Какой из Мимино резидент ЦРУ?! Как подбирали актеров на роли в фильме «ТАСС уполномочен заявить»
Какой из Мимино резидент ЦРУ?! Как подбирали актеров на роли в этом фильме, и почему Юлиан Семенов сменил трех режиссеров. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем фильм
Середина 1970-х. Советская госбезопасность установила, что в Москве действует агент иностранной разведки. Центр радиоперехвата принимает зашифрованные радиограммы, которые передает в Белокаменную европейский разведцентр ЦРУ. Расшифровке радиограммы не поддаются. Чекистам известен только позывной агента — Трианон. У контрразведчиков нет ни единой ниточки для выявления шпиона. За расследование берется генерал-майор Константинов с группой коллег.
Долгая песня
Мало сказать, что сюжет ленты основан на реальных событиях. Он почти в точности повторяет шпионскую сагу, имевшую место в Москве в середине 1970-х.
Агент с позывным Трианон, что означает трижды неизвестный, а также герои Вячеслава Тихонова, Юрия Соломина и других персонажей имели конкретных прототипов (Р. S.). От их личных историй отталкивался в своем одноименном романе писатель Юлиан Семенов.
Сын известного литератора, уроженца Минска, автор «Семнадцати мгновений весны» получил заказ на произведение в конце 1970-х, когда между Советским Союзом и США начался новый виток холодной войны.
Книга вышла в 1979 году, имела успех. Почти сразу ее решили экранизировать. К началу 1980-х писатель достиг таких высот в советской иерархии литераторов, что привык находиться над схваткой. Поэтому не замечал, что написанное за 16 дней (Р. S.) произведение совсем не кинематографично. При удалении авторских ремарок, которые в кино недопустимы, в сюжете рассыпалась детективная и другие линии повествования. Над лентой пробовали работать четыре режиссера. Первой стала Татьяна Лиознова, снявшая «Семнадцать мгновений весны». Она сразу указала автору на провалы в драматургии, предложила свои услуги в качестве соавтора сценария при условии, что это соавторство будет заявлено в титрах. Семенов отказался. Следующим был Игорь Шатров, снявший шестисерийный детектив «И это всё о нем» (1977). Он тоже отметил недостатки литературной основы, и автор удалил его из группы.
В режиссере Борисе Григорьеве, который сделал ленты по дилогии Семенова «Петровка, 38» и «Огарева, 6», сомнений не имелось. Писатель вручил ему текст произведения и дал добро на любые вольности. В течение года литератор не знакомился с отснятым материалом. Когда же он посмотрел сделанные четыре серии, заявил, что всё это категорически неприемлемо. Ради динамики привыкший к милицейским детективам Григорьев обрезал длинные диалоги и сократил сюжет. На Лубянке с писателем согласились. Пришлось искать очередного постановщика. Постоянные переделки и возвращение процесса в начальную точку всех, кто имел отношение к проекту, изрядно измотали.
В тот же период сперва в кинотеатрах, а потом по ТВ с успехом шла двухсерийная картина «Сыщик» Владимира Фокина. Его вызвал директор Киностудии имени Горького и предложил поработать над фильмом по роману Семенова. Постановщик отказался. Дорабатывать чужой материал — дело неблагодарное. Проще снять свой, переписав сценарий. На это Фокин соглашался.
Автор романа, выжатый как лимон, был готов к компромиссам. Однако это не отменяло финансовую проблему: львиную долю бюджета ленты потратили. Помогли кураторы из всевидящего ведомства. Всё израсходованное списали на убытки, и бюджет восполнили. Фокин и Семенов отправились на дачу работать над новым сценарием. Но на второй день обнаружилось: Юлиан Семенович горит новыми задумками. История о Трианоне ему наскучила. Закончилось тем, что Фокин на основе романа самостоятельно написал сценарий 10 серий, не требуя заявлять себя в титрах как соавтора. Писателя это устроило.
Новый состав
Из актеров, игравших в неоконченной версии Григорьева, в картине Фокина остались Борис Клюев (Трианон), Вячеслав Тихонов (Константин Константинов, генерал-майор КГБ), Алексей Петренко (Пол Дик, американский журналист). Остальные ушли из проекта самостоятельно, или их заменил постановщик.
Самым неожиданным выбором стал Вахтанг Кикабидзе на роль Джона Глэбба, заместителя резидента ЦРУ в Тразиленде. Персонаж — убийца, контрабандист, наркоторговец. По рассказам Фокина, когда он озвучил фамилию кандидата на эту роль на худсовете, в помещении повисла долгая пауза. На него посмотрели как на умалишенного. Какой из Мимино резидент? Даже мама отговаривала актера играть подонка. В трубку причитала, мол, сынок, тебя все любят, а после этой роли возненавидят. Меж тем, когда на пробах на Вахтанга Константиновича надели элегантный костюм, озвучили без акцента, все увидели, что он типичный американец. Больше с Фокиным никто не спорил.
