КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Альпийская баллада»
Картина стала одним из лидеров советского проката в 1965 году, обладателем приза за лучший фильм на Индийском международном кинофестивале, а Любовь Румянцева получила диплом Союза кинематографистов СССР и приз «За лучшее исполнение женской роли» на кинофестивале республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии. О том, как создавалась «Альпийская баллада», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем фильм
Благодаря взрыву авиационной бомбы из концлагеря в Альпах удается бежать нескольким заключенным. 25-пятилетний белорус Иван сначала скрывается от преследования один. Потом спасает от неминуемой гибели беспечную узницу Джулию, итальянку по происхождению, которая тоже бежала из лагеря. Направляясь в Триест, где действовали партизанские отряды, он отсылает Джулию в сторону города, но та не хочет оставаться одна и идет за ним.
Иван раздражен присутствием Джулии. Это не первый его побег из плена. Все прежние сообщники подводили, и он хочет идти один. Но постепенно в парне просыпаются чувства к смешливой, наивной, обаятельной итальянке. Зубами достает занозу из его ноги, кормит его крошками хлеба с ладони, касается губами его шрамов, целует повязку, наложенную на его рану, — и все это без намека на пошлость, в лирической интонации. Нацистам удается настигнуть беглецов. Иван принимает удар на себя, а Джулию сталкивает в пропасть, видя, что внизу толща снега.
Спустя много лет родственникам погибшего Ивана пришло письмо от Джулии, из которого ясно: итальянка растит их общего сына.
За кадром
Не вся великая литература кинематографична. Внутренний монолог не отразишь, а размышления героя на экране выглядят как бездействие. Но произведения Василя Быкова начинали снимать практически без адаптации для кино, ибо все повести великого писателя строятся на событиях, поступках и действиях. Повесть «Альпийская баллада» не исключение. Однако в ленту вошла не вся правда, изложенная в произведении, написанном в 1963 году. К 1965-му, когда снимали фильм, цензурные рамки в СССР сузились. Режиссера Бориса Степанова вызвали к начальству, которое потребовало убрать из готовой ленты сцены воспоминаний Ивана о довоенном периоде, коллективизации, репрессиях, голоде. Степанов согласился. Мнения о его поступке разделились.
— Особенно к концу съемок режиссер не спорил, не доказывал, а просто выполнял все, что говорили в высоких кабинетах, — рассказывал оператор Анатолий Заболоцкий. — А ведь многим тогда удавалось отстаивать свои картины. Но у Степанова партбилет в кармане — и он шел на попятную.
Режиссера можно было понять: его предыдущий фильм «Последний хлеб» (1963) лежал на полке. В том году случился неурожай, и ленту с таким названием сочли неуместной. В дальнейшем Заболоцкий отказывался работать со Степановым. А Быков, понимая, что с довоенными сценами «Альпийскую балладу» могут не выпустить в прокат, режиссера не осуждал, хотя вместо социальной драмы получилась история любви с трагическим финалом. Позже Степанов снял по произведению Быкова кино «Волчья стая» (1975).
Гнев Любшина
Джулию должна была сыграть итальянская актриса Илария Оккини. Ее утвердили на роль, но пробовали снизить названную ею сумму гонорара, непомерную для СССР. А потом оказалось, что ее отец писатель Барна Оккини в свое время открыто симпатизировал фашистскому режиму Муссолини. О приглашении Иларии на роль тотчас забыли.
Утвержденный на роль Ивана актер театра на Таганке Станислав Любшин по просьбе Степанова ходил на спектакли других московских театров. В одной из постановок театра на Малой Бронной он увидел Любовь Румянцеву, студентку ГИТИСа, игравшую резвую смешливую пионерку. Такая энергичная как раз и была нужна. Попросил приехать в Минск на кинопробы. Как позже выяснилось, она приглянулась ему не только как актриса.
Отношения Любшина и Румянцевой на съемках складывались непросто.
— Станислав хорошо работал в кадре, когда его обожали, — вспоминал А. Заболоцкий. — Если не видел влюбленных в него глаз, сникал. Румянцева по роли и, как он думал, вне ее должна была в него влюбиться. Но та осталась равнодушной. И это его бесило! А когда узнал, что у нее роман со вторым оператором Николаевым, просто пришел в ярость.
Актриса буквально пострадала от любви Любшина:
— Вся студия у меня спрашивала, наладились ли отношения со Станиславом. А они не складывались. В сцене побега из лагеря есть момент, когда Иван бьет Джулию по щекам. Любшин стал бить меня по-настоящему, наотмашь. Щеки опухли, лед прикладывали. А в сцене поцелуя яростно прокусил мне губу до крови. Но я даже глазом не моргнула, что взбесило его еще больше.
После съемок фильма Л. Румянцева переехала в Минск и стала белорусской актрисой.
Джулия под водопадом
Съемки проходили в Калининграде. Сцены в горах снимали в Карачаево-Черкесии на Домбае.
— Группу высадили в закрытом ущелье. Места пустынные, дикие. Синхронные кинокамеры весом 90 кг приходилось таскать по горам. Несколько эпизодов снимали на леднике, где жили в палатках, из которых выползали по утрам с заледенелыми волосами, — вспоминал сын Любшина Юрий.
Его, 10-летнего, отец взял тогда с собой в экспедицию.
В произведении В. Быкова есть сцена купания Джулии под водопадом. Кураторы фильма долго спорили, надо ли ее снимать. Для 1965 года такие кадры были чрезмерно откровенными. Но Быков настаивал: сцена поворотная в отношениях героев. Эти три дня бегства из плена были для героя единственными светлыми днями во всей его жизни с учетом довоенных невзгод, войны и лагеря.
— Думала, буду стоять под водопадом в полосатой робе, — вспоминала Румянцева. — Но Степанов вдруг сказал: «Иди загорай, чтобы не было полосок от бретелек. Скоро сцена водопада». Я переживала, плакала, просила, чтобы не снимали. Стеснялась, пока не зашла под ледяную воду. И забыла про все!
Грамоты доярке и матери-героине
— Я не ездила на фестиваль в Дели. И только через 15 лет узнала, что кроме награды за лучший фильм мне присудили приз за лучшую женскую роль, — рассказывала актриса. — Ни приза, ни конверта, который к нему прилагался, не увидела. Но и так была довольна. Сколько стоил мой съемочный день, не помню. В месяц выходило около 260 рублей. Зарплата в театре у молодой актрисы тогда была 70 рублей. Купила шубку, помогла маме деньгами.
На зарубежные кинофестивали от СССР ездили в основном чиновники. А актеры, создатели фильма колесили по родным городам и весям на встречи со зрителями. Местные власти часто совмещали показы фильма с советскими ритуалами.
— Помню, мы со Славой Любшиным приехали в городок, где показывали ленту, — вспоминал А. Заболоцкий. — Фильм закончился, нас пригласили на сцену. Думали, станут задавать вопросы про кино. Оказалось, я должен вручить грамоту доярке за перевыполнение плана, а Слава — грамоту матери-героине. На этом встреча со зрителями закончилась.