1200 90

Какие задачи город ставит перед системой образования, рассказал А. Стригельский

К профессиональному празднику педагогов рассказываем о тех, кто помогает развивать систему образования. О поддержке учителей и значимости личности педагога в жизни ребенка корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с заместителем председателя Мингорисполкома Андреем Стригельским.

izobrazhenie viber 2023 06 01 14 54 20 812 kopiya

Педагог — это личность

В День учителя мы вспоминаем свою школу и самых любимых учителей. Андрей Валерьевич, кого вспоминаете вы?

Я сам педагог и остаюсь им в душе. Считаю, что профессия учителя основополагающая. Это фундамент всей нашей социально-экономической сферы. Сам я оканчивал среднюю школу № 119 в Октябрьском районе. Это обычная школа, но с яркими личностями педагогов. Помню практически всех поименно. Маргарита Владимировна Хоружая — мой первый учитель начальных классов. Ее чуткость и профессионализм позволили сформировать в нас качества, необходимые для дальнейшей учебы: прилежание, усидчивость, способность усваивать материал. С большим удовольствием вспоминаю классных руководителей и педагогов, которые сопровождали меня в старшей школе. Многие из них стали для меня знаковыми фигурами и сыграли большую роль в формировании мировоззрения. До сих пор считаю сложившийся тогда педагогический коллектив образцовым. В школе царила атмосфера внимательного, чуткого отношения к каждому, работа велась с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Нам предоставляли возможность раскрыться в разных сферах. Кто-то больше себя проявлял в учебе, олимпиадном движении, кто-то — в спорте или творчестве. Это пример коллектива, обучающей среды, к формированию которых и сегодня необходимо стремиться каждой школе.

Ваша трудовая биография началась с работы учителем белорусского языка и литературы в школе. Наверняка были трудности. А что задержало в профессии?

Понимал, что это мое призвание. Вырос в семье педагогов. В старших классах точно знал, что мое будущее будет так или иначе связано с системой образования. За все годы профессиональной деятельности ни разу не пожалел о том, что стал педагогом. Начал работать на втором курсе БГУ, будучи при этом студентом дневного отделения. Но уже вел уроки, а на старших курсах стал и классным руководителем. Кроме того, развивал школьный музей, занимался поисково-краеведческой работой.

— Идеальный вариант самоопределения, который хотелось бы пожелать всем старшеклассникам: точно знать, к какой профессии лежит душа и куда двигаться после школы.

— Именно поэтому мы работаем над повышением эффективности и качества профильного обучения. Правильно выбранный путь в 10–11-м классе — залог того, что выпускник поступит в то учреждение образования, которое ему действительно нравится, будет мотивирован на получение специальности. Кроме того, мы постепенно уходим от модели, когда профили на старшей ступени формировались исключительно по запросу родителей. Предлагаем ребятам на повышенном уровне изучать предметы, которые создают основу для получения будущей профессии, востребованной экономикой города и страны. А это значит, продолжим развивать сеть инженерных, педагогических, военно-патриотических и аграрных классов. В этом году появился юридический. Таким образом, дети раньше погружаются в основы будущей специальности.

dm7a3254 kopiya

Внимание — каждому ребенку

— Какие задачи город ставит перед системой образования?

— Прежде всего воспитать гражданина и патриота. Формы работы с подрастающим поколением различные, начиная от поисково-краеведческих, церемониальных отрядов в школах, создания музеев и патриотических клубов и заканчивая включением молодежи в деятельность общественных объединений, пересмотром дидактического и учебного материала. Необходимо, чтобы каждый урок независимо от предмета имел эту воспитывающую функцию. Подбираются соответствующий материал, упражнения, тесты. Все должно работать на формирование ценностного отношения к стране и ее истории, готовности молодого человека к созидательной деятельности. Еще одно важное направление — развитие инклюзивной культуры. К сожалению, увеличивается количество ребят, которым в силу их здоровья требуется особое внимание со стороны педагогов. Наша задача — не потерять ни одного ребенка, создать такие условия, при которых он будет успешен, получит образование и профессию. Поэтому мы сегодня сокращаем спецклассы, наборы в специальные школы, максимально включая таких детей в общеобразовательную среду, где они наравне со сверстниками могут учиться и разносторонне развиваться.

— В нынешнюю вступительную кампанию наблюдался небывалый ажиотаж в столичных колледжах. Выросли конкурсы на рабочие специальности. С чем это связано?

Отчасти сломлен стереотип о том, что для успешного будущего ребенка обязательно необходимо наличие высшего образования. Получение рабочей специальности — очень хорошая траектория, быстрый старт в профессию и монетизация своих компетенций. Кроме того, рынок труда крайне нуждается в таких кадрах. И чем больше ты востребован, тем выше и заработная плата. Еще несколько лет назад после 9-го класса в колледжи поступали порядка 25–30 % выпускников, сейчас — 50 %. И этот показатель будет расти. Мы расширяем сеть учреждений профессионально-технического и среднего специального образования. В следующем году в систему города войдут 7 колледжей, которые сейчас находятся в структуре вузов. Например, в БНТУ — это технологический, политехнический, архитектурно-строительный, машиностроительный. Станет частью образовательной инфраструктуры столицы и колледж хлебопечения. Благодаря этому мы сможем расширить подготовку квалифицированных кадров для экономики города.

