Каким будет музей городского пассажирского транспорта?
Музеи городского пассажирского транспорта — одна из достопримечательностей многих столиц. В Минске такого пока нет, но, возможно, скоро появится.
На чем ездили минчане в XIX и XX веках, как пассажиры оплачивали проезд, в какую форму облачались водители общественного транспорта? Посетители нового музея смогут не только найти ответы на эти вопросы, но и увидеть уникальные экспонаты, посмотреть кадры старых кинохроник, покрутить руль ушедшего в историю автобуса, пробить талончик на компостере 40-летней давности и даже попробовать себя в роли диспетчера центра управления движением… Это лишь малая часть того, что может предложить посетителям музей городского пассажирского транспорта при государственном предприятии «Минсктранс», который собираются открыть уже много лет.
Вагон идей
Судя по всему, официальное открытие музея не за горами, но точная дата пока неизвестна. Впрочем, сюда и сейчас периодически приходят посетители: ветераны предприятия и его нынешние работники, коллеги из других городов и иностранные делегации, группы школьников и студентов, увлекающихся транспортной тематикой. А вот массовых платных экскурсантов, на которых, собственно, и рассчитана основная экспозиция, здесь пока встречать не могут: не утвержден прейскурант, не решен вопрос с главным входом, остались мелкие недоработки.
— В целом экспозиция готова, — считает заведующий музеем Денис Бутин, — и у нас много идей, как ее развивать. В книге поступлений более 1 000 экспонатов, хотя, конечно, не все они выставлены. Музей занимает около 1 000 м2. Более 600 из них уже задействованы, включая открытую площадку раритетной техники.
Экспозиция представляет все виды общественного транспорта и отражает основные этапы его развития в Минске: от конно-железной дороги до метро (правда, редких экспонатов о подземке пока немного, ведь в 2015 году столичный метрополитен открыл собственный музей).
Конечно, не обошли вниманием историю предприятия «Минсктранс», филиалам которого посвящены стенды в малом зале музея. Отдельные материалы рассказывают о деятельности подразделений, обеспечивающих работу общественного транспорта в столице.
— Зал площадью более 200 м2 чуть позже обустроим для проведения музейно-педагогических занятий, интерактивов, квестов, — делится планами заведующий. — Часть его планируем отдать под коммерческие выставки, в том числе связанные с транспортом. Например, выставки велосипедов, моделей автомобилей.
Откуда пошел есть…
Сегодня, наверное, лишь работники «Минсктранса» помнят, что еще в начале века автобусники с одной стороны, троллейбусники и трамвайщики с другой подчинялись разным ведомствам: автотранспортом руководило УП «Минскпассажиравтотранс», а наземным электротранспортом — УП «Минскгорэлектротранс». У обоих предприятий, у парков и депо были свои музеи трудовой славы. В 2003-м пассажирский транспорт столицы объединили под крышей «Минсктранса», а несколькими годами позже, в 2006-м, возник вопрос и об общем музее.
Спустя 4 года гендиректор предприятия Леонтий Папенок отмечал по этому поводу: «У городского пассажирского транспорта богатейшая история. Но она не пропагандируется, не предается гласности, а только хранится по филиалам, может быть, и вовсе разбазаривается среди частных коллекционеров». Тогда же решили организовать музей на базе филиала «Ремонтно-механический завод» на Партизанском проспекте, 6. К тому времени совместными усилиями филиалов предприятия и благодаря энтузиазму сотрудников собрали богатый фонд музейных предметов. Поначалу их разместили в помещении возле бывшего троллейбусного парка № 1 на проспекте Машерова, 5, где в конце 1920-х началась история минского трамвайного движения, а в 1950-е — троллейбусного. Места там было маловато, а экспонатам тесновато. Это напоминало больше хранилище, чем экспозицию. Но было интересно.
Пять лет назад автор этих строк встречалась там с Виктором Николаевичем Ковалевым, руководившим музеем с момента его учреждения.
Энтузиаст, заслуженный работник транспорта, отдавший данной сфере более 40 лет, он готов был рассказывать о каждом экспонате и любимой профессии часами. И очень хотел, чтобы люди больше знали об этой стороне городской жизни, о прошлом и современности столичного транспорта. К сожалению, Виктор Николаевич не дожил до того дня, когда экспозиция переехала в новое помещение и в истории музея начался новый этап.
Приятно посмотреть
На смену В. Ковалеву пришли молодые ребята, увлеченные профессионалы своего дела, хоть и не транспортники. Заведующий музеем Д. Бутин и специалист Мерине Петросян — историки по образованию, имеющие опыт работы в Национальном историческом музее Беларуси. Второй год трудятся над экспозицией, изучают транспортную тематику, занимаются хозяйственными вопросами и готовы принимать экскурсантов.
— Наш музей комплексный: здесь можно не только посмотреть на экспонаты, но и потрогать их, почувствовать себя пассажиром или водителем, — говорит Д. Бутин. — Помимо основной экспозиции представлены интерактивные зоны: инфокиоск, кинотеатр, транспорт в реальном времени Центра управления движением. Особая гордость музея — самая большая в стране коллекция раритетного транспорта.
