1200 90

Каким будет музей городского пассажирского транспорта?

Музеи городского пассажирского транспорта — одна из достопримечательностей многих столиц. В Минске такого пока нет, но, возможно, скоро появится.

LK2A4567 copy

На чем ездили минчане в XIX и XX веках, как пассажиры оплачивали проезд, в какую форму облачались водители общественного транспорта? Посетители нового музея смогут не только найти ответы на эти вопросы, но и увидеть уникальные экспонаты, посмотреть кадры старых кинохроник, покрутить руль ушедшего в историю автобуса, пробить талончик на компостере 40-летней давности и даже попробовать себя в роли диспетчера центра управления движением… Это лишь малая часть того, что может предложить посетителям музей городского пассажирского транспорта при государственном предприятии «Минсктранс», который собираются открыть уже много лет.

LK2A4586 copy

Вагон идей

Судя по всему, официальное открытие музея не за горами, но точная дата пока неизвестна. Впрочем, сюда и сейчас периодически приходят посетители: ветераны предприятия и его нынешние работники, коллеги из других городов и иностранные делегации, группы школьников и студентов, увлекающихся транспортной тематикой. А вот массовых платных экскурсантов, на которых, собственно, и рассчитана основная экспозиция, здесь пока встречать не могут: не утвержден прейскурант, не решен вопрос с главным входом, остались мелкие недоработки.

IMG 4873 copy 1

В целом экспозиция готова, — считает заведующий музеем Денис Бутин, — и у нас много идей, как ее развивать. В книге поступлений более 1 000 экспонатов, хотя, конечно, не все они выставлены. Музей занимает около 1 000 м2. Более 600 из них уже задействованы, включая открытую площадку раритетной техники.

Экспозиция представляет все виды общественного транспорта и отражает основные этапы его развития в Минске: от конно-железной дороги до метро (правда, редких экспонатов о подземке пока немного, ведь в 2015 году столичный метрополитен открыл собственный музей).

IMG 4864 copy

IMG 4871 copy

Конечно, не обошли вниманием историю предприятия «Минсктранс», филиалам которого посвящены стенды в малом зале музея. Отдельные материалы рассказывают о деятельности подразделений, обеспечивающих работу общественного транспорта в столице.

— Зал площадью более 200 м2 чуть позже обустроим для проведения музейно-педагогических занятий, интерактивов, квестов, — делится планами заведующий. — Часть его планируем отдать под коммерческие выставки, в том числе связанные с транспортом. Например, выставки велосипедов, моделей автомобилей.

Откуда пошел есть…

Сегодня, наверное, лишь работники «Минсктранса» помнят, что еще в начале века автобусники с одной стороны, троллейбусники и трамвайщики с другой подчинялись разным ведомствам: автотранспортом руководило УП «Минскпассажиравтотранс», а наземным электротранспортом — УП «Минскгорэлектротранс». У обоих предприятий, у парков и депо были свои музеи трудовой славы. В 2003-м пассажирский транспорт столицы объединили под крышей «Минсктранса», а несколькими годами позже, в 2006-м, возник вопрос и об общем музее.

Спустя 4 года гендиректор предприятия Леонтий Папенок отмечал по этому поводу: «У городского пассажирского транспорта богатейшая история. Но она не пропагандируется, не предается гласности, а только хранится по филиалам, может быть, и вовсе разбазаривается среди частных коллекционеров». Тогда же решили организовать музей на базе филиала «Ремонтно-механический завод» на Партизанском проспекте, 6. К тому времени совместными усилиями филиалов предприятия и благодаря энтузиазму сотрудников собрали богатый фонд музейных предметов. Поначалу их разместили в помещении возле бывшего троллейбусного парка № 1 на проспекте Машерова, 5, где в конце 1920-х началась история минского трамвайного движения, а в 1950-е — троллейбусного. Места там было маловато, а экспонатам тесновато. Это напоминало больше хранилище, чем экспозицию. Но было интересно.

IMG 6877 copy

Пять лет назад автор этих строк встречалась там с Виктором Николаевичем Ковалевым, руководившим музеем с момента его учреждения.

IMG 6865 copy

IMG 6883 copy

Энтузиаст, заслуженный работник транспорта, отдавший данной сфере более 40 лет, он готов был рассказывать о каждом экспонате и любимой профессии часами. И очень хотел, чтобы люди больше знали об этой стороне городской жизни, о прошлом и современности столичного транспорта. К сожалению, Виктор Николаевич не дожил до того дня, когда экспозиция переехала в новое помещение и в истории музея начался новый этап.

