Какой из Мимино резидент ЦРУ?! Как подбирали актеров на роли в фильме «ТАСС уполномочен заявить»


Какой из Мимино резидент ЦРУ?! Как подбирали актеров на роли в этом фильме, и почему Юлиан Семенов сменил трех режиссеров. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

О чем фильм

Середина 1970-х. Советская госбезопасность установила, что в Москве действует агент иностранной разведки. Центр радиоперехвата принимает зашифрованные радиограммы, которые передает в Белокаменную европейский разведцентр ЦРУ. Расшифровке радиограммы не поддаются. Чекистам известен только позывной агента — Трианон. У контрразведчиков нет ни единой ниточки для выявления шпиона. За расследование берется генерал-майор Константинов с группой коллег.

Долгая песня

Мало сказать, что сюжет ленты основан на реальных событиях. Он почти в точности повторяет шпионскую сагу, имевшую место в Москве в середине 1970-х.

Юлиан Семенов

Агент с позывным Трианон, что означает трижды неизвестный, а также герои Вячеслава Тихонова, Юрия Соломина и других персонажей имели конкретных прототипов (Р. S.). От их личных историй отталкивался в своем одноименном романе писатель Юлиан Семенов.

Сын известного литератора, уроженца Минска, автор «Семнадцати мгновений весны» получил заказ на произведение в конце 1970-х, когда между Советским Союзом и США начался новый виток холодной войны.

Книга вышла в 1979 году, имела успех. Почти сразу ее решили экранизировать. К началу 1980-х писатель достиг таких высот в советской иерархии литераторов, что привык находиться над схваткой. Поэтому не замечал, что написанное за 16 дней (Р. S.) произведение совсем не кинематографично. При удалении авторских ремарок, которые в кино недопустимы, в сюжете рассыпалась детективная и другие линии повествования. Над лентой пробовали работать четыре режиссера. Первой стала Татьяна Лиознова, снявшая «Семнадцать мгновений весны». Она сразу указала автору на провалы в драматургии, предложила свои услуги в качестве соавтора сценария при условии, что это соавторство будет заявлено в титрах. Семенов отказался. Следующим был Игорь Шатров, снявший шестисерийный детектив «И это всё о нем» (1977). Он тоже отметил недостатки литературной основы, и автор удалил его из группы.

В режиссере Борисе Григорьеве, который сделал ленты по дилогии Семенова «Петровка, 38» и «Огарева, 6», сомнений не имелось. Писатель вручил ему текст произведения и дал добро на любые вольности. В течение года литератор не знакомился с отснятым материалом. Когда же он посмотрел сделанные четыре серии, заявил, что всё это категорически неприемлемо. Ради динамики привыкший к милицейским детективам Григорьев обрезал длинные диалоги и сократил сюжет. На Лубянке с писателем согласились. Пришлось искать очередного постановщика. Постоянные переделки и возвращение процесса в начальную точку всех, кто имел отношение к проекту, изрядно измотали.

Владимир Фокин

В тот же период сперва в кинотеатрах, а потом по ТВ с успехом шла двухсерийная картина «Сыщик» Владимира Фокина. Его вызвал директор Киностудии имени Горького и предложил поработать над фильмом по роману Семенова. Постановщик отказался. Дорабатывать чужой материал — дело неблагодарное. Проще снять свой, переписав сценарий. На это Фокин соглашался.

Автор романа, выжатый как лимон, был готов к компромиссам. Однако это не отменяло финансовую проблему: львиную долю бюджета ленты потратили. Помогли кураторы из всевидящего ведомства. Всё израсходованное списали на убытки, и бюджет восполнили. Фокин и Семенов отправились на дачу работать над новым сценарием. Но на второй день обнаружилось: Юлиан Семенович горит новыми задумками. История о Трианоне ему наскучила. Закончилось тем, что Фокин на основе романа самостоятельно написал сценарий 10 серий, не требуя заявлять себя в титрах как соавтора. Писателя это устроило.

Новый состав

Из актеров, игравших в неоконченной версии Григорьева, в картине Фокина остались Борис Клюев (Трианон), Вячеслав Тихонов (Константин Константинов, генерал-майор КГБ), Алексей Петренко (Пол Дик, американский журналист). Остальные ушли из проекта самостоятельно, или их заменил постановщик.

Самым неожиданным выбором стал Вахтанг Кикабидзе на роль Джона Глэбба, заместителя резидента ЦРУ в Тразиленде. Персонаж — убийца, контрабандист, наркоторговец. По рассказам Фокина, когда он озвучил фамилию кандидата на эту роль на худсовете, в помещении повисла долгая пауза. На него посмотрели как на умалишенного. Какой из Мимино резидент? Даже мама отговаривала актера играть подонка. В трубку причитала, мол, сынок, тебя все любят, а после этой роли возненавидят. Меж тем, когда на пробах на Вахтанга Константиновича надели элегантный костюм, озвучили без акцента, все увидели, что он типичный американец. Больше с Фокиным никто не спорил.

На роль полковника Славина (персонаж в романе выписан не так ярко) утвердили Юрия Соломина. Этот герой нужен был в повествовании как положительный в противовес Трианону и Глэббу. После фильма «Адъютант его превосходительства» зрители воспринимали актера как человека благородных кровей, что добавляло образу положительных красок. Кстати, сделать такой выбор посоветовал сыгравший предателя Борис Клюев.

Они с Соломиным являлись коллегами по Малому театру.

Эльвира Зубкова

Еще один интересный выбор режиссера: агента ЦРУ Пилар, любовницу Глэбба, предложили сыграть модели Эльвире Зубковой. Требовалась ярко выраженная западная дама. Группе повезло: фирменная одежда героини — из личного гардероба исполнительницы.

Нельзя упускать, что Ольгу Винтер, любовницу и жертву Трианона, сыграла дива советского кино Ирина Алферова. Ее обманутого мужа инженера Зотова — Леонид Куравлев. Оба персонажа тоже имели прототипов.

Эпизодические роли сотрудников КГБ СССР достались настоящим звездам тех лет: Виктору Проскурину, Леониду Ярмольнику, Ивару Калныньшу, Александру Пашутину.

Сотрудников ЦРУ вместе с Борисом Химичевым сыграла целая группа прибалтийских актеров, так и не ставших известными в СССР.

Неожиданный финал

Режиссер всерьез собирался снимать часть фильма в Анголе. В советское посольство послали запрос, на который пришел отказ: в стране шла гражданская война. Тогда всю зарубежную часть ленты сняли на Кубе. Как рассказывал Ивар Калныньш, едва вышли из самолета, майка прилипла к спине — такая там стояла жара. Вскоре адаптировались, и съемки пошли как по маслу. Тем более что с дореволюционных времен (речь о революции на Кубе 1959 года) здесь осталось много шикарных американских машин 1950-х. Правда, всем им было более 20 лет. Одну такую пригнали в кадр. Когда хозяин выходил из своего огромного кабриолета, то не открыл, а вынул дверцу и вставил обратно. Все изумились, так как благодаря климату машина не выглядела изношенной. Просто она не проходила должное техобслуживание.

Гостиничные номера американской резидентуры, кабинеты зарубежных разведчиков подыскали в фешенебельных по тем временам номерах гостиницы при Центре международной торговли (ЦМТ, ранее — Совинцентр, он же «Хаммеровский центр»), построенном в конце 1970-х в Москве на Краснопресненской набережной. Однажды советский световой прибор осветители случайно направили на пожарный датчик и забыли о нем. Прибор нагрелся, и на комнату, где шла съемка с Кикабидзе, из пожарных сопл рухнуло 3 т воды. С помощью кураторов из известного ведомства конфликт удалось уладить.

Хочется напомнить: в период работы над картиной, с 1980-го по 1984 год, в стране произошло много значительных политических событий. Немалая часть западных стран отказалась от участия в Олимпиаде-80 в Москве после ввода советских войск в Афганистан. В ноябре 1982-го умер Леонид Брежнев. Вместо него у руля государства встал Юрий Андропов, вчерашний шеф КГБ, заинтересованный в популяризации и создании положительного имиджа своего ведомства. Но в феврале 1984 года не стало и его. Через несколько недель после этого события на Киностудию имени Горького приехала группа генералов, посмотрела ленту в черновом монтаже. Было решено закрыть производство, а снятое положить на полку в связи с тем, что фильм обнародует некоторые нюансы работы контрразведки внутри СССР.

Буквально через месяц, в апреле 1984 года, Политбюро ЦК КПСС постановило бойкотировать XXIII летние Олимпийские игры в Лос-Анджелесе. Когда задумались, каким зрелищем отвлечь советских граждан в период проведения игр, вспомнили про сериал. Ведь в нем срывают маску с агентов ЦРУ и реакционных кругов Запада, поднимающих антисоветскую шумиху. В Кремле распорядились начать трансляцию ленты на главном ТВ-канале страны с 28 июля (день открытия Игр).

Задача оказалась почти непосильной. Картину предстояло окончательно смонтировать и озвучить. Началась круглосуточная работа. Каждую серию принимали руководители всех 11 управлений КГБ СССР. Генералы делали замечания с точки зрения своего сектора и зоны ответственности. Постановщику казалось, что закончить фильм в срок не удастся. Однако 28 июля 1984 года в прайм-тайм сериал вышел в телеэфир. Несмотря на то что это был период отпусков и дач, к экранам прильнул весь Советский Союз. Еще бы: кино по Юлиану Семенову, с участием Тихонова. Казалось, в первых же кадрах появится Штирлиц. Советских зрителей захватила история о радиоиграх, поимке шпиона, подготовке его двойника… Ежегодные повторы до сих пор привлекают аудиторию.

Постскриптум

Трианон

В 1970-е, занимая должность второго секретаря посольства СССР в Боготе (столица Колумбии), Александр Дмитриевич Огородник вступил в интимные отношения с подставленной ему привлекательной испанкой, агентом ЦРУ, Пилар Суарес. Под угрозой опубликования компрометирующих фотоснимков был завербован ЦРУ. До поры это удавалось сохранять в тайне.

Позже советской контрразведке стало известно, что там, в Боготе, в полицию обращался сотрудник советского посольства лет 30 с просьбой предоставить ему политическое убежище, но получил отказ.

Методом анализа внешности и возраста советских дипломатов, работавших в Колумбии, контрразведчики предположили, что просителем убежища мог быть Огородник. К тому моменту он уже работал в Москве в Управлении по планированию внешнеполитических мероприятий МИД СССР. В результате слежки стало известно о нескольких «тайниковых операциях» с его участием. Установлены его контакты с сотрудницей посольства США, на деле — московским резидентом ЦРУ Мартой Петерсон в парке Победы.

Параллельно Огородник завел роман с замужней женщиной Ольгой Серовой, а когда та заподозрила неладное в его поведении, внезапно скончалась. Последующее вскрытие подтвердило, что она была отравлена постепенно подмешиваемыми в пищу дозами яда. Этот факт тоже попал в сценарий.

Как агенту Петерсон посоветовала Огороднику искать личные связи с женщинами, имеющими доступ в высшие эшелоны власти. Будучи обаятельным человеком с престижной работой, он завел роман с другой Ольгой, дочерью помощника Генерального секретаря ЦК КПСС, а позже секретаря ЦК КПСС Константина Русакова. В фильме Ирина Алферова сыграла собирательный образ покойной Серовой и Ольги Русаковой.

Вскоре в отсутствие Огородника у него в квартире в доме № 2/1 на Краснопресненской набережной и в гараже были проведены тайные обыски. Обнаружена дешифрованная переписка, которую он по неясным причинам не уничтожал.

Вечером 21 июня 1977 года шпиона задержали у входа в его квартиру. При даче признательных письменных показаний он проглотил ампулу с ядом, спрятанную в авторучке.

Существуют конспирологические версии, на основании которых Огородник не травился, а был убит неизвестными с подачи Константина Русакова. Ведь секретарь ЦК КПСС едва не стал тестем агента ЦРУ. Также в гибели Огородника был заинтересован Андрей Громыко, глава МИД СССР, настаивавший, что в его ведомстве не может быть агентов ЦРУ.

