Как воспитывают патриотов? Посетили белорусскоязычную гимназию № 4
Звания «Минский мастер — 2024» удостоен директор белорусскоязычной гимназии № 4 Андрей Гоцман. Он руководит не совсем обычным учебным заведением. Почему — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Таких гимназий в городе пять — с белорусскоязычным обучением. Там почти все предметы с первого класса преподают на роднай мове. Да-да, и физику, и химию, и информатику… Можете с ходу определить хібнасць вымярэння? Умеете пользоваться рычажнымі вагамі? Для учащихся подобное не составляет труда. Нам же сначала придется перевести термины. Тем не менее это не единственное отличие гимназии от обычного общеобразовательного учреждения.
Помимо виртуозного владения матулінай мовай, ребята живут в атмосфере белорусской национальной культуры и традиций. Примечательно, что такой опыт привлекает зарубежных гостей — это действительно что-то уникальное, самобытное. Делегации из разных стран, в том числе европейских государств и Китая, часто посещали гимназию. В ноябре приедут директора из России.
К слову, у Андрея Михайловича три высших образования. Он окончил педагогический университет, Академию управления при Президенте Республики Беларусь и БНТУ.
По словам руководителя, ему всегда нравилось работать с детьми.
— Когда я 1 сентября на линейке слышу первый звонок, в душе все переворачивается, с теплыми чувствами предвкушаю начало учебного года. Быть педагогом — это в крови. К слову, руковожу гимназией № 4 уже восемь лет. Кроме того, постоянно веду уроки. Директор, который не проводит занятий в классе, не знает и не понимает душу своего учреждения. А ведь это живая система, в ней взаимодействуют учащиеся, преподаватели и родители. Например, сейчас веду ОБЖ. На каждом уроке стараюсь прививать любовь к Родине. В воспитании гражданина большое значение отводится учителю, — считает собеседник.
В гимназии развито музейное пространство. Есть стилизованная беларуская хатка, уникальные экспонаты. Например дубликаты слуцких поясов, самобытные кросна. Причем ткацкий станок, занимающий внушительную часть помещения, рабочий.
Кекс з разынкамі
Прежде всего А. Гоцман проводит экскурсию.
— Я начинаю свой рабочий день со столовой. Подписываю меню и снимаю пробу, — замечает директор, первым делом ведя нас в пищеблок. — Часто приходится объяснять мамам и папам, что еду готовят в гимназии. Многие почему-то считают, что обеды сюда привозят, а здесь просто разогревают и подают детям. Но продукты поставляют в пищеблок накануне вечером или же день в день. Все позиции меню готовят непосредственно в столовой.
Обеденный зал под названием «Нестерка» выполнен в национальном стиле, с деревянными столами и стульями, со стилизованной печкой — как из хатки бабушки.
— Вкусы у ребят разные, их сложно удивить. Однако в предпочтениях детей есть место для белорусских блюд. Например, обожают бабку, — замечает Андрей Михайлович.
Спрашиваем у продавца буфета о том, что чаще всего на переменах покупает сам руководитель:
— Часцей за ўсё кекс с разынкамі. Але асабліва выпечкай не захапляецца.
В этом учреждении образования есть и второй обеденный зал — «Фэст». Дизайн-проект разрабатывали родители. Его изюминка, а точнее, разыначка, — электрический камин. Да и в целом атмосфера теплая и уютная.
Куфар са скарбамі
Кабинеты не похожи друг на друга. Например, тот, где преподают химию, имеет фиолетовые стены.
— У нас традиционно хорошие результаты по биологии и химии. Мы получили мебель, современное лабораторное оборудование. Стараемся отходить от общих стандартов. Детям нравятся яркие цвета. В каждом классе есть интернет. В период ковида закупили видеокамеры, что позволило не прекращать учебный процесс. Проводили прямые трансляции уроков. Ребята, которые находились дома, чувствовали себя полноценными участниками занятий, — вспоминает собеседник.
В фойе возле гардеробных почетное место занимает огромный куфар в национальном стиле. Он выполняет важную функцию. Внутри — десятки пар туфель, ботинок, кроссовок и кед. Свитера, юбки и брюки… Ассортимент внушительный. Это все то, что потеряли либо забыли учащиеся. Не беда. Открыв сундук са скарбам, можно отыскать пропажу. Старшеклассники находили такое забавным, ради шутки иногда переодевались на переменах.
Душа беларуса
Белорусскоязычная гимназия отличается от других школ города. В образовательную среду включен национальный культурный код. Здесь отмечают исконно белорусские праздники, такие как Каляды, Гуканне вясны, Багач. Когда дети приходят в первый класс, они привыкают к народному танцу. Им могут заниматься все, кто пожелает.
— У нас сложилась особая система воспитания учеников, основанная на самобытной культуре, что позволяет сформировать в будущем гражданина-патриота. Ребята интересуются историей, знают белорусские песни. Когда только пришел работать в гимназию, удивлялся, почему на школьном концерте они от души аплодируют номерам народной самодеятельности. Будто присутствуют на выступлении молодежного поп-исполнителя. Просто весь наш детско-учительский коллектив — это семья, которая живет общими интересами. Здесь раскрывается душа белоруса, — считает А. Гоцман.
Каким должен быть современный учитель
Такой вопрос задали детям и директору гимназии. По версии пятиклассников, преподаватель должен быть умным и веселым.
— А таксама добрым і злым адначасова. Маю на ўвазе, настаўнік павінен добра тлумачыць тэму, але злавацца, калі размаўляеш на ўроку. А яшчэ, безумоўна, весці TikTok, — объясняет один из учеников.
— Современный педагог — это человек с качественным образованием, владеющий информационными технологиями. Последнее для ребят особенно важно, — ответил А. Гоцман. — Как руководитель ценю доброту, отзывчивость, трудолюбие. Подбирая команду в нашу гимназическую семью, стараюсь разглядеть в кандидате прежде всего эти черты характера. Принимая на работу, внимательно изучаю анкету и обязательно назначаю 1-2 пробных урока. Что касается знания белорусского языка, то здесь мы не ставим каких-либо ограничений и рамок. Если учитель профессионал, даем некоторое время на адаптацию. Перейти на преподавание на роднай мове на самом деле легко: с практикой будто активируются лингво-гуманитарные участки головного мозга, которые помогают все быстро вспомнить.
Фото Ирины Малиновской