20230512144311 img 3675 kopiya

Нестандартные задачи

— К нам в квартиру недавно позвонил педагог из соседней школы. Поинтересовался, где учится ребенок, в каком классе… Оказывается, всеобуч. Мы еще не ушли от этой практики?

— У школы есть ряд обязательств перед обществом. И как раз так называемый всеобуч — обязательное получение общего среднего образования ребенком — одно из них. Крайне редко, но все же мы и сегодня встречаемся с ситуациями, когда в неблагополучных семьях родители не отдают детей вовремя в школу, не водят в детский сад. Поэтому эта функция так или иначе остается за учреждением образования. Безусловно, у нас есть и другие технологии и инструменты получения информации, кроме поквартирного обхода. И мы ими также пользуемся. Но если ребенок, скажем, не обучается по месту регистрации, то педагог вполне может обратиться за необходимыми сведениями по адресу его проживания.

— Конечно, хотелось бы поговорить и о социальной поддержке учителей. Буквально недавно мы опубликовали данные Белстата: средняя зарплата минчан в августе превысила 3 тыс. рублей. Насколько эта цифра коррелирует с заработной платой тех, кто занят в системе образования?

У столичного учителя она сегодня в среднем 2 тыс. 150 рублей. Стремимся к тому, чтобы уровень заработной платы педагогов был не ниже средней по городу. Инструменты для этого есть. Так, с 1 сентября все работники системы образования Минска получили максимальную, 50-процентную надбавку за труд по контракту. Остается актуальным вопрос обеспечения жильем педагогов. Есть намерения по строительству двух общежитий квартирного типа. Хороший пример — современные общежития для медицинских работников. Кроме того, в планах построить и новое общежитие для учащихся колледжей. Оно необходимо, ведь в нынешнем году мы на 20 % увеличили набор абитуриентов, будем и дальше это делать. Таким образом, сможем принимать на учебу и иногородних ребят, готовить кадры в целом для страны.

Также мы ставим задачу модернизировать образовательную инфраструктуру, сделать здания школ и детских садов максимально комфортными и современными. На эти цели выделяются серьезные ресурсы из бюджета. Последние несколько лет мы ежегодно на 40 % наращиваем финансирование на развитие материально-технической базы учреждений образования. В 2023-м выделено 101 млн рублей, а в 2024-м 150 млн рублей. И в последующем объем средств будет возрастать.

школьники учитель

— Что бы вы хотели сказать педагогам в День учителя?

— Мое сердце принадлежит педагогике и системе образования. Я очень горжусь минским учительством, считаю, что это высокопрофессиональная команда, способная решать самые сложные и нестандартные задачи. Дорогие учителя Минска! Вы были, есть и, уверен, будете на передовых позициях в нашей стране. Желаю каждому здоровья, удовлетворения от профессии, благодарных учеников и родителей.

Справочно

В сфере образования трудятся более 31 тыс. педагогических работников. Из них 18 тыс. — учителя. За последние 5 лет закрепляемость молодых кадров в отрасли выросла с 50 % до 80 %.

Читайте также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Совет МПА СНГ принял обращение в связи с 80-й годовщиной Великой Победы

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств принял обращение в связи с 80-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 21 17 14 11

Документ принят на заседании Совета МПА СНГ в Санкт-Петербурге. Председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Наталья Кочанова поддержала принятие обращения.

— Мы должны сделать все, чтобы не допустить искажения истории. Нам нужно объединиться в стремлении сохранить историю, память погибших во имя счастливой и мирной жизни наших народов, — отметила Н. Кочанова.

В обращении сказано, что героическая, самоотверженная борьба с германским нацизмом, его союзниками и пособниками на полях Великой Отечественной предопределила судьбу мира, опрокинула человеконенавистнические планы завоевания мирового господства, спасла Европу и другие регионы мира от порабощения и уничтожения.

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ выступает против реабилитации фашизма на государственном уровне, деятельности партий неонацистского толка и проявлений насилия, спровоцированных неонацизмом, расизмом и ксенофобией, пропаганды нацистской символики, использования парламентских трибун для оправдания нацистов.

«Наш священный долг перед павшими на полях сражений, замученными в концентрационных лагерях, погибшими от голода и невзгод — защищать правду о войне и значении Победы, решительно противостоять тем, кто оскверняет славу героев, разгромивших фашизм», — сказано в обращении.

Совет МПА СНГ выступает за укрепление международного сотрудничества в сохранении исторической памяти путем поддержания в надлежащем состоянии мемориалов, музеев и архивных материалов, связанных со Второй мировой войной, за проведение совместной скоординированной военно-мемориальной работы по восстановлению имен советских воинов, которые покоятся в братских могилах, недопущение уничтожения памятников и актов вандализма в отношении воинских захоронений и обеспечение беспрепятственного доступа к ним независимо от их местонахождения.