Приятно посмотреть

На смену В. Ковалеву пришли молодые ребята, увлеченные профессионалы своего дела, хоть и не транспортники. Заведующий музеем Д. Бутин и специалист Мерине Петросян — историки по образованию, имеющие опыт работы в Национальном историческом музее Беларуси. Второй год трудятся над экспозицией, изучают транспортную тематику, занимаются хозяйственными вопросами и готовы принимать экскурсантов.

IMG 4867 copy

Наш музей комплексный: здесь можно не только посмотреть на экспонаты, но и потрогать их, почувствовать себя пассажиром или водителем, — говорит Д. Бутин. — Помимо основной экспозиции представлены интерактивные зоны: инфокиоск, кинотеатр, транспорт в реальном времени Центра управления движением. Особая гордость музея — самая большая в стране коллекция раритетного транспорта.

LK2A4613 copy

На открытой площадке демонстрируются 19 автобусов и троллейбусов. А вскоре появятся еще и два трамвая: РВЗ-6М2 и Татра-Т6В5 (ЧКД-Т3М), которые два года участвовали в фестивале «Вулица Бразил» в Минске. Самые уникальные экспонаты этой части выставки — первый минский троллейбус МТБ-82Д и автобус ЛиАЗ-677.

LK2A4628 copy

Правда, состояние некоторых экземпляров коллекции ретротранспорта пока оставляет желать лучшего, а их реновация — дело небыстрое и недешевое. Без помощи города здесь не обойтись. Возможно, когда музей заработает, удастся привлечь к столь благородному делу и меценатов…

Кстати, на этой площадке планируется создание фотозон, проведение квестов, работа сувенирной лавки и проведение виртуальной экскурсии по городу.

О наиболее отдаленной эпохе рассказывают немногочисленные экспонаты. Однако сотрудники уверены, что в процессе работы экспозиция будет пополняться. А пока отдохнуть, развлечься, устроить небольшую фотосессию можно в вагончике конки — похожие бегали когда-то по «конно-железке». Здесь же — тантамареска для фото в образе извозчика.

IMG 4854 copy

IMG 4861 copy

Рядом — маленький кинозал, стилизованный под первый минский электрокинотеатр «Эден», располагавшийся на месте нынешнего «Макдоналдса» возле ГУМа. Самое ценное здесь — кинопроектор и проигрыватель. С их помощью можно совершить мини-экскурсию по Минску конца ХІХ — начала ХХ века, посмотреть кинохронику о пуске 1-го трамвая, вывести на экран открытки старого города и многое другое.

IMG 4859 copy

В музее есть и другие кинофотодокументы, с помощью которых можно разнообразить экскурсии, в том числе посмотреть фильм с воспоминаниями первых вагоновожатых, хронику парада троллейбусов.

Книга историй

Посетителям расскажут интересные истории о многих редких экспонатах –откуда они появились, как и где их искали, чтобы сделать частью музейной экспозиции. Упомянем лишь о нескольких. Среди уникальных экземпляров — 7 макетов троллейбусов и трамваев.

IMG 4883 copy

 Подобных макетов единицы, — объяснил их ценность Д. Бутин. — Это точные копии реальных машин в масштабе 1:20 или 1:48, их изготавливают конструкторские ателье из тех же материалов, что и настоящий транспорт, — металла, стекла, резины, пластмассы, причем вручную, на заказ. Такой макет стоит сейчас примерно 6 000 рублей. Один из них, копия 1-го троллейбуса, вышедшего на улицы Минска (МТБ-82Д), недавно был на выставке в Москве. Макет троллейбуса АКСМ-321 передал в дар музею Роман Джагетян, один из старейших работников электротранспорта, последний гендиректор УП «Минскгорэлектротранс», многое сделавший для создания музея транспорта. Ему как заслуженному работнику отрасли этот ценный подарок достался в награду от «Белкоммунмаша»…

Еще более уникальный экспонат, который пока не выставлен, — хрупкая из-за своего возраста 6-метровая папирусная лента со схемой прокладки первой в Минске кабельной сети. На ней стоит дата: 1897 год.