По мнению историков разведки, Огородника могло подставить само ЦРУ как незначительного агента для перефокусировки внимания на него. Ведь в ту пору на ЦРУ работали более значимые, завербованные Олег Гордиевский (резидент советской разведки в Лондоне), Аркадий Шевченко (советский дипломат, заместитель Генерального секретаря ООН), Дмитрий Поляков (генерал КГБ).

Разоблачение Марты

В посольстве США действительно не знали о смерти Огородника. Сотрудника КГБ умело загримировали, придав его лицу фотографическое сходство с покойным. Ложный Огородник искал встречи с Мартой Петерсон. 15 июля 1977-го в 22:35 на Краснолужском мосту после закладки тайника для Трианона она была задержана. Оказалась опытным разведчиком, прошла вьетнамскую войну. В фильме вместо нее введен другой персонаж, мужчина, советник посольства Лунс. Вероятно, это было вызвано необходимостью показать зрителям обыск, что с женщиной в советском кино было бы невозможно: рация и прочие технические средства находились у Марты в бюстгальтере. После следствия и огласки ее просто выслали из страны.

Персонажи

Виталий Бояров

Прототипом персонажа Тихонова стал заместитель начальника контрразведки КГБ генерал-лейтенант Виталий Константинович Бояров.

Юрий Соломин по сути играл генерала КГБ Вячеслава Кеворкова.

Под персонажем актера Эдуарда Марцевича, журналиста, подразумевается сам Юлиан Семенов.

Роман за 16 дней

Конечно, Юлиан Семенов работал над произведением гораздо дольше. Но сам процесс написания занял именно столько дней. Метод работы Семенова — наполнить свое сознание информацией в архивах и во время бесед с очевидцами, а потом отгородиться от мира, окружить себя выписками и напоминаниями и за несколько недель выплеснуть задуманное на бумагу.

Еще материалы рубрики:

На съемки «Кинг-Конга» деньги дал уроженец Минска. История фильма о любви красавицы и чудовища

Фашисты использовали детей как приманку. Рассказываем о фильме «Оленья охота», основанном на реальных событиях

«Раба любви». Как Михалков стал режиссером картины, которую изначально снимал другой постановщик

В селе не было электричества, актеры прятались от жары в погребах. Как снимали «Свадьбу в Малиновке»

«Визит к Минотавру». Этот фильм вдохновил бандитов на кражу скрипки ценой 1,5 млн долларов

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
В Беларуси «ВКонтакте» внесен в список ресурсов ограниченного доступа

Идентификатор ресурса vk.com 24 октября включен в список ограниченного доступа, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на республиканское унитарное предприятие по надзору за электросвязью «БелГИЭ».

Как следует из информации на сайте этого предприятия, доступ к данному информационному ресурсу ограничен на основании представления Комитета государственной безопасности.

По сообщениям отдельных интернет-пользователей из Минска, по состоянию на 21:00 пятницы мобильное приложение соцсети у них продолжало работать. Как уточняет БЕЛТА, ограничение касается десктопной версии.

«Минчанка» проиграла «Заречью-Одинцово» в российской волейбольной Суперлиге

В четвертом туре российской Суперлиги по волейболу среди женских команд «Минчанка» на своей площадке оказалась слабее подмосковного «Заречья-Одинцово» 0:3, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Начало турнира для белорусского клуба получается не таким, как ожидали болельщики. Команда в предыдущих матчах одолела красноярский «Енисей» (3:1), уступила калининградскому «Локомотиву» (1:3) и «Ленинградке» (0:3). А вот «Заречье-Одинцово» удивляет стабильностью. Клуб здорово смотрелся в Кубке России и в чемпионате выиграл два из трех матчей. Словом, россиянки были фаворитом в противостоянии с «Минчанкой».

Тем не менее стартовый сет проходил на равных. Команды поочередно выдавали классные отрезки, вырываясь вперед. Все решилось в концовке, когда почти не ошибались и грамотно работали на блоке волейболистки из приезжего клуба. А еще показывали высокий КПД в нападении. Особенно старались Юлия Бровкина и Ангелина Сперскайте. Итог партии 25:21. Вторая началась грустно для хозяек, которые уступали 2:7. Однако нашли в себе силы, чтобы героически сравнять счет (8:8). Правда, далее российская команда все время лидировала с разницей в пару очков. И финишный отрезок провела мощнее визави — 25:21.