Решением Совета глав государств СНГ 2025 г. объявлен в Содружестве Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне — Годом мира и единства в борьбе с нацизмом.

Отмечено, современные агрессивные националистические и неонацистские тенденции создают прямую угрозу демократии, ведут к сворачиванию демократических процедур, наступлению на свободу слова, масштабному нарушению прав человека. Идеология и практика нацизма вновь становится главной опасностью для мира, генератором угрозы третьей мировой войны.

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ обращается к государствам мира, международным организациям и мировой общественности с призывом рассматривать празднование 80-летия Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войне как важный исторический момент для утверждения атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в международных отношениях, выступает за разрешение возникающих конфликтов мирными средствами, за использование потенциала парламентской дипломатии.

«Восемьдесят лет назад советские люди добились общей Победы над общим врагом, — подчеркивается в обращении. — Это Победа, которая сплотила наши народы и которой нынешнее и будущие поколения не только вправе, но и обязаны гордиться. В наших силах сделать так, чтобы новое смертоносное столкновение миллионов солдат стало немыслимым, чтобы День Победы в 1945 году остался Днем Победы на века».

Фото Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

Впервые в Минске организовали «День первокурсника» для учащихся колледжей. Как это было

Масштабный праздник «День первокурсника #Колледжи Минска-Зачетный старт в будущее» состоялся на площадке спортивного комплекса «Футбольный манеж» 21 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 21 18 10 46 kopiya

Более 5 тыс. учащихся столичных учреждений среднего специального образования собрались в Футбольном манеже, чтобы весело отметить «День первокурсника». Подобный праздник для ребят проводится впервые, он станет традиционным для Минска. К учащимся колледжей у руководства города особое отношение: это будущие кадры для всех сфер экономики столицы и ведущих предприятий.

photo 2024 11 21 18 10 27 kopiya

— Впервые решили провести для первокурсников столичных колледжей такое мероприятие, которое позволит им ближе познакомиться, пообщаться друг с другом, зарядиться хорошими эмоциями, — отметил заместитель председателя Мингорисполкома Андрей Стригельский. — Наши колледжи — это огромный кадровый ресурс для столичной экономики. Мы на этих ребят очень рассчитываем, всячески их поддерживаем и хотим, чтобы им было комфортно получать образование в учебных заведениях, осваивать профессии, которые позволят им стать успешными в жизни.

photo 2024 11 21 18 14 46 3 kopiya

Помощник Президента Беларуси — инспектор по г. Минску Юрий Фролов, заместитель министра образования Екатерина Петруцкая и А. Стригельский дали торжественный старт первокурсникам в мир увлекательной учебы и постижения азов будущих специальностей, подписав символическую зачетную книжку.

photo 2024 11 21 18 10 40 2 kopiya 1

photo 2024 11 21 18 14 46 2 kopiya

— Важнейшее мероприятие для первокурсников, призванное показать, насколько каждый молодой человек важен для страны, насколько в нем заинтересованы. Ребята на пути к новой взрослой жизни, получают профессию. Они — наше будущее, и кто, если не они, сделают страну еще сильнее, — сказал Ю. Фролов

Напутственные слова новобранцам прозвучали и от руководителей предприятий и организаций, которые являются непосредственными заказчиками кадров.

photo 2024 11 21 18 10 50 2 kopiya

— Такой праздник — прекрасная возможность пообщаться с ребятами. Завтра эти молодые люди — наши практиканты, а после — сотрудники, дальше — целевики, которых мы отправляем от предприятия на учебу в вуз. И для нас важно поддерживать их на каждом этапе карьерного пути, — сказал генеральный директора предприятия «Керамин» Дмитрий Петруша.

photo 2024 11 21 18 10 50 kopiya

Поздравил первокурсников бренд-шеф ресторанов «Литвины» Александр Чикилевский, который, к слову, и сам в свое время заканчивал столичный колледж.

— Уровень подготовки молодых ребят в колледжах порой даже лучше, чем в вузе. Они сразу получают профессию. Повар, электрик. Не важно, какая это профессия. Главное, она у него в руках, станет опорой на всю жизнь, — заметил А. Чикилевский. — Мы приезжаем в колледж кулинарии, проводим мастер-классы, приглашаем учащихся на стажировку в рестораны. И они окунаются в профессию. Но чтобы добиться успеха в деле, нужно его любить. И постоянно учиться!

photo 2024 11 21 18 10 32 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 34 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 36 kopiya

Юных зрителей ждала концертная программа с выступлением популярных молодежных исполнителей. В завершение вечера — дискотека.

photo 2024 11 21 18 10 31 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 53 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 58 kopiya

К слову, в планах у города — проводить еще один традиционный праздник для учащихся колледжей — единый выпускной. Первое мероприятие пройдет летом 2025 года.

Фото Сергея Лукашова