Как разглядеть талант в ребенке, и почему у педагога должно быть горящее сердце
Как разглядеть талант в ребенке, и почему у педагога должно быть горящее сердце, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала учитель по фортепиано Детской музыкальной школы искусств № 19 Мария Ермоленко.
Были бы крылья, а небо найдется
— Многие педагоги говорят, что мечтали о своей профессии с детства. Как было у вас?
— Наоборот, она выбрала меня. Однажды в Сморгонь, где жила моя семья, приехала столичная комиссия. Она осуществляла отбор ребят со всей республики для учебы в Гимназии-колледже искусств имени И. О. Ахремчика. Я тоже была на прослушивании. После преподаватели долго уговаривали маму отпустить меня, семилетнюю, на обучение в Минск.
В итоге оказалась в стенах этого учреждения образования. Здесь прошли мои детство и юность. Я попала к великолепному учителю Татьяне Сергиевской, воспитавшей несколько поколений прекрасных исполнителей, которые радуют творчеством людей по всему миру. Таких преданности, самоотдачи, а также отношения к профессии и учащимся я никогда не встречала. Планку, заданную ею, до сих пор не могу превзойти. Позже была учеба в Белорусской государственной академии музыки, но, считаю, мое становление произошло с первым наставником, когда получила самое главное — безграничную любовь к музыке. Сегодня стараюсь заразить ею своих учеников.
— Как найти подход к ребенку? Может, есть универсальные приемы общения?
— Все индивидуально. Мы имеем дело с личностью, у которой есть неповторимый внутренний мир, возможности, эмоции. Нельзя относиться к детям как к конвейеру. Недавно посещала курсы повышения квалификации, и психолог, выступавшая перед нами, убеждала: с ребенком надо придерживаться делового стиля общения. Я с этим не согласна. Скорее такой стиль подойдет для студентов. С пятилетними малышами, которые приходят к нам на занятия, необходимо строить теплые отношения.
За почти 20-летнюю практику научилась читать своих воспитанников. Понимаю, когда у них тяжело на душе. Если ребенок не видит во мне единомышленника, процесс обучения не идет. Все же музыка требует искренней отдачи.
Доброе начало — половина дела
— Что дают уроки музыки в целом?
— По словам психолингвиста Татьяны Черниговской, происходит тонкая изысканная настройка нейронной сети. И не имеет значения, станут дети профессионалами или нет.
Это касается игры на любом инструменте. Если у ребенка не получается с фортепиано, можно попробовать, например, со скрипкой. Здорово, что в нашей школе действует подготовительное отделение, где мы можем наблюдать за ребятами и посоветовать им, какой инструмент подойдет конкретному ученику, чтобы максимально раскрыться. В противном случае из-за неправильного выбора самое прекрасное, что может быть в мире, — музыка — начнет вызывать отторжение.
— В юном возрасте, когда детей приводят в музыкальную школу, вряд ли можно говорить об их осознанном выборе…
— Безусловно, изначально это желание родителей. Тем не менее аппетит приходит во время еды: чтобы малыш захотел заниматься, он должен попробовать предлагаемое блюдо. Многое зависит от педагога — от того, как он преподносит информацию. Это особенно важно для нынешних детей, взращенных на шоу, быстром дофамине от просмотра 15-секундных роликов в интернете. Для них надо постараться. Я не говорю, что учитель должен становиться клоуном, но урок необходимо строить так, чтобы увидеть интерес в глазах ребят.
По песне и припев
— То есть любой ребенок может заниматься музыкой?
— Да. Более того, как показывает опыт, она способна решить многие проблемы со здоровьем, например, у детей с физическими особенностями. Чтобы все сложилось, есть формула успешного развития, которая предполагает три составляющие: ученик, родители и педагог. Не узнали бы в мире о Моцарте, если бы не его отец Леопольд, направивший свое чадо. Еще великий Эйнштейн утверждал, что гений — это 1 % таланта и 99 % упорного труда. Не стоит ждать ежесекундного результата. Музыка — трудоемкий и длительный процесс, требующий колоссального вложения эмоций и времени. Наряду с преподавателем такое обязан объяснять и родитель, организовав регулярные занятия дома.
— Есть ученики, которыми гордитесь?
— Я не отношусь к педагогам-эгоистам, которые, встретив неординарного ребенка, привязывают его к себе. Наоборот, моя задача — разглядеть зерно таланта в воспитаннике и передать его в среду, где делают упор на профессиональном музыкальном образовании. Это важно.
Когда дети оказываются в окружении единомышленников, где все смотрят в одну сторону и говорят на одном языке, для них открывается новый мир. Так происходит заражение профессией. Когда замечаю у ребенка задатки, которые способны превратиться в нечто большее, понимаю: скоро придется расставаться. Мои воспитанники сегодня проходят обучение в гимназии-колледже при академии музыки, Гимназии-колледже искусств имени И. О. Ахремчика. Лишь одна девочка из тех, что «с зерном», доросла со мной до 7-го класса. Она планирует поступать в Минский государственный музыкальный колледж имени М. И. Глинки. Да, мои ребята побеждают на различных конкурсах, но не могу сказать, что горжусь только ими, а с остальными лишь отбываю повинность. С каждым ребенком мы решаем задачу, важную именно для него. Для одного это поступление в музыкальный колледж или школу при академии, а для другого — достойное выступление на очередном экзамене в нашем учреждении. Вот это и есть гордость.
— Вы профессионально занимаетесь музыкой с 7 лет. Как удается избежать выгорания?
— Трудно заряжать других, когда у тебя остывшее сердце. В таком случае калечишь не только свою жизнь, изо дня в день приходя на работу как на каторгу, но и жизни учеников. Поэтому «болезнь» лучше предупредить.
А какую подпитку дают дети! У них есть то, чего нет у взрослых, — искренность и непосредственность. Я даже летом не могу расстаться с некоторыми воспитанниками. Они приезжают ко мне на дачу, мы пьем чай, музицируем и под сонаты Гайдна говорим о музыке. Не представляю себя в другой профессии. Я на своем месте.
Интересные факты о занятиях музыкой:
- чтобы избежать выгорания, необходимо обязательно ходить на хорошие концерты, черпать эмоции из путешествий, экскурсий, общения;
- музыка как спорт: не станешь сразу заниматься на высоком уровне — будет упущено время. В такой ситуации не поможет даже одаренность;
- в момент занятий работают оба полушария, развиваются логика, мелкая моторика, все виды восприятия, память.
Фото Ирины Малиновской