В третьей партии команды долгое время шли вровень. Тренерский штаб впервые в чемпионате выпустил 17-летнюю Евгению Тинникову. Девушка очень старалась, но соперниц было не сдержать — 25:17. Россиянки выиграли матч — 3:0. Самой результативной у проигравших стала Татьяна Трофимова, на счету которой 15 очков.

— Качество нашей игры оставило желать лучшего. Плохо сыграли в атаке, на подаче не смогли выбить из приема соперниц. Самое главное, не почувствовал, что команда уверена в своих силах и может выиграть. Не видел огня и страсти, которые ранее приносили результат. Это вопрос психологии: если не верим в себя, не сможем никого обыграть. Почему выпустил Тинникову? Это была вынужденная замена. Плюс на последних тренировках у нее все хорошо получалось. Она сегодня неплохо отыграла. Далее все в ее руках, — отметил по окончании встречи главный тренер «Минчанки» Сергей Чесновицкий.

Его коллега-оппонент Константин Ушаков главными слагаемыми успеха назвал дисциплинированную игру и минимальное количество ошибок. А еще команда «Заречье-Одинцово» скрупулезно готовилась к встрече. По словам Ушакова, его насторожил классный волейбол в исполнении «Минчанки» против «Локомотива». Наработки на тренировках принесли свои плоды.

В следующем туре белорусский клуб на выезде сразится с саратовским «Протоном». Встреча состоится 28 октября.

Арина Демченко завоевала серебро чемпионата мира по борьбе среди молодежи до 23 лет

Белорусская спортсменка Арина Демченко стала серебряным призером чемпионата мира по вольной борьбе среди молодежи до 23 лет в Сербии, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Министерство спорта и туризма.

Арина Демченко. Фото Минспорта

В финальной встрече в весовой категории до 57 кг белоруска уступила японской спортсменке Аками Фуджинами. Эта серебряная медаль стала первой для белорусской сборной в сербском Нови-Саде, где проходит турнир.

На пути к финалу А. Демченко победила кубинку Яйнелис Санс, в четвертьфинале — Александру Хоменец из Украины, в полуфинале — Эмине Чакмак из Турции.

Звезду биатлона Жулию Симон судили за аферу и хищение

Многократной чемпионке мира французской биатлонистке Жулии Симон 24 октября присудили условный тюремный срок (три месяца) и штраф 15 тыс. евро, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на издание Le Dauphine Libere.

Жулия Симон. Фото из соцсетей IBU

Суд состоялся в родном для 29-летней титулованной спортсменки городе Альбервиле. Обладательницу эстафетного серебра Олимпиады-2022 в Пекине обвинили в краже кредитной карты и нескольких эпизодах мошенничества. В числе троих потерпевших, которых выявили правоохранители, оказалась сокомандница и ровесница фигурантки — биатлонистка Жюстин Бреза‑Буше. С ее карточки без ее ведома совершались онлайн-покупки техники, которая затем перепродавалась. Следы привели к Ж. Симон. Ущерб превысил 1 тыс. евро.

Два года назад это же французское СМИ сообщило, что биатлонистку задержали по подозрению в нарушении закона. Тогда она отрицала обвинения, сказав, что кто-то использовал ее персональные данные для злодеяния. Теперь в ходе слушания обвиняемая признала факт кражи и извинилась. Однако спортсменка не смогла объяснить свои мотивы, уточнив, что у нее не было финансовых причин так поступать.

Стажировка для российских управленцев завершилась в Президентской академии

Программа зарубежной стажировки представителей Федерального кадрового резерва Российской Федерации по теме «Союзное государство: приоритеты развития» завершилась 24 октября в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Фото Soyuz.by, пресс-службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Чтобы перенять опыт белорусских управленцев, в Академии управления собрались представители практически всех регионов Российской Федерации. За пять дней насыщенной работы спикеры из числа высших должностных лиц, руководителей государственных органов и органов местного управления системно представили основные направления государственной политики и систему государственного управления Республики Беларусь.

Участники стажировки работали по четырем тематическим направлениям: «инвестиции и промышленность», «технологическое лидерство и эффективная конкурентная экономика», «кадры и семья», «инфраструктура для жизни и туризм».

Такой подход позволил продемонстрировать достижения Беларуси, которые могут помочь в развитии регионам России, а также интересны для сотрудничества в рамках Союзного государства. Кроме деловых встреч на площадке Президентской академии, участники программы посетили 25 объектов в Минске в течение недели.

— Как часто повторяет наш Президент Александр Лукашенко: «У нас одно Отечество, но два государства». Культурный код и общее дело всегда нас объединяют, наши духовные ценности и традиции неизменны. Хоть вызовы времени заставляют нас быть начеку, самое главное — это отношения между людьми. Мы готовы их укреплять, расширять и сделать все возможное, чтобы россияне еще не раз вернулись к нам учиться, — сказал ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь Денис Дук. — Уверен, что компетенции, которые они приобрели на белорусской земле, помогут процветанию братской для нас Российской Федерации, а значит, и всего нашего Союзного государства.

Проректор РАНХиГС Александр Ефремов отметил, что благодаря Беларуси у россиян есть возможность смотреть на общие вызовы под другим углом:

— Программа получилась очень интересной и насыщенной. Мы смогли почерпнуть много нового, важного, и с точки зрения профессиональной подготовки, и с точки зрения человеческого восприятия жизни. И я хочу сказать, что мы больше, чем два братских народа, мы единый народ. Так исторически получилось, что это два государства, и это тоже хорошо. Потому что у нас единые вызовы, единые проблемы, но есть возможность смотреть на них с разных сторон, пробовать разные методики и друг у друга перенимать лучшее, чтобы с ними справиться.

В Академии управления при Президенте отметили, что программа стажировки была насыщена культурными мероприятиями, а в процессе посещения разных объектов в столице Беларуси представители российских регионов получили возможность налаживания деловых контактов, которые станут отправной точкой для дальнейшего сотрудничества.

Большой путь. Минский финансово-экономический колледж отпраздновал 95-летие

Минский государственный финансово-экономический колледж (МГФЭК) отметил 24 октября 95-летие со дня основания, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Сегодня МГФЭК — это настоящая кузница профессионалов, школа жизни и стартовая площадка для тысяч молодых людей.

Праздничный вечер был организован в Минском городском дворце культуры с песнями, танцами и поздравлениями. В зале собрались учащиеся, преподаватели и администрация колледжа, ветераны труда, а также почетные гости.

— За эти 95 лет колледж прошел через множество преобразований и изменений — был и техникумом, и филиалом. Но неизменным всегда оставалось главное — высокое качество образования, плодотворная интеллектуальная и воспитательная работа, достойная материально-техническая база, — подчеркнула директор УО «МГФЭК» Оксана Бесько.

В колледже работают два учебных корпуса, есть общежитие. Учащиеся получают не только профильные знания, но и развивают важные жизненные навыки — лидерство, ответственность, коммуникабельность.

За время существования колледжа его окончили более 40 тыс. человек. Многие из них сегодня работают в финансовых и банковских структурах столицы и всей страны. Среди выпускников — министр финансов Беларуси Юрий Селиверстов.

Поздравление министра финансов зачитала его первый заместитель Елена Печень.

Также Е. Печень поделилась личными воспоминаниями о годах учебы в колледже:

— Тогда нам казалось, что преподаватели слишком строгие, а дисциплины — слишком сложные. Но сегодня понимаю, что все это было не зря. Здесь нас научили, что финансы — это не просто цифры, каждая из них имеет значение, в финансах нет мелочей.

На празднике коллектив колледжа наградили Почетной грамотой Министерства финансов Республики Беларусь, а лучших сотрудников — серебряными монетами, нагрудными знаками и почетными грамотами за многолетний добросовестный труд.

— Финансы — это кровеносная система экономики. Насколько качественно подготовлен специалист, настолько эффективно работает экономика города и страны, — подчеркнул председатель Минского городского Совета депутатов Артём Цуран.

Он отметил, что в колледже созданы одни из лучших условий для обучения в столице, пожелал студентам гордиться своим учебным заведением и всегда вспоминать о нем с теплом.

Фото Юрия Мозолевского

В КГК рассказали, на что жалуются школьники и какие нарушения выявлены в столовых

Контрольно-аналитические мероприятия организации школьного питания позволят выйти на конкретные предложения по его совершенствованию. Это отметил заместитель председателя Комитета госконтроля Андрей Лобович, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

По словам А. Лобовича, организация питания в школах остается в поле зрения КГК. За последние годы в этом вопросе наблюдаются подвижки, но во время контрольных мероприятий выявляются определенные недостатки. В их числе — недовложения продуктов.

Представитель КГК добавил, что образующиеся излишки провоцируют работников на хищения. Такие факты выявляются почти в каждом регионе страны. Встречались и случаи хранения продуктов с истекшим сроком годности. Такие проблемы практически не возникают в школах, где директор учреждения образования сам проверяет организацию питания, регулярно посещает пищеблок, контролирует работников.

Кроме того, образуется много отходов: дети не всегда едят блюда, предлагаемые в меню. Причины разные, например недостаточно теплая пища. Такие жалобы представители КГК часто слышат от школьников при общении с ними.

Все эти моменты госконтроль отмечает, чтобы помочь улучшить систему организации школьного питания.

А. Комендант — работникам «Минсктранса»: «Убежден, что ваш труд никогда не будет недооценен»

Первый заместитель председателя Мингорисполкома Александр Комендант принял участие в торжестве, посвященном Дню автомобилиста и дорожника. Оно состоялось на предприятии «Минсктранс» 24 октября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

В мероприятии приняли участие почетные гости, ветераны отрасли, действующие сотрудники и молодые специалисты предприятия «Минсктранс».

— Позвольте от лица руководства Минского городского исполнительного комитета от всей души поздравить вас с профессиональным праздником. Убежден, что ваш труд никогда не будет недооценен. Порой, садясь в автобус, троллейбус либо трамвай, мы не думаем о водителе, не думаем о людях, которые выпустили этот общественный транспорт в рейсы. А ежедневно это чуть более трех сотен маршрутов. Это полторы тысячи единиц подвижного состава. Город у нас большой, и без вас столица жить не сможет, — подчеркнул в своем выступлении А. Комендант.

Председатель Минского городского Совета депутатов Артём Цуран также отметил значимость труда работников «Минсктранса»:  

— Если представить на одну минуту, что завтра общественный транспорт не выйдет из своих автопарков, если метро перестанет работать, — как вообще будет жить город? На таком простом примере мы понимаем, что транспорт — это та кровеносная система, которая обеспечивает движение в нашей столице. Потому недаром практически 10 % бюджета расходной части города Минска выделяется именно на строительство и на содержание городского транспорта. Это достаточно большие расходы, но город целенаправленно их предусматривает для того, чтобы горожане могли добираться из дома на работу и обратно, передвигаться свободно, комфортно, безопасно. И в дальнейшем все усилия будут направлены на то, чтобы развитие и дорожной инфраструктуры, и транспортной складывалось так, чтобы город оставался комфортным, уютным и удобным для передвижения минчан. Хотел бы выразить искренние слова благодарности нашим дорожникам и транспортникам, которые и днем, и ночью профессионально исполняют свой долг.

Также состоялась церемония награждения лучших сотрудников предприятия «Минсктранс». Их отметили Мингорисполком, Мингорсовет, Министерство транспорта и коммуникаций и Белорусский профсоюз работников транспорта и коммуникаций — за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм по осуществлению пассажирских перевозок. Так, нагрудный знак отличия «Ганаровы транспартнік» из рук А. Коменданта получила начальник первой колонны филиала «Трамвайный парк» Алла Пенюшкина. На «Минсктрансе» она трудится уже 43-й год.

— Я сюда пришла молоденькой девчонкой на курсы водителей трамвая в 1983-м. Думала, что это временно, а оказалось — навсегда. Но не жалею о том своем шаге и нисколько никогда не жалела. Водитель трамвая, на мой взгляд, — это все-таки больше мужская профессия. Я не знаю, почему у нас в Минске приоритет отдается именно женщинам. Работа это очень непростая. Главное — ответственность, самоотдача и любовь к профессии. Не будешь любить — не будешь работать, — считает А. Пенюшкина.