Из конца ХIX в. в начало XXI в. перекочевали и фрагменты рельсов, изготовленных брянским заводом «Сталь». По ним ходили первые минские трамваи…

IMG 6844 copy

После того как в 1967-м трамваи «переехали» из депо на ул. Варвашени в новое на ул. Ботанической, а троллейбусы остались по месту старой «прописки», рельсы на территории депо закатали в асфальт. В. Ковалев рассказывал, что спустя годы ему удалось найти там еще и фрагменты рельсов 1924 и 1948 годов выпуска. Последние, видимо, привезли по репатриации для восстановления трамвайного движения после войны. Сегодня в музее имеются и фрагменты рельсов, выпущенных немецкими, американскими и английскими производителями.

IMG 6906 copy

IMG 6910 copy

Редкий столичный житель в 1980-е не был фанатом минского «Динамо». Мяч с автографами футболистов команды — чемпиона СССР 1982 года, подаренный 1-му автобусному парку на 40-летие (1987 г.), тоже раритет.

Две кассы-полуавтомата — советскую и производства ГДР — передали музею эстонцы. Их работу можно демонстрировать экскурсантам, как и работу обычных компостеров старого образца, о которых многие уже успели забыть.

LK2A4595 copy

LK2A4596 copy

Сотрудники музея планируют положить возле них бумажки, чтобы дети пробивали их и таким образом поняли, как это делали их родители.

Китель первого вагоновожатого Николая Борисова уникален латунными пуговицами с изображением трамвая 30-х годов.

LK2A4603 copy

LK2A4606 copy

В холлах разместили импровизированный зал ожидания, в котором некоторые посетители узнают экспонаты с недавно закрывшегося автовокзала «Восточный».

IMG 4862 copy

А на «улице» — деревянные скамейки с бывшего автовокзала «Московский». Здесь же для посетителей будет работать кафе, стилизованное под буфет диспетчерской станции.

P. S. Посетители оставляют записи в Книге почетных гостей, перешедшей по наследству из Музея трудовой славы автобусного парка № 1 (1947–2009). Первая запись в ней датирована 1969 годом. Здесь оставляли благодарности футболисты легендарного минского «Динамо», члены иностранных делегаций, профсоюзных организаций, ученики школ, студенты, участники экскурсионных групп, которых обслуживал парк. В нынешнем году отзывы о музее оставили лорд-мэр Ноттингема, гости предприятия из Татарстана, Эстонии, других городов и стран. Хочется верить, что это только начало и скоро в Книге появятся отзывы от десятков и сотен жителей и гостей столицы.

Фото Елизаветы Добрицкой, Тамары Хамицевич и сотрудников музея

 

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Минфин выделит допфинансирование на оплату труда работников лесного хозяйства

Дополнительное финансирование на оплату труда работников выделят Министерству лесного хозяйства Беларуси, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Национальный правовой интернет-портал.

image 24 07 23 06 41 17 kopiya

Такое решение предусмотрено постановлением Совета Министров от 25 ноября 2024 года № 865. Оно основано на Указе Президента от 14 марта 2022 года № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики».

Министерству финансов в 2024 году поручили увеличить расходы республиканского бюджета по функциональной классификации, предусмотренные Минлесхозу на ведение лесного хозяйства, на 9,6 млн рублей для оплаты труда (с учетом взносов (отчислений) на социальное страхование) работникам организаций, ведущих лесное хозяйство.

Стоит подчеркнуть, что расходы будут увеличены за счет уменьшения расходов на обслуживание внешнего государственного долга.

Брак Николая II, фельетон Булгакова, родились Папанин и Тина Тернер. Этот день в истории: 26 ноября

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 26 ноября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1894 год. Бракосочетание Николая II с принцессой Гессен-Дармштадтской

26.11 brakosochetanie nikolaya i alisy

Ни Николай, ни его невеста, при крещении в православную веру получившая имя Александра Фёдоровна, не могли предполагать, что их свадьба состоится в условиях траура по покойному отцу жениха — Александру III. По причине траура торжества носили очень скромный характер. Для их проведения был выбран не Зимний дворец, а Аничков, где жил Александр III — непритязательный и скромный в обиходе человек.

По словам современников, широкая публика была мало знакома с 26-летним новым государем. Тем более удивительным казалось публике поведение Николая, в сравнении с его отцом, опасавшимся появляться перед большими скоплениями народа. Биограф Николая II Сергей Ольденбург писал, что при переезде молодоженов из Зимнего в Аничков дворец «Государь распорядился убрать с улиц шпалеры войск на пути их следования, и народ, толпившийся на улице, теснился вокруг Царских саней, впервые после долгого времени видя вблизи своего Государя».

