Каким будет музей городского пассажирского транспорта?


Музеи городского пассажирского транспорта — одна из достопримечательностей многих столиц. В Минске такого пока нет, но, возможно, скоро появится.

На чем ездили минчане в XIX и XX веках, как пассажиры оплачивали проезд, в какую форму облачались водители общественного транспорта? Посетители нового музея смогут не только найти ответы на эти вопросы, но и увидеть уникальные экспонаты, посмотреть кадры старых кинохроник, покрутить руль ушедшего в историю автобуса, пробить талончик на компостере 40-летней давности и даже попробовать себя в роли диспетчера центра управления движением… Это лишь малая часть того, что может предложить посетителям музей городского пассажирского транспорта при государственном предприятии «Минсктранс», который собираются открыть уже много лет.

Вагон идей

Судя по всему, официальное открытие музея не за горами, но точная дата пока неизвестна. Впрочем, сюда и сейчас периодически приходят посетители: ветераны предприятия и его нынешние работники, коллеги из других городов и иностранные делегации, группы школьников и студентов, увлекающихся транспортной тематикой. А вот массовых платных экскурсантов, на которых, собственно, и рассчитана основная экспозиция, здесь пока встречать не могут: не утвержден прейскурант, не решен вопрос с главным входом, остались мелкие недоработки.

В целом экспозиция готова, — считает заведующий музеем Денис Бутин, — и у нас много идей, как ее развивать. В книге поступлений более 1 000 экспонатов, хотя, конечно, не все они выставлены. Музей занимает около 1 000 м2. Более 600 из них уже задействованы, включая открытую площадку раритетной техники.

Экспозиция представляет все виды общественного транспорта и отражает основные этапы его развития в Минске: от конно-железной дороги до метро (правда, редких экспонатов о подземке пока немного, ведь в 2015 году столичный метрополитен открыл собственный музей).

Конечно, не обошли вниманием историю предприятия «Минсктранс», филиалам которого посвящены стенды в малом зале музея. Отдельные материалы рассказывают о деятельности подразделений, обеспечивающих работу общественного транспорта в столице.

— Зал площадью более 200 м2 чуть позже обустроим для проведения музейно-педагогических занятий, интерактивов, квестов, — делится планами заведующий. — Часть его планируем отдать под коммерческие выставки, в том числе связанные с транспортом. Например, выставки велосипедов, моделей автомобилей.

Откуда пошел есть…

Сегодня, наверное, лишь работники «Минсктранса» помнят, что еще в начале века автобусники с одной стороны, троллейбусники и трамвайщики с другой подчинялись разным ведомствам: автотранспортом руководило УП «Минскпассажиравтотранс», а наземным электротранспортом — УП «Минскгорэлектротранс». У обоих предприятий, у парков и депо были свои музеи трудовой славы. В 2003-м пассажирский транспорт столицы объединили под крышей «Минсктранса», а несколькими годами позже, в 2006-м, возник вопрос и об общем музее.

Спустя 4 года гендиректор предприятия Леонтий Папенок отмечал по этому поводу: «У городского пассажирского транспорта богатейшая история. Но она не пропагандируется, не предается гласности, а только хранится по филиалам, может быть, и вовсе разбазаривается среди частных коллекционеров». Тогда же решили организовать музей на базе филиала «Ремонтно-механический завод» на Партизанском проспекте, 6. К тому времени совместными усилиями филиалов предприятия и благодаря энтузиазму сотрудников собрали богатый фонд музейных предметов. Поначалу их разместили в помещении возле бывшего троллейбусного парка № 1 на проспекте Машерова, 5, где в конце 1920-х началась история минского трамвайного движения, а в 1950-е — троллейбусного. Места там было маловато, а экспонатам тесновато. Это напоминало больше хранилище, чем экспозицию. Но было интересно.

Пять лет назад автор этих строк встречалась там с Виктором Николаевичем Ковалевым, руководившим музеем с момента его учреждения.

