Как складывался внешний вид современного Минска
Как складывался внешний вид современного Минска, и какими могли быть ныне знаковые места города? Планы по застройке столицы и самые футуристические проекты зодчих — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
«Ворота Минска»
Горожане и гости столицы, приезжая сюда, видят на Привокзальной площади так называемые Ворота Минска — две 11-этажные башни, находящиеся по углам жилых домов, расположенных напротив железнодорожного вокзала. Их автор архитектор Б. Рубаненко. Застройка появилась в 1947-1952 годах, когда проходила реконструкция всего привокзального района.
Не все знают, что Минские ворота могли разместиться совсем в другом месте. В 1950-е архитектор Э. Гольдштейн разрабатывал проект въездной группы в столицу со стороны московской трассы. Предлагалось несколько вариантов: в первом и во втором — высокие постаменты, на вершине которых находились скульптуры рабочих и военных. Отличия были лишь в высоте композиций. Третий и самый масштабный проект — это целых 10 колонн (по пять с каждой стороны магистрали) со скульптурами на вершинах постаментов и с огромными буквами ГОРОД МИНСК.
Сложно представить, как смотрелась бы эта композиция сегодня, учитывая, что столица БССР еще в конце 1980-х приросла микрорайонами в Уручье, расположенными за МКАД именно со стороны московского направления. Ныне самым заметным строением в этой части города можно назвать высотный бизнес-центр «Футурис» с огромным фасадом-экраном, который привлекает наибольшее внимание в вечернее время, когда на нем транслируются различные изображения и ролики.
Октябрьская площадь
Раньше она носила название «Центральная». Ее облик начали разрабатывать в 1940-х. К тому времени площади Ленина (Независимости) и Круглая (Победы) были частично застроены, потому именно Центральную планировали сделать главной в городе, сосредоточив на ней основные правительственные здания. Конкурсные проекты создавали маститые архитекторы. Например, И. Лангбард предложил возвести огромное административное строение в дворцовом стиле. В его проекте две диагональные улицы соединяли площадь с современными ул. Ленина и Я. Купалы. Ближе к Александровскому скверу размещался огромный монумент-символ. От него начиналась аллея фонтанов, разделяющая сквер на две части.
В варианте архитекторов В. Короля и М. Осмоловского на площади можно увидеть высотную башню-доминанту, расположенную примерно на месте нынешнего Дворца профсоюзов. От нее идет колоннада к следующему зданию, верх которого венчают скульптуры. И конечно, пространство площади украшает памятник Сталину.
Надо сказать, что окончательное решение по застройке тогда так и не приняли. Облик Центральной продолжали разрабатывать вплоть до 1980-х. Любопытно, что во многих проектах на площади размещалась высотка, доминирующая над остальными. Видимо, такой акцент тогда считали необходимым. Что касается функционального наполнения объектов, то планы тоже менялись. От ведомств и министерств в какой-то момент отказались. В разные годы здесь предлагали возвести и проектировали новое здание Купаловского театра, музея имени Ленина, пока в 1970-х не остановились на идее постройки зала универсального назначения для проведения съездов, фестивалей, концертов. В итоге на площади появился нынешний Дворец Республики.
Площадь Свободы
Ее судьбой озаботились вскоре после появления нового Генплана развития Минска 1965 года. По этому документу в районе Октябрьской площади и площади Свободы намечалось создать кластер культурно-просветительских учреждений с главным высотным архитектурным акцентом столицы. В 1970 году прошел конкурс концепций, на котором определили номенклатуру будущей застройки. На месте двух площадей и соседствующей с ними дореволюционной застройки намеревались соорудить новое здание Купаловского театра, исторический и краеведческий музеи, монумент 50-летию советской власти и другие.
Важно: исторический Верхний город в этом случае был бы почти полностью уничтожен. Зато таким образом планировали открыть вид на Свислочь. Жюри, проанализировав все идеи, решило, что для нового здания Купаловского театра лучше всего подходит именно площадь Свободы, которую можно превратить в Театральную. А на кромке высокого плато, где сейчас спуск от Кафедрального собора к станции метро «Немига», предлагали установить монумент 50-летию советской власти. Однако эти идеи не воплотили.
В середине 1970-х сформировали авторский коллектив из маститых зодчих, которые подготовили сразу несколько вариантов застройки площадей Свободы и Октябрьской (они по-прежнему рассматривались вместе). В этих проектах, помимо театра на площади Свободы и универсального зала на Октябрьской, фигурируют и новые объекты: высотный Дом знаний, Дом политпросвещения, Дом техники, монумент героям революции (или борцам за советскую власть), также предлагали расширить музей истории Великой Отечественной войны. Часть исторической застройки в некоторых вариантах планировали сохранить. Однако эти проекты тоже остались на бумаге.