Николай вспоминал, что день свадьбы был мучением для него самого и молодой жены: «Мысль о том, что дорогого, беззаветно любимого нашего Папа не было между нами и что ты далек от семьи и совсем один, не покидала меня во время венчания; нужно было напрячь все свои силы, чтобы не разреветься тут в церкви при всех».

Пройдет двадцать лет, и Николай напишет: «Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости».

Николай II и Александра Фёдоровна были счастливы много лет, ведь их брак, в отличие от большинства союзов королевских особ, был совершен не по политическим мотивам, а по любви.

У них было пятеро детей. Первенец Ольга родилась уже в следующем году, затем появились Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей.

В июле 1918 г. вся царская семья, а заодно ее доктор, повар, лакей и служанка были расстреляны в Екатеринбурге большевиками.

1894 год. В Севастополе родился легендарный полярный исследователь, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза Иван Папанин

square 320 acac254cfb588b5b4c77285fcf457195

Он вошел в историю как руководитель первой дрейфующей станции на Северном полюсе. Именем Папанина назван мыс на Таймырском полуострове, горы в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане.

Удивительно много успел он сделать за свою жизнь. Удивительна и сама судьба этого человека, достойная фильмов и романов. Он родился на юге, а прославился на севере. Не окончил не только вуз, но даже школу, а стал доктором наук и контр-адмиралом. На его кителе было столько наград, сколькими мало кто был удостоен.

Папанин родился в скромной многодетной семье севастопольского боцмана. Детство его было тяжелым. От голода спасали дары моря – рыба и мидии. В возрасте 12 лет, чтобы прокормить семью, в которой к тому времени осталось в живых лишь шестеро из девятерых детей, Ваня, будучи старшим из них, пошел работать учеником токаря в механические мастерские. Школу пришлось оставить. Хотя учился он хорошо – вопреки всему. Ведь даже ходить на занятия ему было не в чем.

«В школу я бегал босиком, — рассказывал Папанин в своей книге «Лед и пламень». — Ноябрь, декабрь в Севастополе — одни дожди. Вот и бежишь — ноги красные, сам мокрый. Школа в полутора километрах была. Прибегу, бывало, в бочке у водосточной трубы ополосну ноги, натяну тапочки, что мама из парусины сшила, и иду в класс. Босыми в школу не пускали. И почти никогда не простужался».

Эта физическая закалка, а также рабочие специальности, которые пришлось ему, мальчишке, освоить, очень пригодились потом в Арктике. Как и знание судовых моторов, полученное во время службы на флоте.

С 1932 г. Папанин был начальником полярной станции «Бухта Тихая» на Земле Франца-Иосифа, а с 1934-го — на станции мыса Челюскин. Результаты этой огромной работы были по достоинству оценены высшим руководством, и Папанину поручили возглавить первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс». Это событие, получившее название «Подвиг папанинцев», возвело его в ранг одного из самых знаменитых людей в мире.

На тот момент полюса Земли еще рассматривались как зоны недоступности, а их покорение — как триумф сродни полетам в космос десятилетия спустя. На северной макушке планеты побывал только американец Роберт Пири в 1909 г. Его соотечественник Ричард Бёрд и норвежец Руал Амундсен пролетели над ней, соответственно, на аэроплане и дирижабле. Попытка экспедиции Умберто Нобиле высадиться на полюсе с дирижабля «Италия» закончилась крушением воздушного судна.

Советским полярникам во главе с Папаниным предстояло не просто установить спортивный рекорд, но провести в Арктике несколько месяцев и осуществить научную программу.

К моменту завершения операции льдина, на которой проходила экспедиция, начала таять и ломаться в Гренландском море, уменьшившись в несколько раз. Весь мир следил за судьбой советских полярников, желая им вернуться из этого опасного путешествия живыми. Несмотря на тяжелые условия, в ходе экспедиции ученым удалось получить уникальные знания об Арктике и о природе высоких широт Северного Ледовитого океана. Кроме того, был открыт Большой подводный хребет и создана метеокарта Арктики. В перспективе результатом этой экспедиции стала возможность объявить права России на часть шельфа Ледовитого океана уже в XXI веке.

Сталин на приеме в Кремле в честь спасенных со льдины папанинцев поинтересовался: «Почему в дружеских шаржах Папанина рисуют толстым? Он же худой». В своих мемуарах Иван Дмитриевич объяснил: «За время дрейфа я похудел на 30 килограммов — с 90 до 60».

