Как смекалка овчарки помогла уничтожить роту фашистов, а отказ от 100 граммов спас жизнь молодому бойцу
Корреспондент агентства «Минск-Новости» выяснил, как в годы Великой Отечественной войны смекалка овчарки помогла уничтожить роту фашистов, а «бдительность» особиста спасла жизнь молодому бойцу.
В поисках тени
В апреле 1944 года сержанта Александра Назарова направили под Псков в одно из подразделений 1-й ударной армии 3-го Прибалтийского фронта. Он прибыл туда с хорошо обученной овчаркой Джульбарсом. После популярного фильма 1935-го, где пограничники и их верный пес с такой кличкой противостоят бандам басмачей, это имя давали половине советских собак данной породы.
Штаб батальона находился в роще в 400 м от переднего края. Днем туда было не добраться по открытому полю, которое систематически обстреливали. Связь по телефону имелась, но по кабелю не передашь секретный документ или схему. Ночью Назаров проводил Джульбарса по маршруту, а днем четвероногий товарищ с вьюком на спине бежал по нему самостоятельно.
В один из дней стояла жара. Собака совершила много рейсов. После очередного она залегла в сыром окопе, чтобы остыть. А здесь, как на грех, снова секретное донесение. Назаров подошел к Джульбарсу, который обрадовался, начал к нему ластиться. Однако стоило лишь хозяину достать пакет, пес снова прыгнул в окоп и притаился. Александр отдал строгую команду. Четвероногий товарищ позволил засунуть пакет во вьюк и нехотя скрылся за кустами. Через минуту раздался звонок наблюдателя: Джульбарс миновал траншею и по нейтралке пошел к немцам! Командир приказал немедленно в него стрелять. Но четвероногий связист исчез из поля зрения. Назаров услышал реплику командира: «Собаку под трибунал не отдашь, сам готовься». Понятно, что боец в подавленном настроении ушел в блиндаж ожидать своей участи. Однако очень скоро он услышал крики: «Джульбарс вернулся! Документов во вьюке нет». Значит, отдал фрицам и как ни в чем не бывало вернулся к нашим?! Политрук, или комиссар, как тогда называли политработников, начал звонить в особый отдел. Положив трубку, он сказал Назарову: «Вы, боец, намеренно натренировали свою псину, чтобы та в ключевой момент важный документ врагу занесла. Вас без суда и следствия, по законам военного времени…» — и расстегнул кобуру, достал пистолет. Собака зарычала, политрук выстрелил в нее. Она умудрилась увернуться от первого выстрела. Неожиданно раздался звонок из штаба: «Донесение получено!»
Последовала гоголевская немая сцена. Затем начали выяснять, как пес, отправившись в противоположную от штаба сторону, принес пакет куда надо. После наступления темноты собака сама показала найденный ей путь: в поисках тени она отыскала старый высохший мелиоративный канал, который строили до войны для орошения. На картах он не значился. Порос травой, куда можно было нырнуть и в тени проползти почти до самого штаба. Еще интереснее: география канала такова, что он вел и в сторону края окопов противника. Ночью воины добрались до спящих фашистов и, застав их врасплох, в рукопашном бою уничтожили роту. Джульбарса с тех пор все стали называть Трибуналом!
Подозрительный тип
Расчет одной системы полевой реактивной артиллерии БМ-13 («катюша») состоял из пяти-шести человек: командир установки, водитель, наводчик и подносчики-заряжающие. Виктора Прохорова в связи с наличием автомобильных прав направили в это подразделение водителем. Но требовалось пройти учебные курсы, так как водитель в случае гибели кого-то из команды должен был заменить, например, заряжающего.
По поводу наркомовских 100 граммов в армии говорили разное. Кто-то категорически от них отказывался, считая алкоголь причиной беспечности в бою. Имелись и такие роты, в которых непьющие считались подозрительными или даже доносчиками.
В учебном отделении интендант собрал новобранцев и сообщил: после бани всем положено по 100 граммов. Пытаясь пошутить, добавил: нежелающим выпить предложит 100 г шоколадных конфет. Все дружно рассмеялись.
Неожиданно Прохоров поднял руку и сказал: «Мне конфеты, пожалуйста!»
— То есть вместо водки? — спросил интендант.
— Так точно, — ответил Виктор.
Теперь уже все присутствующие посмотрели на него с подозрением.
Получив сладости, Виктор отправился в казарму. Через пять минут дневальный сообщил, что его вызывают в особый отдел. В кабинете сидел мужчина, глаза которого напоминали рыбьи. Он положил перед Прохоровым листы бумаги, попросил на 10 страницах написать подробную автобиографию.
За это время майор пытался разговорить парня и, не выдержав, выпалил:
— Тебя прислали меня пасти? Не пьет он! Самый умный?
Виктор чуть не поперхнулся.
Особист направился к сейфу, достал бутылку водки, налил полный граненый стакан.
— Давай, покажи себя, — настаивал он.
— Не хочу я, спасибо.
После разговора начались занятия в секретном классе. Прохорова к ним не допустили. Так прошел месяц. Запросы о подозрительном юноше рассылались по разным ведомствам. Учебная рота завершила курс, отбыла на фронт. Виктора оставили, он прошел курс со следующим потоком. И только оказавшись на передовой, он узнал, что все его сокурсники из первого призыва погибли в результате бомбежки во время передислокации из учебки по железной дороге. Вот так излишняя подозрительность и глупость особиста спасли парню жизнь.
Из старорежимных
Казалось бы, битву под Москвой 1941-го досконально изучили историки. Однако есть факты, которые скрывали по идеологическим соображениям. Потому один из таких не упоминается в монографиях. Случилось это на участке обороны Солнечногорск — Красная Поляна. Там вела бои 16-я армия под командованием Константина Рокоссовского. Он обратился к Георгию Жукову, попросил помочь с противотанковой артиллерией, которой не хватало. В резерве таковой не оказалось. История случайно стала известна Сталину. Вождь сказал: следует обратиться в Военную артиллерийскую академию имени Ф. Э. Дзержинского. Пусть умники найдут решение. Правда, академию эвакуировали в Самарканд. И с учетом расстояния ее сотрудники могли помочь лишь советом по телеграфу. Они напомнили о старейшем работнике учебного заведения, которое он окончил еще в конце XIX века. Ведь академию основали в 1820-м. 70-летний Федор Натанович оставался в столице, был вроде завхоза. Он хорошо знал расположение всех артиллерийских арсеналов Москвы и Подмосковья, существовавших еще до революции. Во многих из них находились старые законсервированные артиллерийские системы, снаряды и снаряжение к ним. Он сказал, что пушки, изготовленные на Императорском орудийном заводе в Перми еще в 1877 году, вполне способны противостоять танкам. Их доставили Рокоссовскому. В первом же бою выяснилось: орудия времен Русско-турецкой войны (1877–1878) вполне могут останавливать немецкие танковые колонны!
Еще материалы рубрики:
Летающие избы, «Извините, ошибся окопом» и пчелы против фашистов: курьезы Второй мировой
Сбил 9 самолетов за один бой. Какие подвиги летчики-асы совершали во время войны
Не в кино, а в реальности. Как обезоруженная советская субмарина уничтожила немецкий корабль
Затвор передергивал по-снайперски. Как в 1943 году одноглазый старик провел мастер-класс с бойцами
Смотрите также: