Каким должен быть современный специалист, чтобы не затеряться на рынке труда и не обмануть ожиданий нанимателей?
С 1 августа тысячи выпускников высших учебных заведений придут на свои первые рабочие места.
Каким должен быть современный специалист, чтобы не затеряться на рынке труда и не обмануть ожидания нанимателей? Это обсуждалось во время круглого стола в газете «Знамя юности«.
Обсудить качество преподавания в вузах за круглым столом «Знаменки» собрались представители университетов и предприятий. Среди экспертов – проректор по научно-методической работе Республиканского института высшей школы Игорь Титович, проректор по учебной работе и интернационализации образования Белорусского государственного университета Сергей Ходин, проректор по учебной и воспитательной работе Белорусского государственного аграрного технического университета Владимир Поздняков, заместитель декана по учебной и научной работе факультета технологии органических веществ Белорусского государственного технологического университета Антон Пенкин. Позицию работодателей представили директор центра профессионального обучения персонала ОАО «АМКОДОР» – управляющая компания холдинга» Ирина Везицкая и директор филиала «Фалько-агро» ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» Вадим Кунц. Мнения высказали и молодые специалисты: главный инженер «Фалько-агро» Дмитрий Кудёлка (выпускник БГАТУ) и инженер-конструктор отдела механизации и автоматизации ОАО «МТЗ» Александр Солей (выпускник БНТУ).
Между качеством и количеством
«ЗН»: Давайте начнем с базиса: из чего сегодня складывается понятие «качественное высшее образование»?
Игорь Титович: В мире принято считать, что качественное образование состоит из качественных абитуриентов, качественных преподавателей и качественного образовательного процесса. Эти три составляющие объединяют все остальное: учебно-программную документацию, новые технологии и методы преподавания, знания и компетенции, которые понадобятся на рынке труда.
Сергей Ходин: Мир глобален и динамичен, рынки очень подвижны. И роль фундаментального образования все больше возрастает, поскольку специалисту необходимо быстро перестраиваться, уметь работать в команде. Понятие «качество» вряд ли можно свести к количественным показателям: числу студентов с высокими баллами. Важно, насколько наш выпускник востребован, удовлетворен ли полученными знаниями, способен ли творчески подходить к решению конкретной задачи. Современный университет не только готовит специалистов, которые необходимы заказчику кадров, но и формирует новые направления развития.
Владимир Поздняков: Для аграрного университета качественное образование – это подготовка востребованного специалиста, который отвечает современным требованиям работодателя. Выпускник должен быстро влиться в производственный процесс и не только выполнять свои должностные обязанности, но и генерировать нестандартные идеи, предлагать способы их реализации.
Антон Пенкин: Чем короче период адаптации молодого специалиста на производстве, тем он выгоднее для работодателя. БГТУ организовал около двух десятков филиалов кафедр на крупных промышленных предприятиях, что решает вопросы не только образовательного характера, но и научного. Качество преподавания для нас становится важнейшим вопросом, потому что, если оно не будет соответствовать ожиданиям потребителей, мы останемся невостребованными на рынке образовательных услуг.
Чего хочет работодатель
«ЗН»: Несколько раз прозвучало словосочетание «требования работодателя». Удовлетворены ли предприятия качеством подготовки специалиста?
Вадим Кунц: Как директор аграрного предприятия, в первую очередь хочу видеть, что молодой специалист знает технологию производства. Но в большинстве случаев на начальном этапе этого нет. Многие выпускники не могут применить свои знания. Студентам надо давать больше реальной практики. В Германии, например, шесть месяцев учебы сменяют полгода на производстве, где молодежь отрабатывает навыки. А у нас практика длится не дольше месяца на каждом курсе. В итоге выпускники попадают в среду, где им нужно всему учиться с нуля.
Ирина Везицкая: В прошлом году мы приняли 50 молодых специалистов из вузов и колледжей, в основном из числа тех, кто проходил у нас практику. Зачастую у выпускников не хватает навыков общения. Новоиспеченный работник впадает в ступор и не может связать двух слов, не зная, кому и какой вопрос задать, как высказать мысль. На мой взгляд, наряду с профессиональными необходимо развивать коммуникативные навыки, умение презентовать себя.