На роль полковника Славина (персонаж в романе выписан не так ярко) утвердили Юрия Соломина. Этот герой нужен был в повествовании как положительный в противовес Трианону и Глэббу. После фильма «Адъютант его превосходительства» зрители воспринимали актера как человека благородных кровей, что добавляло образу положительных красок. Кстати, сделать такой выбор посоветовал сыгравший предателя Борис Клюев.
Они с Соломиным являлись коллегами по Малому театру.
Еще один интересный выбор режиссера: агента ЦРУ Пилар, любовницу Глэбба, предложили сыграть модели Эльвире Зубковой. Требовалась ярко выраженная западная дама. Группе повезло: фирменная одежда героини — из личного гардероба исполнительницы.
Нельзя упускать, что Ольгу Винтер, любовницу и жертву Трианона, сыграла дива советского кино Ирина Алферова. Ее обманутого мужа инженера Зотова — Леонид Куравлев. Оба персонажа тоже имели прототипов.
Эпизодические роли сотрудников КГБ СССР достались настоящим звездам тех лет: Виктору Проскурину, Леониду Ярмольнику, Ивару Калныньшу, Александру Пашутину.
Сотрудников ЦРУ вместе с Борисом Химичевым сыграла целая группа прибалтийских актеров, так и не ставших известными в СССР.
Неожиданный финал
Режиссер всерьез собирался снимать часть фильма в Анголе. В советское посольство послали запрос, на который пришел отказ: в стране шла гражданская война. Тогда всю зарубежную часть ленты сняли на Кубе. Как рассказывал Ивар Калныньш, едва вышли из самолета, майка прилипла к спине — такая там стояла жара. Вскоре адаптировались, и съемки пошли как по маслу. Тем более что с дореволюционных времен (речь о революции на Кубе 1959 года) здесь осталось много шикарных американских машин 1950-х. Правда, всем им было более 20 лет. Одну такую пригнали в кадр. Когда хозяин выходил из своего огромного кабриолета, то не открыл, а вынул дверцу и вставил обратно. Все изумились, так как благодаря климату машина не выглядела изношенной. Просто она не проходила должное техобслуживание.
Гостиничные номера американской резидентуры, кабинеты зарубежных разведчиков подыскали в фешенебельных по тем временам номерах гостиницы при Центре международной торговли (ЦМТ, ранее — Совинцентр, он же «Хаммеровский центр»), построенном в конце 1970-х в Москве на Краснопресненской набережной. Однажды советский световой прибор осветители случайно направили на пожарный датчик и забыли о нем. Прибор нагрелся, и на комнату, где шла съемка с Кикабидзе, из пожарных сопл рухнуло 3 т воды. С помощью кураторов из известного ведомства конфликт удалось уладить.
Хочется напомнить: в период работы над картиной, с 1980-го по 1984 год, в стране произошло много значительных политических событий. Немалая часть западных стран отказалась от участия в Олимпиаде-80 в Москве после ввода советских войск в Афганистан. В ноябре 1982-го умер Леонид Брежнев. Вместо него у руля государства встал Юрий Андропов, вчерашний шеф КГБ, заинтересованный в популяризации и создании положительного имиджа своего ведомства. Но в феврале 1984 года не стало и его. Через несколько недель после этого события на Киностудию имени Горького приехала группа генералов, посмотрела ленту в черновом монтаже. Было решено закрыть производство, а снятое положить на полку в связи с тем, что фильм обнародует некоторые нюансы работы контрразведки внутри СССР.
Буквально через месяц, в апреле 1984 года, Политбюро ЦК КПСС постановило бойкотировать XXIII летние Олимпийские игры в Лос-Анджелесе. Когда задумались, каким зрелищем отвлечь советских граждан в период проведения игр, вспомнили про сериал. Ведь в нем срывают маску с агентов ЦРУ и реакционных кругов Запада, поднимающих антисоветскую шумиху. В Кремле распорядились начать трансляцию ленты на главном ТВ-канале страны с 28 июля (день открытия Игр).
Задача оказалась почти непосильной. Картину предстояло окончательно смонтировать и озвучить. Началась круглосуточная работа. Каждую серию принимали руководители всех 11 управлений КГБ СССР. Генералы делали замечания с точки зрения своего сектора и зоны ответственности. Постановщику казалось, что закончить фильм в срок не удастся. Однако 28 июля 1984 года в прайм-тайм сериал вышел в телеэфир. Несмотря на то что это был период отпусков и дач, к экранам прильнул весь Советский Союз. Еще бы: кино по Юлиану Семенову, с участием Тихонова. Казалось, в первых же кадрах появится Штирлиц. Советских зрителей захватила история о радиоиграх, поимке шпиона, подготовке его двойника… Ежегодные повторы до сих пор привлекают аудиторию.