В 1980 году Минский горком КПБ и горисполком приняли постановление «О реконструкции исторической части города Минска». С этого началось возрождение исторического Верхнего города и прилегающих к нему кварталов. В начале этого столетия воссоздали Минскую ратушу, заново отстроили церковь Святого Духа (концертный зал «Верхний город»), возвели гостиницу «Европа», также появились комплекс на месте монастыря бернардинцев и другие объекты.
Площадь Независимости
Первые попытки сформировать площадь перед Домом правительства предпринимали еще в довоенное время. Тогда это пространство планировали связать единой осью с железнодорожным вокзалом. Подобная идея развивалась и после войны. Например, в 1951 году архитекторы Г. Заборский и Л. Мацкевич предложили такой вариант: площадь Ленина ориентировалась на Привокзальную и имела цельный ансамбль застройки по периметру. Комплекс сооружений в левой части рисунка предназначался для двух вузов — педагогического и института иностранных языков. Но в итоге после строительства главного корпуса БГУ, здания Мингорисполкома и сноса дореволюционного квартала в районе ул. Свердлова площадь была развернута осью на сформировавшийся Ленинский проспект.
В разное время на ней предлагали разместить еще несколько сооружений, в том числе точечных высотных акцентов. Например, в варианте «Минскпроекта» от 1969 года закладывали идею строительства нового главного корпуса педагогического института и административной высотки на месте двух дореволюционных доходных домов рядом с Красным костелом (сейчас в этих исторических зданиях располагаются УКС и комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома). Другой вариант детального плана намечал снос Красного костела с размещением на его месте новой постройки. К счастью, исторические сооружения уцелели, а новые высотки на этой площади не появились.
В 2001 году прошел последний конкурс на реконструкцию площади Независимости. Развитие города требовало нового решения транспортной схемы в этой части столицы и других проблем. В итоге, как мы знаем, трассировку проспекта сместили к Мингорисполкому, а ближе к Красному костелу и Дому правительства образовалось пешеходное пространство. Под площадью построили подземный ТЦ «Столица» с многоуровневой парковкой. Но существовали и другие варианты обновления площади. Например, со стеклянной полукруглой галереей, расположенной над проезжей частью и соединяющей обе стороны проспекта между Мингорисполкомом и гостиницей «Минск».
Самые дерзкие объекты
Новое столетие принесло много необычных проектов, которые планировалось воплотить в столице. Пусть они так и не были реализованы, однако вспомнить их стоит.
Минская телебашня могла разместиться вблизи современной площади Государственного флага. Вряд ли в таком объекте была функциональная необходимость, речь шла скорее о еще одном символе города. Его образ предлагали многие архитекторы, в том числе из зарубежных компаний. Это лишь один из вариантов.
«Минские башни» — три высотки причудливой изогнутой формы («папа», «мама» и «ребенок»), которые намечалось построить на ул. Филимонова вблизи пересечения с пр. Независимости.
«Голд Сити» — бизнес-центр, являющийся прообразом нынешнего «Футуриса», запроектированный на том же месте. Башню с остроконечными шпилями венчал золотой шар-купол.
Улицы М. Танка и Немига
Архитектор С. Мусинский в 1970-е разработал проект застройки улицы М. Танка со зданиями-небоскребами и с необычными сооружениями, по форме напоминающими летающие тарелки. Предлагался комплекс из трех круглых стеклянных башен около перекрестка современных ул. Кальварийской, К. Цеткин и Тимирязева, на площадке, которую сейчас занимают ЖК «Парус» и факультет журналистики БГУ. На современной зеленой зоне перед длинным домом на ул. М. Танка располагалось кафе необычной футуристической формы.
Кстати, идея высоток в этом месте обыгрывалась и в 2000-е, когда компания «Итера» планировала построить две административные башни-небоскреба и ЖК «Парус». Идея реализовалась частично возведением высотного жилого дома (на фото вверху — проект башен-небоскребов на улице М. Танка).
А в 80-е годы прошлого века архитектор С. Мусинский разработал новый облик ул. Немиги. В его концепции по обе ее стороны размещались здания, вдоль которых на уровне 2-3-го этажа находился подиум для пешеходов. С него над проезжей частью были перекинуты пешеходные мостики, которые позволяли жителям легко перемещаться с одной стороны улицы на другую. Транспорт двигался внизу, словно в своеобразном тоннеле. Такой вариант застройки символически обыгрывал идею реки Немиги с берегами и мостиками. Этот грандиозный проект осуществили частично в виде жилого комплекса с Торговым домом «На Немиге». Позже застройка появилась и с другой стороны улицы, но уже в новом варианте и по другим проектам.