Игорь Титович: От работодателей часто слышим нарекания, что вузы готовят не тех и не так. Но это клише. Попробую доказать почему. В стране реализуется международный проект «Содействие развитию компетенций в белорусском высшем образовании», в котором участвуют восемь университетов, Министерство образования и РИВШ. Один из этапов – опрос 260 работодателей по всей республике, преподавателей и выпускников, которые работают не менее трех лет. Представители предприятий довольно высоко оценивают молодых специалистов с точки зрения профессиональной подготовки и работы в команде. Но мы все равно заинтересованы в повышении качества преподавания. В прошлом году на совместном заседании Совета ректоров учреждений высшего образования и директоров учреждений среднего специального и профессионально-технического образования подтвердили важность прохождения практики не только студентами, но и преподавателями.
Ирина Везицкая: Предприятие активно сотрудничает с вузами и колледжами, но мы понимаем, что образование не успевает за нами. Мы закупаем дорогостоящее оборудование, высокотехнологичные станки, в то время как учебные заведения не всегда могут организовать суперсовременную лабораторию. Поэтому стажировка преподавателей, практика учащихся, организация экскурсий, выездных педагогических советов для нас – важный этап совместной работы с учреждениями образования. Кроме того, наше оборудование требует от работника определенных знаний и умений. Анализ учебно-программной документации по образовательным программам учащихся и студентов считаю необходимым пунктом в организации образовательного процесса. Именно так можно отсечь лишнее, добавив весомую составляющую на другие темы. И мы уже имеем такой опыт.
«ЗН»: Раз мы затронули учебные программы, скажите, как часто к их разработке привлекаются предприятия, которые берут на работу ребят?
Сергей Ходин: Участие заказчика в разработке учебных программ – это одно из обязательных условий успешного развития любой специальности. Но здесь очень много зависит от преподавателя и его мотивации. Внедрение в БГУ рейтинговой оценки труда преподавателей является важным шагом на пути к решению этой задачи. Чтобы внести в образовательный процесс элементы креативного обучения, не нужно ждать год, три или пять, пока обновится весь цикл учебной документации. У каждого преподавателя есть своя рабочая программа, в которую можно и нужно вносить дополнения и изменения.
Владимир Поздняков: Качество подготовки зависит не только от структуры учебных планов и программ, но и от грамотного взаимодействия с производственниками. Наши преподаватели не менее одного раза в год проходят стажировку на предприятии или в научно-практическом центре.
Сергей Ходин: Поддержу коллегу. Научить на всю жизнь нельзя. Идти в ногу со временем и университету, и заказчику позволяет система повышения квалификации. Именно на этой площадке встречаются выпускник и преподаватель. Это взаимно выгодно обеим сторонам. Конечно, выпускник получит новые знания. Но и творческий преподаватель может скорректировать свои учебные курсы.
Ватман VS электронный чертеж
«ЗН»: Все ли знания, полученные в вузе, пригодились вам на первом рабочем месте? Что пришлось осваивать дополнительно?
Александр Солей: Знания – не груз, их носить не тяжело. Все, что выучил, пригодится. Чего мне не хватило в БНТУ, чтобы стать полноценным инженером-конструктором, так это практики. Да, у нас было несколько стажировок на предприятиях города, но все они сводились к обзорным экскурсиям. Нам не предоставляли рабочих мест и не доверяли конкретных операций. Между тем это очень важно, ведь красный диплом – еще не гарантия профессиональной пригодности. Второй немаловажный момент, повлиявший на качество моей подготовки, – устаревшие методики преподавания. На производстве уже давно никто не чертит на кульманах и ватманах, а в университете этому учат. На информатике нам лишь в ознакомительном порядке давали программы, позволяющие работать с электронным чертежом. Понимая, что как специалист я не очень силен, в свободное от учебы время самостоятельно освоил 3D-моделирование.
Дмитрий Кудёлка: Я распределился в 2015 году на предприятие, на котором три года подряд проходил практику. Поэтому трудный период адаптации меня миновал. В первый день директор показал на трактор: «Бери, работай». Сейчас я уже сам обучаю студентов-стажеров. Стараюсь уделять им как можно больше времени, но не вожусь, как с детьми, даю возможность самостоятельно решать производственные задачи. Приведу простой пример: подзывает меня как-то практикант со словами, мол, техника сломалась, как починить. Я отвечаю, что сам не знаю, пойду почитаю. На самом-то деле решение у меня есть. Но не хочу лишать ученика шанса найти выход из ситуации. За эти годы практиканты были разные: кто-то даже не пытался ничего предпринять, кто-то предлагал оригинальные идеи, которые мы потом внедряли в производственный процесс.
Владимир Поздняков: Приятно встретить столь успешного выпускника нашего вуза. Этот специалист – прекрасный пример того, что мы можем обеспечить качественную подготовку кадров. Хотя, конечно, результат во многом зависит и от заинтересованности работодателя. Если директор предприятия не отмахнется от студента, а отнесется по-отечески, поработает с ним, это всегда пойдет на пользу.
