые способны превратиться в нечто большее, понимаю: скоро придется расставаться. Мои воспитанники сегодня проходят обучение в гимназии-колледже при академии музыки, Гимназии-колледже искусств имени И. О. Ахремчика. Лишь одна девочка из тех, что «с зерном», доросла со мной до 7-го класса. Она планирует поступать в Минский государственный музыкальный колледж имени М. И. Глинки. Да, мои ребята побеждают на различных конкурсах, но не могу сказать, что горжусь только ими, а с остальными лишь отбываю повинность. С каждым ребенком мы решаем задачу, важную именно для него. Для одного это поступление в музыкальный колледж или школу при академии, а для другого — достойное выступление на очередном экзамене в нашем учреждении. Вот это и есть гордость.

— Вы профессионально занимаетесь музыкой с 7 лет. Как удается избежать выгорания?

— Трудно заряжать других, когда у тебя остывшее сердце. В таком случае калечишь не только свою жизнь, изо дня в день приходя на работу как на каторгу, но и жизни учеников. Поэтому «болезнь» лучше предупредить.

А какую подпитку дают дети! У них есть то, чего нет у взрослых, — искренность и непосредственность. Я даже летом не могу расстаться с некоторыми воспитанниками. Они приезжают ко мне на дачу, мы пьем чай, музицируем и под сонаты Гайдна говорим о музыке. Не представляю себя в другой профессии. Я на своем месте.

Интересные факты о занятиях музыкой:

  • чтобы избежать выгорания, необходимо обязательно ходить на хорошие концерты, черпать эмоции из путешествий, экскурсий, общения;
  • музыка как спорт: не станешь сразу заниматься на высоком уровне — будет упущено время. В такой ситуации не поможет даже одаренность;
  • в момент занятий работают оба полушария, развиваются логика, мелкая моторика, все виды восприятия, память.

Фото Ирины Малиновской

Читайте также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Площадка для зимних катаний появится в обновленном парке Горького

Горка для катания в зимнее время, павильон проката «ватрушек» и велосипедов и новая детская площадка появятся в Центральном детском парке им. М. Горького после реконструкции, сообщил корреспонденту агентства «Минск-Новости» начальник парка Глеб Кузнецов.

hamiczevich 40 1

Приемка работ по горке для катания в зимнее время, согласно проекту, также как и остальные работы по реконструкции, запланирована на февраль 2025-го, — уточнил Г. Кузнецов. — В парке также появится павильон проката «ватрушек» и велосипедов. Новый детский игровой комплекс разместится по соседству с «Бригантиной» — площадкой в виде корабля в части парка, которая выходит на ул. Первомайскую.

Напомним, подготовительные мероприятия по реконструкции парка начались 7 октября 2024-го. Завершить ее «Минскзеленстрой» намерен до начала следующего сезона аттракционов. Традиционно их запускают в конце апреля.

Проект предусматривает также замену инженерных сетей и частично освещения.

 Читайте также:

Новые павильоны и площадка для малышей: реконструкция парка им. М. Горького начнется в октябре

Дни Минска начинаются в Санкт-Петербурге

Дни Минска начинаются в Санкт-Петербурге 24 октября. В течение двух дней пройдут ярмарка с участием белорусских предприятий, выставка продукции машиностроения, деловая и культурная программы, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в пресс-службе Мингорисполкома.

img 20240512 143245

В первый день состоятся встречи председателя Мингорисполкома Владимира Кухарева с губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым, а также с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко. Ожидается подписание документов о сотрудничестве по различным направлениям.

Также пройдет товарищеский матч по гандболу. В Мариинском театре покажут постановку Большого театра Беларуси — оперу Владимира Солтана «Дикая охота короля Стаха».

Во второй день, 25 октября, запланирована экскурсия по историко-мемориальному музею «Смольный». Затем состоится заседание XIV Совета делового сотрудничества Республики Беларусь и Санкт-Петербурга с участием премьер-министра Беларуси Романа Головченко.

В историческом парке «Россия — моя история» с 10:00 до 20:00 пройдет ярмарка предприятий — производителей белорусских товаров, а также выставка промышленной техники. Гостей ожидает концертная программа с участием белорусских коллективов народного творчества и исполнителей: Белорусского государственного ансамбля «Песняры», заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь народного ансамбля музыки и песни «Щодрыца», фольк-группы «Неруш», народного ансамбля песни «Ярыца», заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь «Белый птах», арт-группы «Брэнд бай» и других.

В Театре юных зрителей им. А. А. Брянцева состоится концертная программа «Мінск вітае сяброў» с участием мастеров искусств и лучших коллективов художественного творчества белорусской столицы.

Кроме того, Минск презентует туристический и культурный потенциал. С 24 по 25 октября в Музее истории города Санкт-Петербурга пройдет выставка работ Героя Беларуси, народного художника Беларуси, почетного гражданина города Минска Михаила Савицкого «Цена крови. Геноцид белорусского народа во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.».