За героический труд в опасных условиях Арктики все участники полярного дрейфа были представлены к званию Героев Советского Союза.

В январе 1940 г. Папанин руководил спасением терпевшего бедствие во льдах исследовательского ледокола «Георгий Седов» и получил за это вторую «Золотую Звезду». До начала Великой Отечественной войны дважды Героев насчитывалось всего пятеро.

1919 год. Первая публикация Михаила Булгакова

grozn3 c

Фельетон «Грядущие перспективы» опубликовала северо-кавказская газета «Грозный».

О том, в какой атмосфере и при каких обстоятельствах создавались «Грядущие перспективы», в октябре 1924 г. в своей короткой автобиографии написал сам автор: «Как-то ночью <…> едучи в расхлябанном поезде, при свете свечечки, вставленной в бутылку из-под керосина, я написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнес рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали».

Газетную вырезку с фельетоном Булгаков хранил в альбоме своих публикаций, который собирал всю жизнь. В отличие от других материалов, этот был наклеен лицевой стороной вниз: фельетон отличался ярко выраженным антисоветским характером и мог окончательно испортить и без того непростые отношения писателя с властью.

«Теперь, когда наша несчастная родина находится на самом дне ямы позора и бедствия, в которую ее загнала «великая социальная революция», у многих из нас все чаще и чаще начинает являться одна и та же мысль <…>, а что же будет с нами дальше? Настоящее перед нашими глазами. Оно таково, что глаза эти хочется закрыть».

1939 год. Майнильский инцидент, послуживший поводом к началу советско-финской войны

2018 11 24 194 74017 1 524375

В этот день на участке советско-финской границы недалеко от деревни Майнила группа советских военнослужащих подверглась обстрелу с финской стороны. Было сделано семь орудийных выстрелов, в результате чего погибли трое рядовых и один младший командир, получили ранения семеро рядовых и двое из командного состава. Эти цифры были приведены в советской ноте и официальном сообщении в газете «Правда».

Советское правительство обратилось к финскому с нотой, в которой утверждало, что выстрелы были произведены с территории Финляндии. Для предотвращения дальнейших провокаций от финнов потребовали отвести войска от границы на 20–25 километров.

Финны отрицали факт агрессии и приводили со своей стороны данные о том, что произошедшее было провокацией со стороны СССР. В ответной ноте финское правительство заявило, что, по наблюдениям финских звукометрических постов, семь выстрелов были произведены около 16:00 с советской стороны с расстояния примерно полутора-двух километров на юго-восток от места разрыва снарядов. Также указывалось, что у финнов на границе просто нет артиллерии, тем более дальнобойной. Финны предложили создать совместную комиссию для расследования инцидента и начать переговоры об обоюдном отводе войск от границы. Предложение было отклонено советской стороной. Отказ мотивировался тем, что отвод частей Красной армии от границы на указанное расстояние привел бы к размещению войск в предместьях Ленинграда, что совершенно неприемлемо по соображениям обеспечения безопасности города.

В раскрытых после распада СССР архивных данных, освещающих инцидент с советской стороны, имеется ряд нестыковок и косвенных признаков подлога, что делает «финскую версию» более заслуживающей доверия в глазах большинства историков. Так или иначе, Майнильский инцидент был использован советской стороной как повод для расторжения пакта о ненападении и начала военных действий, вошедших в историю как советско-финская война (30 ноября 1939 г. — 12 марта 1940 г.).

1939 год. Родилась Тина Тёрнер, американская певица, автор песен, актриса и танцовщица, обладательница восьми премий «Грэмми»

hq720 2

Сумасшедшей энергией и потрясающим голосом она завоевала сердца миллионов людей по всему миру. Журнал Rolling Stonе назвал ее одной из величайших певиц современности.

Самым продаваемым альбомом певицы является Private Dancer, вышедший в 1984 г. и принесший Тёрнер премии MTV Video Music Awards, АМА, «Грэмми» и звание «Королева рок-н-ролла». В 45 лет она вознеслась на самый гребень успеха и понеслась дальше по этим волнам. Когда эстрадная дива в дерзкой мини-юбке, демонстрируя неприлично красивые ноги, исполняла под рев обезумевшей толпы свои новые песенные хиты, двигаясь по сцене с зажигательной энергией юности, публика с трудом верила, что ей 45, 50, 60. Казалось, это вечный двигатель. «Вот что делает с людьми рок-н-ролл», — шутили журналисты. И глядя на вечно молодую Тину с белозубой улыбкой, трудно было предположить ее непростую биографию — сильной женщины, пережившей материнскую нелюбовь, многолетние издевательства мужа-садиста, но нашедшую в себе силы начать жизнь заново, карьеру — с чистого листа и вновь поверить в любовь.