С важной миссией выступил генеральный директор государственного предприятия «Минсктранс» Олег Дзюбенко — он вышел на сцену, чтобы наградить представителей трудовых династий:

— Мы эту традицию заложили три года назад. Сегодня у нас зарегистрировано 146 династий. Регистрация династии подлежит с 50 лет суммарного стажа. К слову, больше 100 лет суммарного стажа у нас имеют уже 15 династий, а в 10 входят представители трех поколений. Самый максимальный общий стаж работы на предприятии нашей династии Войнич — 190 лет и 5 месяцев.

Тружеников «Минсктранса» также поздравили заместитель председателя Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций Наталья Русакович и директор Минского метрополитена Алексей Шилов.  

Фото Елизаветы Давидовской

Выпивший минчанин причинил женщине тяжкое телесное повреждение — на утро она скончалась

В законную силу вступил приговор в отношении 45-летнего ранее неоднократно судимого горожанина, которого обвиняли в умышленном причинении тяжкого телесного повреждения, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в прокуратуре Минска.

Фото pexels.com

В феврале 2025 года обвиняемый пришел в гости к приятелям, которые проживают в квартире на ул. Уманской, и распивал с ними спиртное.

Вдруг у него случился конфликт со знакомой, которую он несколько раз ударил по лицу. За женщину вступилась ее 46-летняя подруга, на которую фигурант внезапно переключил агрессию. Он нанес ей не менее четырех ударов кулаком по голове и в живот, из-за чего та упала на пол, у нее из уха потекла кровь.

Скорую потерпевшей вызвали лишь утром. Обвиняемый помог ей выйти на улицу и усадил на скамейку возле подъезда. Однако прибывшие медики констатировали смерть женщины. Согласно заключению эксперта, ей были причинена тяжкие телесные повреждения по признаку опасности для жизни.

Подозреваемого задержали, в отношении него возбудили уголовное дело. В судебном заседании он полностью признал вину, в содеянном раскаялся.

Обвиняемый нигде официально трудоустроен не был, ранее пять раз привлекался к уголовной ответственности, в том числе за совершение аналогичного преступления, — прокомментировала старший прокурор отдела по надзору за соответствием закону судебных решений по уголовным делам Алеся Минец. Суд признал его виновным в умышленном причинении тяжкого телесного повреждения, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшей, и на основании ч. 3 ст. 147 УК, частично присоединив неотбытую часть основного наказания и полностью дополнительное наказание по приговору суда Московского района от 18.12.2024, окончательно назначил наказание в виде 11 лет 1 месяца лишения свободы, которые обвиняемый проведет в исправительной колонии усиленного режима, со штрафом в сумме 343,35 руб. Кроме того, он должен пройти принудительное лечение от хронического алкоголизма, а также выплатить родственникам умершей гражданки материальную компенсацию причиненного морального вреда.

Приговор вступил в законную силу.

Формула успеха в соцсетях. А. Кривошеев рассказал, как удержать внимание аудитории

О главном правиле создания цепляющего контента в социальных сетях рассказал генеральный директор агентства «Минск-Новости», председатель Белорусского союза журналистов Андрей Кривошеев на городском семинаре «Диалог власти и общества через медиакоммуникации» 24 октября. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Речь идет о «принципе простых чисел: 3–5–7–13». Он представляет собой набор правил для привлечения и удержания современной аудитории. Так, успех любого материала, будь то видео или новость, определяет количество слов в заголовке — их должно быть от 3 до 5.

— Если суть не заключена в первые 3–5 слов, вас дальше читать не будут, — подчеркнул А. Кривошеев.

Среднее время, которое пользователь тратит на просмотр контента в соцсетях, — всего 7 секунд. Дальше человек решает, остаться его смотреть или пролистать дальше. Именно за этот небольшой промежуток времени нужно успеть сказать главную новость.

Возраст, на который нужно ориентироваться при создании контента, — 13 лет.

— Ваш текст во всех мессенджерах и соцсетях должен быть изложен настолько просто, чтобы его понял тринадцатилетний подросток. Аудитория соцсетей не станет вникать в сложные формулировки, — подытожил А. Кривошеев.

Фото Юрия Мозолевского