На открытой площадке демонстрируются 19 автобусов и троллейбусов. А вскоре появятся еще и два трамвая: РВЗ-6М2 и Татра-Т6В5 (ЧКД-Т3М), которые два года участвовали в фестивале «Вулица Бразил» в Минске. Самые уникальные экспонаты этой части выставки — первый минский троллейбус МТБ-82Д и автобус ЛиАЗ-677.
Правда, состояние некоторых экземпляров коллекции ретротранспорта пока оставляет желать лучшего, а их реновация — дело небыстрое и недешевое. Без помощи города здесь не обойтись. Возможно, когда музей заработает, удастся привлечь к столь благородному делу и меценатов…
Кстати, на этой площадке планируется создание фотозон, проведение квестов, работа сувенирной лавки и проведение виртуальной экскурсии по городу.
О наиболее отдаленной эпохе рассказывают немногочисленные экспонаты. Однако сотрудники уверены, что в процессе работы экспозиция будет пополняться. А пока отдохнуть, развлечься, устроить небольшую фотосессию можно в вагончике конки — похожие бегали когда-то по «конно-железке». Здесь же — тантамареска для фото в образе извозчика.
Рядом — маленький кинозал, стилизованный под первый минский электрокинотеатр «Эден», располагавшийся на месте нынешнего «Макдоналдса» возле ГУМа. Самое ценное здесь — кинопроектор и проигрыватель. С их помощью можно совершить мини-экскурсию по Минску конца ХІХ — начала ХХ века, посмотреть кинохронику о пуске 1-го трамвая, вывести на экран открытки старого города и многое другое.
В музее есть и другие кинофотодокументы, с помощью которых можно разнообразить экскурсии, в том числе посмотреть фильм с воспоминаниями первых вагоновожатых, хронику парада троллейбусов.
Книга историй
Посетителям расскажут интересные истории о многих редких экспонатах –откуда они появились, как и где их искали, чтобы сделать частью музейной экспозиции. Упомянем лишь о нескольких. Среди уникальных экземпляров — 7 макетов троллейбусов и трамваев.
— Подобных макетов единицы, — объяснил их ценность Д. Бутин. — Это точные копии реальных машин в масштабе 1:20 или 1:48, их изготавливают конструкторские ателье из тех же материалов, что и настоящий транспорт, — металла, стекла, резины, пластмассы, причем вручную, на заказ. Такой макет стоит сейчас примерно 6 000 рублей. Один из них, копия 1-го троллейбуса, вышедшего на улицы Минска (МТБ-82Д), недавно был на выставке в Москве. Макет троллейбуса АКСМ-321 передал в дар музею Роман Джагетян, один из старейших работников электротранспорта, последний гендиректор УП «Минскгорэлектротранс», многое сделавший для создания музея транспорта. Ему как заслуженному работнику отрасли этот ценный подарок достался в награду от «Белкоммунмаша»…
Еще более уникальный экспонат, который пока не выставлен, — хрупкая из-за своего возраста 6-метровая папирусная лента со схемой прокладки первой в Минске кабельной сети. На ней стоит дата: 1897 год.
Из конца ХIX в. в начало XXI в. перекочевали и фрагменты рельсов, изготовленных брянским заводом «Сталь». По ним ходили первые минские трамваи…
После того как в 1967-м трамваи «переехали» из депо на ул. Варвашени в новое на ул. Ботанической, а троллейбусы остались по месту старой «прописки», рельсы на территории депо закатали в асфальт. В. Ковалев рассказывал, что спустя годы ему удалось найти там еще и фрагменты рельсов 1924 и 1948 годов выпуска. Последние, видимо, привезли по репатриации для восстановления трамвайного движения после войны. Сегодня в музее имеются и фрагменты рельсов, выпущенных немецкими, американскими и английскими производителями.
Редкий столичный житель в 1980-е не был фанатом минского «Динамо». Мяч с автографами футболистов команды — чемпиона СССР 1982 года, подаренный 1-му автобусному парку на 40-летие (1987 г.), тоже раритет.
Две кассы-полуавтомата — советскую и производства ГДР — передали музею эстонцы. Их работу можно демонстрировать экскурсантам, как и работу обычных компостеров старого образца, о которых многие уже успели забыть.
Сотрудники музея планируют положить возле них бумажки, чтобы дети пробивали их и таким образом поняли, как это делали их родители.
Китель первого вагоновожатого Николая Борисова уникален латунными пуговицами с изображением трамвая 30-х годов.
В холлах разместили импровизированный зал ожидания, в котором некоторые посетители узнают экспонаты с недавно закрывшегося автовокзала «Восточный».
А на «улице» — деревянные скамейки с бывшего автовокзала «Московский». Здесь же для посетителей будет работать кафе, стилизованное под буфет диспетчерской станции.
P. S. Посетители оставляют записи в Книге почетных гостей, перешедшей по наследству из Музея трудовой славы автобусного парка № 1 (1947–2009). Первая запись в ней датирована 1969 годом. Здесь оставляли благодарности футболисты легендарного минского «Динамо», члены иностранных делегаций, профсоюзных организаций, ученики школ, студенты, участники экскурсионных групп, которых обслуживал парк. В нынешнем году отзывы о музее оставили лорд-мэр Ноттингема, гости предприятия из Татарстана, Эстонии, других городов и стран. Хочется верить, что это только начало и скоро в Книге появятся отзывы от десятков и сотен жителей и гостей столицы.
Фото Елизаветы Добрицкой, Тамары Хамицевич и сотрудников музея