КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Чаклун и Румба»
Лента получила множество призов на международных кинофестивалях, заново открыла актера Андрея Федорцова. О том, как создавался фильм «Чаклун и Румба», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем фильм
1944 год, Белоруссия. Сапер Федор Чаклун воюет вместе с четвероногим помощником — овчаркой по кличке Румба. Однажды обнаруживает заминированный участок дороги и предупреждает об этом старшего регулировщика движения лейтенанта Светлану. Но девушка, увлеченная флиртом со штабным подполковником, забывает перекрыть дорогу до приезда группы разминирования. В результате подрывается автомобиль с офицерами. Влюбленный в Светлану Федор берет вину на себя. По приговору его направляют в штрафбат, где верный Румба его находит. Вместе они участвуют в ожесточенных боях.
Искупив вину, Федор возвращается в свою роту и продолжает добиваться внимания Светланы. Однако вскоре солдата отправляют на службу в более тихое место — в хозвзвод. Пристроил его сюда штабной любовник девушки, которая так пыталась отблагодарить Чаклуна за спасение. Сапер не понимает, в чем причина перевода, но подчиняется приказу. Верного пса Федор вынужден оставить. Он тоскует по своему четвероногому другу. Когда уличает сослуживцев в краже продуктов, требует вернуть его в родную часть. К тому моменту пес ранен в боях, но возвращение хозяина придает ему сил, и вскоре Румба снова в строю.
Тем временем в кармане штабного ухажера Светлана случайно находит его снимок с супругой. Девушка принимает решение выйти замуж за Чаклуна. Роспись назначают на полдень следующего дня. За час до этого Федора с Румбой вызывают на разминирование дамбы…
Переборщили с зарядом
Ученика Михаила Пташука Андрея Голубева после окончания БГАИ не приняли в штат отечественной киностудии. Ситуация изменилась в конце 2006-го, когда на «Беларусьфильм» пришел новый директор Владимир Заметалин. Киношники настороженно отнеслись к назначению бывшего вице-премьера республики. Однако события совпали с экономически стабильным периодом в стране. Заметалин сделал ставку на молодых, и в годы его директорства начинающие белорусские режиссеры сняли свои полнометражные ленты. «Чаклун и Румба» в их числе.
Правда, финансовая стабильность 2007-го имела для кино и оборотную сторону. В Минск для съемок привезли десятки московских кинопроектов, где зарплата гримеров, декораторов, осветителей была в 3–5 раз выше. Ответственных профессионалов второго звена найти для белорусского проекта было сложно. Голубев нередко сам носил бревна для декораций, рельсы для операторской тележки, сыграл в собственном фильме командира штрафников капитана Дония и даже исполнял каскадерские трюки.
— В сцене переправы должна была в кадре взорваться лодка с бойцами, — рассказывал режиссер. — Я позвал своих приятелей из федерации кикбоксинга и вместе с ними сел в эту лодку. Правда, переборщили с зарядом, рвануло всерьез. Конечно, у нас не было допусков, мы нарушили все правила техники безопасности, мне влетело, но я не жалею. Приятели сказали, что больше сниматься не будут.
Гонорар — в детдом
На роль Чаклуна требовался типаж Василия Тёркина — простого русского солдата, выигравшего войну. Пробы прошли многие известные актеры, но выбор пал на Андрея Федорцова:
— Мне позвонили из Минска, сказали, что хотят видеть в этой роли, но «вы еще не утверждены». Потом сообщили, что утвержден, но не все уверены! Далее был звонок: «Приезжайте на кастинг, а после, возможно, мы вам оплатим билет». Эта роль мне дорога. Она выстрадана. Я готовился, специально перечитал десятки военных мемуаров, говорил с ветеранами. В сценах боев прополз на пузе через всю полевую грязь и жижу Гродненской и Минской областей. Когда смывал ее в гостиницах, сантехники меня ненавидели. Сток пробивали ежедневно.
В роли лейтенанта Светланы режиссер видел только актрису Ольгу Рептух. Но уроженка Гомеля жила в Австралии, работала в театре «Пилигрим». Ей отправили сценарий. Идея приехать на родину и сразу начать сниматься показалась ей привлекательной. В Сидней она больше не вернулась.
В 2003-м Андрей Голубев играл вместе с Николаем Чиндяйкиным в ленте «На безымянной высоте». Тогда актер сказал студенту: «Будешь снимать свое кино — зови». Прошло 4 года.
— Я перехватил Николая Дмитриевича на вокзале в Минске, он тут работал в очередной раз в московском проекте, — вспоминал режиссер. — Он пояснил, что связан по рукам и ногам договором с актерским агентством, контракт не позволяет опускать цену (к тому времени гонорар звезды составлял 5 000 долларов за один съемочный день. — Прим. авт.). Естественно, такими суммами наш бюджет не располагал. Я попрощался, стал уходить, а он окликнул: «Подожди, есть лазейка. Благотворительность. Сумму, которую выделят за мое участие, переведешь в детский дом». Так Николай Чиндяйкин сыграл фронтового хирурга, спасшего Чаклуна после ранения.
В съемках были задействованы также блистательные белорусские актеры Ольга Бурлакова, Зоя Белохвостик, Святослав Астрамович, Виктор Васильев и другие.
Перерыв на столбе
Фильм начинается с эпизода, где юный сержант Федор на самой верхушке телеграфного столба прикручивает репродуктор, а прямо на него пикирует самолет. Эту роль исполнил Игорь Васильев, ныне режиссер, в дни съемок ему было 16 лет:
— Самолет пикировал на меня самый настоящий. Пролетал над самой макушкой. Это будоражило кровь дублей 10 подряд. Но с этим столбом еще один курьез связан. Меня закрепили на нем, едет сьемка. Потом все затихло, я посмотрел вниз, а никого нет. Оказалось, все уехали на обед, а про меня забыли. Так я и просидел здесь, пока остальные не вернулись. Потом продолжили работать над моей сценой. Было весело.
Случались чрезвычайные происшествия и авралы. В дни съемок сцены танковой атаки группа прибыла на натурплощадку под Смолевичами и обнаружила, что декорации, подготовленные заранее, сожжены. Выяснилось: они помешали работавшей рядом команде фильма «В июне 1941-го» с Сергеем Безруковым в главной роли. Между тем танки уже прибыли. Пришлось всем миром быстро восстанавливать декорации.
Не без добрых
Коллеги Андрея Голубева отнеслись к готовой картине критично. В киносреде быстро распространился слух, что смотреть не стоит, снято очередное «не то». В связи с этим многие кинематографисты не пошли на показы и не искали ленту в Сети. Но спустя несколько лет, случайно увидев фильм по телевизору, звонили режиссеру и выражали признательность. Картина выдержала проверку временем.
Хоть лента военная, она приемлема и для семейного просмотра. В ней есть всё: любовь, добро, честность, отвага.