Место за кафедрой
«ЗН»: В последнее время все чаще говорят о старении профессорско-преподавательского состава. Какие меры принимают учебные заведения, чтобы остановить эту тенденцию?
Сергей Ходин: Сейчас в БГУ идет процесс омоложения кадрового состава. В большей степени он затронул сферу управления, включая заведующих кафедрами. Проблема действительно есть. Например, сложно удержать специалистов ИТ-сектора, ведь, как правило, уже со второго-третьего курса студенты работают и вполне неплохо зарабатывают. Хотя в последние годы мы наблюдаем тенденцию, когда ребята поступают в магистратуру: учатся, ведут курсы и параллельно работают. За счет этого нам удается частично компенсировать дефицит кадров. Выход из ситуации видится в развитии факультетов повышения квалификации, благодаря которым талантливый (и востребованный) преподаватель может достаточно неплохо подработать в своем же университете. Особенно важны и эффективны программы для зарубежных специалистов, которые позволяют обеспечить существенный прирост оплаты труда.
Антон Пенкин: В БГТУ работают около 600 преподавателей, средний возраст – около 45 лет. Это хороший показатель. Тем не менее вопрос подготовки научных кадров в университете – один из важнейших, ему уделяется первостепенное значение.
Игорь Титович: Хочу поинтересоваться у молодых специалистов: вы бы стали преподавать параллельно с основной работой?
Дмитрий Кудёлка: Если бы у нас открыли филиал кафедры, например, то, возможно, преподавал бы. Ну а ездить в Минск не готов. Я нужен на предприятии.
Александр Солей: Нет, преподавание – это не мое, а вот помочь подкорректировать учебные планы вуза, чтобы, придя на производство, выпускник обладал базовым набором скиллов, я бы согласился. Дело в том, что преподаватели старшего поколения зачастую не успевают за новыми технологиями, курсы и планы устаревают.
Сергей Ходин: На каждом предприятии филиалы кафедры не откроешь. Тогда как привлечь талантливых специалистов к преподаванию, не сильно отвлекая от производства? Выход видится в организации дистанционных курсов и системе повышения квалификации, о которой я уже говорил.
«ЗН»: Мы рассуждаем о дистанционных программах, в то время как многие преподаватели до сих пор дают конспекты под диктовку и выставляют за них оценки.
Сергей Ходин: Если студенту конспектирование помогает запоминать материал, почему бы и нет. Но лекции сейчас важны другие, интерактивные. Необходимы новые творческие подходы и системность в этой работе. На выходе мы должны получить специалиста, который не просто обладает необходимыми знаниями, но и способен эти знания творчески применить.
Не просто корочка
«ЗН»: У нас есть устоявшаяся система высшего образования и работодатели, готовые принимать студентов на практику. Тем не менее выпускника вуза не всегда можно назвать полноценным специалистом. Как вы думаете, что можно сделать для улучшения качества его подготовки?
Игорь Титович: Вывести высшее образование на новый уровень могли бы мотивация и заинтересованность каждого участника процесса: студентов, преподавателей, администрации вузов, работодателей.
Ирина Везицкая: Студента надо учить принимать решения, не бояться ответственности, налаживать коммуникативное взаимодействие с коллегами. А нам, как и другим работодателям, следует уделять больше внимания практикантам: предоставлять рабочее место и конкретную трудовую операцию.
Антон Пенкин: Повысить качество образования можно путем создания конкурентной среды, которую надо развивать с момента приема абитуриентов. Строгий конкурсный отбор позволит оставить только самых мотивированных и подготовленных ребят. Здоровая конкуренция не помешает и преподавателям. Только для этого необходимы дополнительные ресурсы, в первую очередь материальные.
Владимир Поздняков: Полностью соглашусь с коллегами. Следует постараться уйти от формализма, чтобы диплом был не просто корочкой, а свидетельством глубоких теоретических знаний и набора профессиональных компетенций.
Вадим Кунц: К сожалению, выпускаясь из сельскохозяйственных вузов, молодежь далеко не всегда идет работать по специальности. Когда оканчивал академию, на моем потоке было 110 человек. Лишь я один остался работать на земле. Все остальные разбежались. В какой-то мере их понимаю: молодым специалистам приходится нелегко, тяжело найти хорошее место работы и грамотного руководителя. Стараюсь внимательно относиться к вчерашним выпускникам, направить их, помочь освоиться. Хочу, чтобы каждый понимал, что в сельском хозяйстве можно зарабатывать при желании.