«В семье, где я росла, с любовью было туго. Я стала нежеланным ребенком, потому что привязала мать к отцу, с которым она больше не хотела быть», — рассказывала Тёрнер о своем детстве. Кто знает, возможно, именно нехватка тепла и ласки подтолкнула юную Анну Мэй Буллок (таково настоящее имя певицы) к мужчине по имени Айк Тёрнер, который и придумал ей новое имя — Тина. Известный музыкант обратил внимание на хрупкую девушку с сильным голосом и пригласил присоединиться к его группе Kings of Rhythm в качестве бэк-вокалистки. Отношения между ними возникли не сразу — сначала Тина крутила роман с саксофонистом Тёрнера, от которого и родила сына Крэйга. Молодой отец не желал выполнять свои обязанности и был таков. Уход за новорожденным и его мамой взял на себя Айк. В скором времени они стали любовниками, а после и родителями — в 1960 г. на свет появился малыш Ронни. Таким образом в семье музыкантов оказалось четверо сыновей — двое от первого брака Айка, сын от предыдущих отношений певицы и их общий сын Рональд.

В 1960–1970 годы пара записала множество хитов, таких как It’s Gonna Work Out Fine,«I Idolize You и River Deep, Mountain High. Их совместная работа была отмечена высокими строчками американских чартов и премией «Грэмми». Но за внешним фасадом благополучия этой музыкальной пары таились, по определению Тины, «адские отношения».

Оказалось, что Айк до свадьбы и после — два разных человека. Метаморфозы начались уже в день регистрации брака. Вместо банкета и первого танца новоиспеченный муж потащил ее в бордель. Шокированная новобрачная сидела с полными ужаса глазами и смотрела на отвратительное порнографическое представление, не имевшее никакого отношения к эротике. Практически сразу секс с некогда желанным мужчиной превратился для Тины в самое настоящее изнасилование: вместо прелюдии избиение, вместо финального поцелуя плевок. В их доме Айк делил кровать не только с законной супругой, но и со многими другими женщинами, а дабы стать более выносливым в постели, начал принимать наркотики, отчего становился еще агрессивнее. Он ломал ей нос, челюсть, оставлял ожоги и синяки. Длилось все это долгих 16 лет! Однажды она поняла, что просто умрет, если останется, и сбежала из отеля, в котором они с Айком остановились перед очередным выступлением. С собой у нее было меньше доллара. Как выжить с двумя детьми? Несколько последующих месяцев певица скиталась по друзьям и знакомым, а чтобы хоть как-то отблагодарить за помощь, драила полы в их квартирах и домах. Хуже всего, что в музыкальном мире ее не воспринимали как самостоятельную творческую единицу — только составной частью дуэта Айк и Тёрнер. Судьбе назло и вопреки всем законам она доказала, что часть может быть больше целого.

В 2000 году Тина отправилась в одно из самых успешных турне в своей карьере. Сообщения о том, что Тёрнер исполнилось 60 лет и этим вояжем она завершает свою 40-летнюю карьеру, помогли повысить продажи билетов. Турне стало самым прибыльным в том году, собрав более 100 млн долларов. Однако в последующие годы Тина неоднократно возвращалась на сцену, а в 2009-м вновь предприняла тур по Европе, вновь обойдя всех по кассовым сборам, включая Бейонсе и Бритни Спирс.

В 2016 г. у артистки диагностировали рак кишечника, спустя год она перенесла операцию по пересадке почки. Донором стал второй муж певицы — немецкий музыкальный продюсер Эрвин Бах, за которого она вышла замуж в 2013 г. после 27 лет отношений.

На исходе жизни ей довелось пережить две самые большие личные трагедии — она потеряла обоих своих сыновей: в 2018 г. покончил с собой 59-летний Крэйг, а в 2022-м от рака толстой кишки скончался 62-летний Ронни. В 2023 г. не стало и самой Тины. Она умерла на 84-м году жизни в своем доме в Швейцарии, куда переехала к мужу еще в 2013 г., отказавшись от американского гражданства.