Энтузиаст, заслуженный работник транспорта, отдавший данной сфере более 40 лет, он готов был рассказывать о каждом экспонате и любимой профессии часами. И очень хотел, чтобы люди больше знали об этой стороне городской жизни, о прошлом и современности столичного транспорта. К сожалению, Виктор Николаевич не дожил до того дня, когда экспозиция переехала в новое помещение и в истории музея начался новый этап.

Приятно посмотреть

На смену В. Ковалеву пришли молодые ребята, увлеченные профессионалы своего дела, хоть и не транспортники. Заведующий музеем Д. Бутин и специалист Мерине Петросян — историки по образованию, имеющие опыт работы в Национальном историческом музее Беларуси. Второй год трудятся над экспозицией, изучают транспортную тематику, занимаются хозяйственными вопросами и готовы принимать экскурсантов.

Наш музей комплексный: здесь можно не только посмотреть на экспонаты, но и потрогать их, почувствовать себя пассажиром или водителем, — говорит Д. Бутин. — Помимо основной экспозиции представлены интерактивные зоны: инфокиоск, кинотеатр, транспорт в реальном времени Центра управления движением. Особая гордость музея — самая большая в стране коллекция раритетного транспорта.

На открытой площадке демонстрируются 19 автобусов и троллейбусов. А вскоре появятся еще и два трамвая: РВЗ-6М2 и Татра-Т6В5 (ЧКД-Т3М), которые два года участвовали в фестивале «Вулица Бразил» в Минске. Самые уникальные экспонаты этой части выставки — первый минский троллейбус МТБ-82Д и автобус ЛиАЗ-677.

Правда, состояние некоторых экземпляров коллекции ретротранспорта пока оставляет желать лучшего, а их реновация — дело небыстрое и недешевое. Без помощи города здесь не обойтись. Возможно, когда музей заработает, удастся привлечь к столь благородному делу и меценатов…

Кстати, на этой площадке планируется создание фотозон, проведение квестов, работа сувенирной лавки и проведение виртуальной экскурсии по городу.

О наиболее отдаленной эпохе рассказывают немногочисленные экспонаты. Однако сотрудники уверены, что в процессе работы экспозиция будет пополняться. А пока отдохнуть, развлечься, устроить небольшую фотосессию можно в вагончике конки — похожие бегали когда-то по «конно-железке». Здесь же — тантамареска для фото в образе извозчика.

Рядом — маленький кинозал, стилизованный под первый минский электрокинотеатр «Эден», располагавшийся на месте нынешнего «Макдоналдса» возле ГУМа. Самое ценное здесь — кинопроектор и проигрыватель. С их помощью можно совершить мини-экскурсию по Минску конца ХІХ — начала ХХ века, посмотреть кинохронику о пуске 1-го трамвая, вывести на экран открытки старого города и многое другое.

В музее есть и другие кинофотодокументы, с помощью которых можно разнообразить экскурсии, в том числе посмотреть фильм с воспоминаниями первых вагоновожатых, хронику парада троллейбусов.

Книга историй

Посетителям расскажут интересные истории о многих редких экспонатах –откуда они появились, как и где их искали, чтобы сделать частью музейной экспозиции. Упомянем лишь о нескольких. Среди уникальных экземпляров — 7 макетов троллейбусов и трамваев.

 Подобных макетов единицы, — объяснил их ценность Д. Бутин. — Это точные копии реальных машин в масштабе 1:20 или 1:48, их изготавливают конструкторские ателье из тех же материалов, что и настоящий транспорт, — металла, стекла, резины, пластмассы, причем вручную, на заказ. Такой макет стоит сейчас примерно 6 000 рублей. Один из них, копия 1-го троллейбуса, вышедшего на улицы Минска (МТБ-82Д), недавно был на выставке в Москве. Макет троллейбуса АКСМ-321 передал в дар музею Роман Джагетян, один из старейших работников электротранспорта, последний гендиректор УП «Минскгорэлектротранс», многое сделавший для создания музея транспорта. Ему как заслуженному работнику отрасли этот ценный подарок достался в награду от «Белкоммунмаша»…

Еще более уникальный экспонат, который пока не выставлен, — хрупкая из-за своего возраста 6-метровая папирусная лента со схемой прокладки первой в Минске кабельной сети. На ней стоит дата: 1897 год.

Из конца ХIX в. в начало XXI в. перекочевали и фрагменты рельсов, изготовленных брянским заводом «Сталь». По ним ходили первые минские трамваи…

После того как в 1967-м трамваи «переехали» из депо на ул. Варвашени в новое на ул. Ботанической, а троллейбусы остались по месту старой «прописки», рельсы на территории депо закатали в асфальт. В. Ковалев рассказывал, что спустя годы ему удалось найти там еще и фрагменты рельсов 1924 и 1948 годов выпуска. Последние, видимо, привезли по репатриации для восстановления трамвайного движения после войны. Сегодня в музее имеются и фрагменты рельсов, выпущенных немецкими, американскими и английскими производителями.

Редкий столичный житель в 1980-е не был фанатом минского «Динамо». Мяч с автографами футболистов команды — чемпиона СССР 1982 года, подаренный 1-му автобусному парку на 40-летие (1987 г.), тоже раритет.

Две кассы-полуавтомата — советскую и производства ГДР — передали музею эстонцы. Их работу можно демонстрировать экскурсантам, как и работу обычных компостеров старого образца, о которых многие уже успели забыть.

Сотрудники музея планируют положить возле них бумажки, чтобы дети пробивали их и таким образом поняли, как это делали их родители.

Китель первого вагоновожатого Николая Борисова уникален латунными пуговицами с изображением трамвая 30-х годов.

В холлах разместили импровизированный зал ожидания, в котором некоторые посетители узнают экспонаты с недавно закрывшегося автовокзала «Восточный».

А на «улице» — деревянные скамейки с бывшего автовокзала «Московский». Здесь же для посетителей будет работать кафе, стилизованное под буфет диспетчерской станции.

P. S. Посетители оставляют записи в Книге почетных гостей, перешедшей по наследству из Музея трудовой славы автобусного парка № 1 (1947–2009). Первая запись в ней датирована 1969 годом. Здесь оставляли благодарности футболисты легендарного минского «Динамо», члены иностранных делегаций, профсоюзных организаций, ученики школ, студенты, участники экскурсионных групп, которых обслуживал парк. В нынешнем году отзывы о музее оставили лорд-мэр Ноттингема, гости предприятия из Татарстана, Эстонии, других городов и стран. Хочется верить, что это только начало и скоро в Книге появятся отзывы от десятков и сотен жителей и гостей столицы.

Фото Елизаветы Добрицкой, Тамары Хамицевич и сотрудников музея

 

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Электромобиль попал под трамвай на ул. Долгобродской

Легковое авто и трамвай столкнулись ул. Долгобродской вечером 23 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на ГАИ.

Фото носит иллюстративный характер

Автомобилистка за рулем красной Tesla выезжала на улицу и не уступила путь рельсовому пассажирскому транспорту. По имеющейся информации, водители и пассажиры не пострадали.

Тем временем госавтоинспекторы напоминают, что световой день стал заметно короче. Это требует от участников дорожного движения повышенной внимательности. Водителям особенно важно сохранять ее вблизи наземных переходов, заблаговременно снижать скорость и быть готовым уступить тем, кто пересекает проезжую часть.

Белорусские спортсмены не выступят на Паралимпиаде-2026

Представляющие Беларусь спортсмены не будут принимать участие в предстоящих зимних Паралимпийских играх, которые пройдут в Италии в марте 2026 года. Об этом проинформировали в Международном паралимпийском комитете (МПК), сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Фото носит иллюстративный характер

В сентябре этого года Генассамблея МПК проголосовала за восстановление прав паралимпийских комитетов Беларуси и России. Такое решение позволяло атлетам обеих стран участвовать в Паралимпиаде при условии их квалификации на Игры по правилам соответствующей международной федерации, чей вид спорта включен в программу предстоящего спортивного форума.

Со слов главы МПК Эндрю Парсонса, текущая позиция федерации лыжного спорта и сноуборда (FIS), Международного союза биатлонистов (IBU), Всемирной федерации керлинга такова, что белорусские и российские спортсмены и команды не могут участвовать в своих соревнованиях и отобраться на эти зимние Паралимпийские игры. Теперь для обоих государств возможно участие в состязаниях по следж-хоккею, однако на позднем этапе квалификации уже определены шесть команд для отборочного турнира в ноябре.

В Беларуси на полгода ввели лицензирование вывоза макулатуры и отходов

Лицензирование вывоза регенерируемых бумаги или картона (макулатуры и отходов) введено в республике соответствующим постановлением Совета Министров, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Telegram-канал «Правительство Беларуси».

переработка мусора вторсырье макулатура

Фото носит иллюстративный характер

Это сделано, чтобы уменьшить вывоз сырьевого ресурса из страны и поддержать белорусских производителей бумаги и картона, а также увеличить выпуск импортозамещающей и экспортно ориентированной продукции.

Ограничение будет действовать шесть месяцев. Постановление вступит в силу после его официального опубликования.

 

Около 150 участников соберет семинар «Диалог власти и общества через медиакоммуникации» в Минске

Работу пресс-служб, антифейк-контент, блогосферу и другие темы обсудят на семинаре «Диалог власти и общества через медиакоммуникации» в столице 24 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу Мингорисполкома.

Эксперты из числа руководителей медиахолдингов, пресс-служб ведомств, журналистов и блогеров вместе с участниками обсудят формирование информационной повестки, формы работы эффективной пресс-службы, обратную связь с трудовыми коллективами, реакцию на вбросы и антифейк-контент, а также блогосферу на столичном медиаландшафте и многое другое.

Всего семинар соберет около 150 человек: работников структурных подразделений Мингорисполкома, администраций районов столицы, учреждений высшего образования, предприятий города и общественных организаций, осуществляющих взаимодействие со СМИ, представителей корпоративной прессы.

Молодые врачи и педагоги Советского района обсудили с представителями власти перспективы работы

Открытый диалог «Вектор развития: профессиональный старт, поддержка и перспективы» состоялся в средней школе № 53 им. дважды Героя Советского Союза Л. И. Беды 23 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Встреча объединила более 120 молодых педагогов и врачей Советского района.

Главная цель диалога — обсудить трудности, с которыми молодые специалисты сталкиваются на местах, — отметил глава администрации Советского района Александр Щекович. — Встреча поможет выявить проблемные вопросы и совместными усилиями найти их решение.

О мерах стимулирования и социальной поддержке молодых специалистов рассказали участникам встречи депутат Палаты представителей Национального собрания Наталья Дергач, депутат Мингорсовета, директор средней школы № 64 Светлана Пашкова. Диалоговая площадка стала важной платформой для актуальных вопросов, касающихся профессионального становления и закрепления молодых специалистов на рабочих местах.

Фото администрации Советского района

Владимир Кухарев посетил музыкальный колледж им. М. И. Глинки. Что волновало педагогов и учащихся

Председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев встретился с коллективом и учащимися Минского государственного музыкального колледжа им. М. И. Глинки 23 октября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости». 

В. Кухарев подчеркнул, что колледжем проводится большая работа по подготовке специалистов в сфере культуры.

Он обладает уникальным педагогическим составом, который профессионально обучает молодежь. Они хотят связать свою жизнь с искусством и следовать своему призванию. Для этого должны быть созданы соответствующие условия, поэтому мы долго работали над ремонтом колледжа, почти завершили его. Теперь здесь все способствует успешному процессу обучения, — уверил он.

Председатель Мингорисполкома рассказал, как развивается город, какие перспективные направления намечены. Созданы условия для творческого развития детей с раннего возраста. Работают художественные и музыкальных школы, кружки по различным направлениям, развивается система колледжей, где увеличиваются наборы, учреждения образования оснащаются новым, современным оборудованием, обучение продолжается и в столичных вузах.

Занимаемся модернизацией и капитальным ремонтом учреждений культуры. Планируем в следующем году приступить к реконструкции Белорусского государственного академического музыкального театра. Он будет оснащен современным оборудованием, еще в одном здании будут созданы условия  для хранения декораций и пошива костюмов, — поделился планами председатель Мингорисполкома. — Кроме того, продолжается строительство нового здания Национального исторического музея. Оно будет оснащено по последнему слову техники. Идет реконструкция Белорусской государственной академии музыки, планируется, что в следующем году работы завершат. Уже закончена реконструкция кинотеатров «Победа» и «Москва», такие же работы планируют выполнить в кинотеатре «Октябрь».

Педагогический состав колледжа и учащиеся активно задавали вопросы В. Кухареву. В зале поинтересовались, возможно ли поспособствовать тому, чтобы у колледжа появился транспорт для доставки инструментов к концертным площадкам? Председатель Мингорисполкома уверил, что этот вопрос будет решаться.

Считаете ли БРСМ эффективным партнером для реализации молодежной политики? — прозвучал следующий вопрос.

Мы готовы реализовать любую инициативу, которая поможет молодежи совершенствоваться. Например, городской проект «Минская смена» позволяет активным юношам и девушкам предлагать и реализовывать свои идеи для развития города через социальное проектирование. Проекты, полезные и важные для города и молодежи, успешно реализуются, — ответил В. Кухарев.

Задавался вопрос и о загруженности дворовых территорий автомобилями. Может, в городе не хватает паркингов?

Проблема не в нехватке паркингов и парковок, а в том, что автовладельцам удобно оставлять транспорт как можно ближе к подъездам жилых домов. Примерно миллион автомобилей ездят по городу, а в паркингах и на парковках пустуют порядка 20 тыс. свободных мест, — поделился информацией председатель Мингорисполкома.

Интересовались и обустройством зеленой зоны на бульваре Грибоедова. Было озвучено, что в ближайшие год-два он станет более современным и обновленным.

В ходе последнего визита губернатор Ульяновской области Алексей Русских передал делегации Минска балалайку. Это очень символичный дар, ведь Ульяновск — балалаечная столица России, где находится музей, полностью посвященный этому старинному русскому инструменту. Теперь в завершение встречи В. Кухарев подарил балалайку учащимся колледжа для занятий музыкой и творчеством.

Фото Ирины Малиновской

До +14 °С и без осадков будет в Минске 24 октября

В столице днем 24 октября немного потеплеет, но сохранится порывистый ветер, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

Прогноз погоды в Беларуси на 24 октября 2025 годаПрогноз погоды в Беларуси на 24 октября 2025 года

Ночью в городе возможен небольшой дождь и +8… +10 °С тепла. Днем существенных осадков не предвидится, а воздух прогреется до +12… +14 °С.

В Беларуси в пятницу будет облачно с прояснениями. В темное время суток на большей части страны, днем преимущественно по юго-западной половине республики пройдут дожди. В ночные и утренние часы в отдельных районах ожидается слабый туман. Ночью температура составит +6… +12 °С. Днем она повысится до +12… +17 °С, прогнозируются порывы ветра.

В Минске стартовала республиканская универсиада

Республиканскую универсиаду 2025/2026 учебного года торжественно открыли в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи 23 октября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

В этом году 46 вузов поборются за первенство в 27 видах спорта.

— Студенческие соревнования в Беларуси проводятся с 1929 года. В 2029 году отпразднуем столетие студенческого спорта, — рассказал заместитель директора Республиканского центра физического воспитания и спорта учащихся и студентов Владимир Антончик.

Наше мероприятие уже не один год по-настоящему громко звучит по всей стране, — отметил заместитель министра образования Александр Кадлубай. — Непосредственных участников универсиады 15 тыс., хотя в сам процесс вовлечено практически все вузовское сообщество.

Заместитель министра спорта и туризма Александр Барауля добавил:

Будем думать о совершенствовании соревнований, чтобы привлекать к участию еще больше студентов. Желаю, чтобы спортсмены прославляли не только свои родные вузы, но и нашу Родину на мировой арене!

Перед открытием подвели итоги предыдущей универсиады в пяти номинациях. Победителем назван Белорусский государственный университет физической культуры. В последний раз БГУФК брал этот титул в 2021/2022 учебном году. Серебро досталось БГУ.

После церемонии награждения на сцену вышли художественные коллективы, которые представили свои творческие номера.

Материал подготовил Алексей Тумаркин, фото автора

В Беларуси с начала 2025 года в ДТП пострадали 340 детей

За последние пять лет на дорогах Беларуси погибли 98 детей. Неутешительную статистику журналистам 23 октября привел заместитель начальника отдела по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних управления профилактики главного управления охраны правопорядка и профилактики МВД Василий Демидович, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

— Основные преступления, которые совершают дети, — это кражи, хулиганство и незаконный оборот наркотиков, — рассказал В. Демидович. — Воруют в основном деньги, телефоны и велосипеды. Хулиганство связано в первую очередь с повреждением имущества (заборов, окон, фонарных столбов), а незаконный оборот наркотиков — со сбытом психотропных веществ. Движущая сила, которая заставляет несовершеннолетних идти на такие преступления, — желание заработать «легких» денег. Практически каждую неделю фиксируем задержание детей за сбыт наркотиков.

Вызывает опасение и использование подростками электронных систем курения.

— Это действительно становится проблемой, поскольку среди детей такие устройства позиционируются как имиджевая вещь. Они используют их везде (в школах, на остановках, переходах, помещениях), абсолютно никого не стесняясь. С начала 2025 года количество подростков, пользующихся вейпами, возросло в разы. А ведь это правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность. Более того, такие устройства приравниваются к сигаретам, наносят колоссальный вред организму ребенка, — пояснил спикер. — Еще одна проблема, набирающая обороты в последнее время, — ДТП с участием детей.  За 9 месяцев 2025 года в авариях уже пострадали 340 детей, 20 погибли. Эти смерти в первую очередь связаны с управлением транспортными средствами: мопедами, мотоциклами и автомобилями.  За последние пять лет на дорогах погибли 98 ребят.

Подробно В. Демидович остановился на профилактической работе, которая проводится с несовершеннолетними.

— На педагогических советах учителям доводится информация о возможных способах вовлечения детей в преступления, о механизмах действия в случае обнаружения признаков насилия в отношении ребенка и не только. В трудовых коллективах также рассказываем, как правильно разговаривать с детьми, на какие личные вещи и аспекты их поведения стоит обратить внимание, что может указать на то, что сын или дочь вовлечены в преступную деятельность, — уточнил спикер. — Для ребят проводим стрим-семинары, в которых участвуют осужденные за незаконный оборот наркотиков. Они рассказывают, с чего все началось, как думали, что не попадутся, но теперь отбывают наказание. Организуем круглые столы с участием наркоманов, которые находятся в стойкой ремиссии. Это тоже очень хороший вид профилактических мероприятий, где дети могут задать интересующие вопросы и убедиться, как тяжело преодолеть зависимость и справиться с последствиями. Кроме того, проводим акции разной направленности, экскурсии, показываем видеоролики и не только.

Пьяный житель столицы запустил пустой бутылкой из-под водки в припаркованный автомобиль

На рассмотрение в суд направлено уголовное дело в отношении 50-летнего жителя столицы, которого обвиняют в совершении хулиганства, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в прокуратуре Ленинского района.

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

Будучи в состоянии сильного алкогольного опьянения, обвиняемый возвращался из магазина домой. Проходя по одному из дворов на пр. Рокоссовского, он остановился, допил из бутылки водку, после чего с размаха бросил пустую тару в сторону припаркованных автомобилей. Та угодила в Renault Duster, разбив в нем стекло. Осознав, что натворил, житель столицы быстро ушел.

Милиционерам не составило труда установить личность злоумышленника. Хулигана задержали, в отношении него возбудили уголовное дело. Причиненный автовладельцу ущерб составил 400 рублей.

Обвиняемый ранее уже имел проблемы с законом судимость погашена, — прокомментировал заместитель прокурора Ленинского района Александр Мазаник. — Ему предъявлено обвинение в умышленных действиях, грубо нарушающих общественный порядок и выражающих явное неуважение к обществу, сопровождающихся повреждением чужого имущества (хулиганстве), то есть в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 339 УК, санкция которой вплоть до трех лет лишения свободы. Вину гражданин полностью признал, в содеянном раскаялся.