КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Черная береза»
О том, как создавался фильм «Черная береза», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Прямые затраты на съемки составили 952 400 советских рублей. За время проката в кинотеатрах фильм посмотрели 33,3 млн зрителей, что принесло прибыль государству минимум 300 %.
О чем фильм
Лейтенант Красной армии Андрей Хмара контужен в боях под Минском. Парню повезло: его доставляют в партизанский отряд, где доктор Антонина Ивановна спасает его. За отказ выдать месторасположение партизанского отряда немцы убивают врача вместе с малолетней дочкой, а ее трехлетнего сына прячут местные жители.
На протяжении всей войны лейтенант ищет мальчика. Даже когда в его жизнь приходит любовь — радистка Татьяна, он продолжает фанатично искать, чем вызывает в девушке ревность.
После освобождения Белоруссии в 1944 году Хмара остается работать в ремонтных автомастерских, с которых начинался МАЗ. С Татьяной расстается. С другой женщиной лейтенант усыновляет троих сирот. А еще и сына доктора: его он все-таки находит в финале картины.
Под сомнением
Историческая линия в «Черной березе» вызывала вопросы даже у современников. Например, откуда в Минском районе на четвертый день войны, 26 июня 1941 года, взялся сформированный партизанский отряд, в который приносят раненого главного героя?
Режиссер Виталий Четвериков уже снял в 1972-м многосерийную ленту «Руины стреляют». Очередной сценарий о партизанском движении его не привлекал. Он знал: цензура пристально следит за темой, но согласился с условием, что покажет войну через призму личной драмы Андрея Хмары. Однако претензии возникли совсем не к партизанской тематике.
Откуда не ждали
В сценарии присутствовала история становления Минского автозавода. Из-за нее и началось противостояние режиссера и худсовета. 2 апреля 1976 года состоялось заседание. Как отражено в шести томах документов о работе над фильмом, 14 критически настроенных заседателей сочли сомнительными заводские сцены 1945-го, где труженики сетуют на отсутствие крыш в некоторых цехах, а также задают острые вопросы о быте. Директор киностудии Евгений Войтович предложил «ознакомить со сценарием дирекцию и партком автозавода, чтобы они взяли шефство над творческой группой». Согласно подписям в протоколах заседаний, членами худсовета были в том числе белорусские классики Аркадий Кулешов, Алесь Адамович, чьи произведения не раз подвергали жесткой цензуре.
Нашли замену
На роль Андрея Хмары прошел кинопробы актер Александр Абдулов, получивший всесоюзную славу только спустя 2 года после роли Медведя в ленте «Обыкновенное чудо». На роль в «Черной березе» Четвериков его не утвердил: слишком юн и субтилен. Татьяну, возлюбленную лейтенанта, сыграла супруга Абдулова Ирина Алферова. Роль в «Черной березе» актрисе досталась лишь после скандала. Сначала Татьяну играла Ирина Резникова. Часть эпизодов сняли с ней. В документах хранится докладная записка режиссера, в которой он требует заменить ее в связи со срывом двух съемочных дней и несоблюдением графика съемок. Сцены с Резниковой переснимали заново с Алферовой.
Хмару сыграл молодой, но узнаваемый зрителями московский актер Евгений Карельских. За ним уже значились работы в популярных фильмах «Следствие ведут знатоки», «Вечный зов».
На роль доктора Антонины Ивановны режиссер утвердил актрису и документалиста Джемму Фирсову, которая на момент съемок была главным редактором групп военно-патриотических художественных фильмов в Госкино СССР.
Оптимизация по-советски
«Черная береза» —первый белорусский широкоэкранный фильм. Понимать это надо буквально. В классическом кино соотношение сторон кадра составляло 1,37:1, в широкоформатном — до 2,55:1. Вместо классической пленки шириной 35 мм ленту снимали на 70-миллиметровку. Фактически кадр, а как следствие экран в кинотеатрах стал в два раза шире привычного, что увеличивало не только изобразительные возможности, но и затраты. Дополнительную площадь кадра нужно было наполнить вторым, третьим планом — актерами массовых сцен, декорациями. Фильм включал десятки эпизодов с привлечением сложной техники. В кадре взрывались снаряды, сходили с рельс и горели настоящие паровозы с вагонами. Затраты на производство этого фильма 1977 года можно было приравнять к стоимости 317 однокомнатных кооперативных квартир или 194 новых автомобилей «Жигули». Кооперативная однокомнатная квартира в 1976-м стоила порядка 3 тыс. рублей в зависимости от города, двухкомнатная — 5 тыс. За такую же сумму можно было приобрести новый автомобиль.
Экономия денежных средств на производстве фильма, необходимая для получения премий, составила 9 200 рублей. Берегли бюджет в том числе на сценах, в которых могли участвовать каскадеры.
— Каскадеров на съемках не видел, — вспоминал Евгений Карельских. — Я как раз семью привез. А мне нужно было гореть в танке, вылезать из него горящим и ползти. Жена была в ужасе.
Экономили, не приглашая актеров на некоторые эпизоды, а переодевая и гримируя имеющихся.
— Играли и партизан, и немцев, — рассказывал актер Александр Кашперов. — Стреляли то в одну сторону, как фашисты, а потом, переодевшись, в другую, как партизаны. Два плана монтировали в одну сцену перестрелки. Лиц, конечно, на экране не видно. Это было даже забавно и не противоречило киноэтикету.
Доподлинно известно, что 9 мая 1945 года в Минске шел дождь. В фильме есть сцена, где актер Кашперов в кадре радуется Победе на крыше вагона. Чтобы снять ее, задействовали пожарных, которые поливали площадку из брандспойтов. Но съемки проходили осенью при минусовой температуре. Пришлось помогать актеру спуститься с обледенелой крыши.
В одном эпизоде есть кадры, где к стене разрушенного дома прибивают табличку-указатель с надписью «Партизанский проспект». В 1945-м такого проспекта в Минске быть не могло: Могилевское шоссе переименовали лишь в 1968 году. Но уж очень хотелось создателям ленты добавить в нее еще один символ Победы!