Как следят за здоровьем деревьев в Минске, и где озеленители высадили экзотические растения
Около 15–20 тысяч деревьев высаживает «Минскзеленстрой» в весенний период. Какие породы растут вдоль столичных дорог, почему приходится удалять деревья, и как следят за их здоровьем — в материале корреспондента газеты «Вечерний Минск».
На строгом учете
Ключевая роль в этом процессе — у предприятий системы «Минскзеленстрой».
— Все действия с зелеными насаждениями — от обрезки до пересадки и удаления — регламентируются Законом «О растительном мире», — отмечает заместитель генерального директора по благоустройству и содержанию объектов зеленого хозяйства предприятия «Минскзеленстрой» Екатерина Короткина. — Мониторинг на предмет выявления проблемных деревьев, в том числе сухостойных и опасных, ведется на протяжении всего года.
Проблемным, отмечают специалисты, растение может стать едва ли не в одночасье: сегодня оно живое, а через неделю констатируют его гибель. За всем этим множество факторов — от погодных условий (в частности, засух), до антропогенных нагрузок. Антигололедные реагенты, попавшие зимой в почву, подтачивают здоровье дерева постепенно, поэтому и выявляют сухостой в течение всего года.
— Осмотр, можно сказать, каждый день. По каждому дереву, которое кажется сухим, составляется пакет документов. Его передают в службу «Одно окно» администрации района либо в «Зеленстрой»: цель — подключить эколога, поскольку в штате «Минскзеленстроя» такого специалиста нет. Комиссия обследует растение и выдает заключение о его состоянии. В Законе «О растительном мире» приведены критерии, согласно которым дерево подлежит удалению, — детализирует Е. Короткина.
Находящимися в ненадлежащем качественном состоянии признаются деревья и кустарники, у которых количество усохших ветвей составляет более 50 %, а также если разрушена или опала кора на большей части ствола.
Каждое дерево на строгом учете: они отмечены на картах-схемах паспортов объектов благоустройства, где отражены сведения об их видах, состоянии, геолокации. Работы по удалению выполняют предприятия системы озеленения, больше на это никто не имеет права.
Диалектика природы
— С начала года на территориях, закрепленных за предприятиями системы «Минскзеленстрой», выявлены почти 5 тыс. деревьев в ненадлежащем состоянии, — констатирует Е. Короткина.
Цифра, дополняет специалист, в пределах многолетних значений. Если что от года к году и меняется, так это локации и виды.
— Каких-то пять лет назад та же липа вела себя вдоль дорог заметно лучше. Сейчас видим, что ей плохо. Загазованность, пыль, противогололедные реагенты — все это оказывает влияние на рост и самочувствие растений. Какой именно фактор преобладает в конкретном случае, определить сложно. Деревьям, которые за городом, однозначно легче, — говорит Е. Короткина.
Ежегодно разрабатывается комплекс мероприятий по повышению жизнеспособности зеленых насаждений. Строгих рецептов нет, во внимание принимается возрастная и видовая специфика. Разнится характер мер и от расположения объектов: на пр. Независимости будут одни, в глубине парка или сквера — другие. Общие лишь базовые принципы: обработка от вредителей, внесение удобрений, обрезка. В лунках, чтобы заменить пропитанный солью грунт, верхний слой приходится менять.
Тем не менее часть деревьев спасти не удается. Но если мер не принимать, ситуация будет намного хуже. «Минскзеленстрой» поддерживает плотный контакт со специалистами Центрального ботанического сада, Института экспериментальной ботаники им. В. Ф. Купревича НАН Беларуси и экологами.
— Зимой сыплем соль, потому что нужно беречь людей, а летом меняем грунт, потому что нужно спасать деревья, — подчеркивает диалектическое единство коммунальных практик Е. Короткина.
Виды и решения
В этом году как-то не заметил жалоб на тополиный пух. Оказывается, «зеленстроевцы» тут ни при чем.
— Тополь для нас такое же дерево, как и другие, — реагирует собеседница. — Если оно в хорошем состоянии, не имеем права удалять из-за того, что кому-то так хочется. Да, тополь уже давно не высаживаем. Объективно его становится меньше. Не исключено, что на цветении и плодоношении в этом году сказались погодные условия: весна и раннее лето выдались прохладными.
На смену любимому озеленителями советских времен тополю и заменившей его позже липе в наши дни на минские улицы уверенно выходит ясень.
За последние пять лет его стало заметно больше, особенно вдоль улиц с оживленным движением.
— На том же проспекте Независимости благодаря ясеню уже два года весьма неплохая обстановка. Наблюдаем, ухаживаем, меняем грунт в лунках. Это дерево лучше выходит из зимы, распускается позже других, а значит, выше вероятность, что хорошо приживется, ведь, пока нет листьев, все питательные вещества достаются корню, — поясняет Е. Короткина.
Многие решения подсказывает практика. На ул. К. Маркса, например, в украшенных металлическими ограждениями лунках высаживали шаровидные клены. С той же регулярностью приходилось их и удалять. Решили: если деревья погибают, целесообразно лунки попросту заложить. Последние два года там устанавливают малые архитектурные формы.
— Нет смысла мучить деревья. Пришли к выводу, что в подобных случаях лучше практиковать вертикальное озеленение: устанавливаем малые формы, а в них высаживаем кустарники, цветы. Или разбиваем газон. Хороший пример — территории у стадиона «Динамо». Все, что в прошлом году высадили в малых архитектурных формах, живет. Иными словами, выход можно найти всегда, — отмечает специалист.
Тамарикс, цеанотус, катальпа
В вопросах, что и где высаживать, работники системы «Минскзеленстроя» следуют рекомендациям ученых. Деревья ранжируют по степени устойчивости к антропогенным факторам.
Липу, например, теперь сажают подальше от дорог, в парках и скверах. Там же получают прописку и красиво цветущие деревья вроде сакуры.
Расширение видового состава — не самоцель, тем не менее эксперимент — органичная часть повседневной работы. На экзотику виды скромные — она деликатна и как огня боится той же зимней соли. Тем не менее имеют место и попытки, и результаты. Так, в сквере на ул. Притыцкого высадили тамарикс — он зарекомендовал себя хорошо. У Дворца спорта появился похожий на сирень кустарник цеанотус: немного подмерзает — его укрывают, нынче собирается зацветать. В сквере 80-летия Победы между ул. Кальварийской и М. Танка высадили подаренную Центральным ботаническим садом катальпу. Эта территория подвержена интенсивному антропогенному воздействию, поэтому выводы делать рано.
— Несмотря на обусловленную самой жизнью необходимость периодического удаления деревьев, высаживается их куда больше, — резюмирует Е. Короткина. — Лишь весной и только предприятиями системы «Минскзеленстрой» в столице появляется около 15–20 тысяч новых. А есть еще осенний период и другие ответственные за зеленые насаждения — предприятия ЖКХ, товарищества собственников. В среднем в масштабах города на одно сносимое дерево приходится четыре, а то и пять высаженных.
Справочно
За восемь месяцев 2025 года в столице высажено свыше 35 400 деревьев, 168 400 кустарников и около 10,5 млн цветов.
Вдоль улиц преимущественно высаживают ясень обыкновенный, ель колючую, сосну горную. А для парков подобрали виды, которые цветут обильнее. Это сакура, декоративная яблоня, тамарикс. Из кустарников — пузыреплодник, боярышник, спирея.
Фото Сергея Мицевича, Анстасии Матчени и из архива агентства «Минск-Новости»