Постскриптум
Трианон
В 1970-е, занимая должность второго секретаря посольства СССР в Боготе (столица Колумбии), Александр Дмитриевич Огородник вступил в интимные отношения с подставленной ему привлекательной испанкой, агентом ЦРУ, Пилар Суарес. Под угрозой опубликования компрометирующих фотоснимков был завербован ЦРУ. До поры это удавалось сохранять в тайне.
Позже советской контрразведке стало известно, что там, в Боготе, в полицию обращался сотрудник советского посольства лет 30 с просьбой предоставить ему политическое убежище, но получил отказ.
Методом анализа внешности и возраста советских дипломатов, работавших в Колумбии, контрразведчики предположили, что просителем убежища мог быть Огородник. К тому моменту он уже работал в Москве в Управлении по планированию внешнеполитических мероприятий МИД СССР. В результате слежки стало известно о нескольких «тайниковых операциях» с его участием. Установлены его контакты с сотрудницей посольства США, на деле — московским резидентом ЦРУ Мартой Петерсон в парке Победы.
Параллельно Огородник завел роман с замужней женщиной Ольгой Серовой, а когда та заподозрила неладное в его поведении, внезапно скончалась. Последующее вскрытие подтвердило, что она была отравлена постепенно подмешиваемыми в пищу дозами яда. Этот факт тоже попал в сценарий.
Как агенту Петерсон посоветовала Огороднику искать личные связи с женщинами, имеющими доступ в высшие эшелоны власти. Будучи обаятельным человеком с престижной работой, он завел роман с другой Ольгой, дочерью помощника Генерального секретаря ЦК КПСС, а позже секретаря ЦК КПСС Константина Русакова. В фильме Ирина Алферова сыграла собирательный образ покойной Серовой и Ольги Русаковой.
Вскоре в отсутствие Огородника у него в квартире в доме № 2/1 на Краснопресненской набережной и в гараже были проведены тайные обыски. Обнаружена дешифрованная переписка, которую он по неясным причинам не уничтожал.
Вечером 21 июня 1977 года шпиона задержали у входа в его квартиру. При даче признательных письменных показаний он проглотил ампулу с ядом, спрятанную в авторучке.
Существуют конспирологические версии, на основании которых Огородник не травился, а был убит неизвестными с подачи Константина Русакова. Ведь секретарь ЦК КПСС едва не стал тестем агента ЦРУ. Также в гибели Огородника был заинтересован Андрей Громыко, глава МИД СССР, настаивавший, что в его ведомстве не может быть агентов ЦРУ.
По мнению историков разведки, Огородника могло подставить само ЦРУ как незначительного агента для перефокусировки внимания на него. Ведь в ту пору на ЦРУ работали более значимые, завербованные Олег Гордиевский (резидент советской разведки в Лондоне), Аркадий Шевченко (советский дипломат, заместитель Генерального секретаря ООН), Дмитрий Поляков (генерал КГБ).
Разоблачение Марты
В посольстве США действительно не знали о смерти Огородника. Сотрудника КГБ умело загримировали, придав его лицу фотографическое сходство с покойным. Ложный Огородник искал встречи с Мартой Петерсон. 15 июля 1977-го в 22:35 на Краснолужском мосту после закладки тайника для Трианона она была задержана. Оказалась опытным разведчиком, прошла вьетнамскую войну. В фильме вместо нее введен другой персонаж, мужчина, советник посольства Лунс. Вероятно, это было вызвано необходимостью показать зрителям обыск, что с женщиной в советском кино было бы невозможно: рация и прочие технические средства находились у Марты в бюстгальтере. После следствия и огласки ее просто выслали из страны.
Персонажи
Прототипом персонажа Тихонова стал заместитель начальника контрразведки КГБ генерал-лейтенант Виталий Константинович Бояров.
Юрий Соломин по сути играл генерала КГБ Вячеслава Кеворкова.
Под персонажем актера Эдуарда Марцевича, журналиста, подразумевается сам Юлиан Семенов.
Роман за 16 дней
Конечно, Юлиан Семенов работал над произведением гораздо дольше. Но сам процесс написания занял именно столько дней. Метод работы Семенова — наполнить свое сознание информацией в архивах и во время бесед с очевидцами, а потом отгородиться от мира, окружить себя выписками и напоминаниями и за несколько недель выплеснуть задуманное на бумагу.
Еще материалы рубрики:
На съемки «Кинг-Конга» деньги дал уроженец Минска. История фильма о любви красавицы и чудовища
«Раба любви». Как Михалков стал режиссером картины, которую изначально снимал другой постановщик
В селе не было электричества, актеры прятались от жары в погребах. Как снимали «Свадьбу в Малиновке»
«Визит к Минотавру». Этот фильм вдохновил бандитов на кражу скрипки ценой 1,5 млн долларов
Смотрите также: