Какие места Минска связаны с Днем народного единства, и почему В. Хоружую минчане несли на руках
О местах столицы, связанных с Днем народного единства, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал заведующий отделом новейшей истории Беларуси Института истории НАН Беларуси кандидат исторических наук Сергей Третьяк.
— До Великой Отечественной войны улица Кирова называлась улицей 11 Июля. В межвоенной советской Беларуси эта дата отмечалась как государственный праздник — День освобождения Беларуси от белопольской оккупации. Именно 11 июля 1920 года Красная армия освободила Минск от польских войск. И то, что улица с таким названием появилась вблизи вокзала, тоже неслучайно, — говорит Сергей Третьяк. — Это было напоминание приезжим полякам об их поражении в 1939-м.
После Великой Отечественной войны День освобождения стали праздновать 3 июля, который с 1945 года стали отмечать, как День освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
— С Днем народного единства связана и Площадь Независимости (нынешнее название имеет с 1991-го), построенная в 1933 году по проекту Иосифа Лангбарда. В советское время она носила имя Ленина и от нее начиналась главная улица белорусской столицы — проспект Сталина. На центральной улице, Советской, которая также начиналась с площади Ленина, с 1934-го проходили военные парады, парады физкультурников, праздничные демонстрации. 14 ноября 1939 года здесь состоялся и военный парад по случаю принятия Закона о воссоединении Западной Белоруссии с БССР. На площади находится также памятник Ленину авторства Матвея Манизера, установленный 7 ноября 1933-го. Любопытно, что скульптор взял за основу фотографию выступления Ленина в Москве 5 мая 1920 года перед войсками Запасной армии, которые отправлялись на польский фронт, — продолжает историк.
Здание нынешнего Национального академического драматического театра имени М. Горького было построено в 1906-м как городская хоральная синагога в мавританском стиле. В 1920-е в нем открыли кинотеатр «Культура». Здесь в 1926 году впервые показали фильм Юрия Тарича «Лесная быль».
— Эта кинолента снята по повести Михася Чарота «Свинопас». Она повествует о событиях 1920-го: о партизанской войне в тылу польских оккупантов, деятельности подпольщиков, наступлении Красной армии, вступлении красноармейцев в Минск. Нередко эту финальную сцену выдавали за кадры кинохроники: получилось так, что кинохроникеров и фотокорреспондентов, которые запечатлели бы 11 июля 1920 года, в Минске не нашлось. Позже фотографы снимали на пленку лишь следы разрушений и грабежей бежавших оккупантов, — делится интересными фактами Сергей Третьяк.
Многие улицы столицы названы в честь подпольщиков и партизан, видных деятелей Беларуси, внесших большой личный вклад в воссоединение Беларуси. Например, улица Притыцкого во Фрунзенском районе, одна из самых протяженных и красивых в Минске. В активную подпольную комсомольскую деятельность Сергей Притыцкий включился, когда ему было 19 лет. Но известным стал в январе 1936-го: он прямо в здании Виленского окружного суда стрелял в провокатора Якова Стрельчука. Около полугода Сергей Притыцкий провел в камере смертников в ожидании казни, замененной впоследствии пожизненным заключением. Однако смог сбежать из тюрьмы в сентябре 1939 года. Позднее, в ноябре, он выступил с заявлением Полномочной комиссии Народного собрания Западной Белоруссии о присоединении Западной Белоруссии к БССР.
В 1920 году молодому комиссару батальона Станиславу Ваупшасову (его именем названа улица в Партизанском и Заводском районах) предложили уйти в тыл польских войск для организации партизанского движения. За пять лет его отряд провел около сотни боевых операций, в том числе совершал нападения на воинские части, полицейские участки и гарнизоны, тюрьмы. Но в 1925-м из ЦК КПЗБ во все отряды пришли письма, где приказывали прекратить использовать методы партизанской войны. И Станислав Ваупшасов был отозван обратно в СССР.
Не последнее место в советской истории занимала Вера Хоружая. В Минске в ее честь названа улица, расположенная в Советском и Центральном районах. Родилась в Бобруйске, но часть своей жизни провела в Мозыре, который в марте 1920 года заняли польские войска. В неспокойное для белорусов время девушка зачислилась в комсомольский отряд в качестве разведчицы и отправилась в Гомель. В ноябре 1920-го Вера вернулась в Мозырь, где ее приняли в комсомол. Ездила по деревням, выступала перед молодым поколением. После освобождения Минска от поляков несколько месяцев она училась в Центральной советско-партийной школе, жила в Доме юношества на Загородной (сейчас это улица Короля).
В 1924 году Веру направили на подпольную работу в Западную Белоруссию (с этой целью она даже учила польский), а уже в 1925-м ее арестовала дефензива как раз в тот момент, когда она работала над листовкой на польском языке. Через два года начался «процесс 31» (по числу обвиняемых): Хоружую приговорили к 6 годам строгого тюремного заключения. И только в 1932-м целая группа узников была передана Польшей СССР. По приезде в Минск толпа подхватила партизанскую активистку на руки, даже не дав ей ступить на землю, и понесла через Привокзальную площадь. Вот как белорусская столица встречала своих патриотов.
Во время Великой Отечественной войны Вера Хоружая также нелегально боролась с фашистами на оккупированной территории Беларуси. В ноябре 1942-го она погибла. Обстоятельства смерти, а также где похоронена она и другие схваченные нацистами подпольщики неизвестны. 17 мая 1960 года Вере Хоружей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Улица Максима Танка названа в честь народного поэта Беларуси, переводчика и известного общественного деятеля. Стихи, подписанные этим сильным, героическим псевдонимом (настоящее имя поэта — Евгений Скурко), впервые появились в начале 1930-х на страницах львовской газеты-однодневки «Беларускае жыццё». Удивительно, что родился Максим Танк тоже 17 сентября, но 1912 года. Его не раз исключали из учебных заведений за антипольские выступления. А в 1932-м польские власти впервые арестовали поэта за сотрудничество с коммунистическими журналами Западной Белоруссии («Пралом» и «Часопiс для ўсiх», который цензура запретила с первого номера). Позже он неоднократно отбывал срок в Лукишках — тюрьме в центре Вильно: ее использовали как место заключения политических оппонентов власти. Но поэт не падал духом и продолжал творить. Рукописный журнал «Краты» он издавал как раз во время нахождения в виленской тюрьме. Многие стихотворения, опубликованные там, заключенные заучивали наизусть и «выносили» на свободу.
Характерным для начала творческой деятельности Танка является стихотворение «Аловак адабралi…», написанное им в начале 1935 года:
Аловак адабралi —
Пiшу скупым промнем сонца,
што прабiўся праз краты;
Паперы няма —
Пiшу на стаптаным
палiцэйскiмi ботамi,
Акрываўленым лiсце
сваёй памяцi;
Маркi няма —
Наклейваю на грыпс*
Надзею сваю на сустрэчу
з табой.
Народное собрание Западной Белоруссии в октябре 1939-го постановило: объявить 17 сентября днем освобождения трудящихся Западной Белоруссии от ига помещиков и капиталистов. В таком качестве этот день праздновали с 1940 по 1949 год. Но в 1949-м принято решение отменить праздник — социалистическая Польша стала важным военно-политическим союзником СССР.
Однако в городах нашей страны (преимущественно в западной части) дата 17 сентября осталась в названиях улиц и площадей. Правда, так сложилось, что на карте Минска бульвар 17 Сентября появился с опозданием — лишь в 2021 году. Он идет от улицы Кирова (бывшей улицы 11 Июля) до Ульяновской между стадионом «Динамо» и 3-й городской больницей, старейшей в Минске. Красивая, зеленая и тихая улица, где приятно прогуляться и спокойно подумать, в том числе и о нашем прошлом.
*Грыпс — нелегальная тюремная записка (у западнобел. политзаключенных).
Фото автора