Каждый день — новая ситуация. Узнали, как работают диспетчеры центра оперативного управления МЧС
Они первыми принимают сигналы бедствия и помогают спасти человеческие жизни. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовал с диспетчерами центра оперативного управления (ЦОУ) Минского городского управления МЧС о работе и внештатных ситуациях.
Начальник центра оперативного управления Павел Сергиенко:
— Основные задачи нашего подразделения — оперативное управление силами и средствами Минского гарнизона МЧС, прием сообщений от граждан, отправка спасателей на место происшествия и руководство ими. По сигналу тревоги едут не только наши подразделения, привлекаем и службы взаимодействия (их 31). Например, милицию, скорую помощь, газовую службу. Все четко отлажено, система работает без замечаний.
У нас три дежурные смены. Дежурство длится сутки. В составе каждой смены — диспетчеры (не только девушки — есть четыре парня), главный оперативный дежурный, его помощник, инженеры телекоммуникационных систем. Все они профессионалы своего дела.
В составе ЦОУ — два штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций. В их составе офицеры, которые выезжают на место происшествия и руководят прибывшими подразделениями, чтобы их действия были максимально эффективными. У нас трудятся и два главных специалиста, которые проводят анализ боевой работы, а также два старших инженера, отвечающие за подготовку отчетов и делопроизводство.
Кроме того, в ЦОУ есть сектор мониторинга системы передачи извещений о чрезвычайных ситуациях «Молния», там работают 10 диспетчеров. Сообщение о пожаре поступает в электронном виде. Диспетчеры его обрабатывают и передают нам, а мы отправляем на место технику. Устройство «Молния» установлено более чем на 11 тыс. столичных объектов, оснащенных пожарной сигнализацией. Эта система нужна для того, чтобы выявить загорание на ранней стадии и быстрее его ликвидировать. Кстати, о недавнем пожаре в общежитии на ул. Кропоткина сигнал подала именно «Молния».
Диспетчер Татьяна Павлючук:
— По специальности я радиоэколог-эксперт. В ЦОУ с 2007-го. Работа диспетчера не из легких — постоянное напряжение и ответственность за тех, кто к нам обращается. Зато испытываешь много положительных эмоций, когда помогаешь людям.
Не все сообщения относятся к боевым — кто-то в панике набирает наш номер вместо 102 или 103. Однако мы отправляем человеку помощь, продолжаем с ним общаться, особенно если он находится в стрессовом состоянии, и обязательно консультируем его.
Недавно позвонил 10-летний мальчик и сообщил, что застрял в качелях. Разговаривая с ним, выяснила, что он испугался и не может с них слезть. Предложила обратиться за помощью к прохожим, что он и сделал — мужчина помог ему спуститься.
Другой мальчик сообщил, что он один дома, а в соседней квартире случился пожар. Порадовало, что он знал правила поведения в таких случаях. Во время тушения возгорания оставалась с ним на связи до тех пор, пока не убедилась, что ему помогли.
Диспетчер Ольга Лагун:
— Работаю уже почти 20 лет. В нашем деле нужны терпение и умение сопереживать людям, попавшим в неприятности. Надо быть уравновешенной и тактичной в любой ситуации, не срываться и ни в коем случае не повышать голос. Мы обязаны выслушать человека и по возможности дать ему совет, подобрав правильные слова.
Не раз люди звонили и сообщали, что намерены спрыгнуть с моста или с 19-го этажа. Разговариваю с ними очень осторожно, чтобы не спровоцировать непоправимое. Это сложно, но пока удавалось убеждать их не делать роковой шаг.
Однажды позвонил мужчина и рассказал: он по грудь провалился под лед на канале и не может выбраться. Конечно, ему помогли.
Запомнился и звонок девушки, которая сильно паниковала и кричала. Узнала, что в квартире горит диван, с ней ребенок. Покинуть комнату по моему совету она отказалась, потому что квартира съемная, диван надо потушить. С трудом удалось ее успокоить и узнать адрес. Людей спасли.
Порой звонят, чтобы просто поговорить… Однажды пожилая женщина призналась: врач рекомендовал ей спокойно побеседовать несколько минут с хорошим человеком.
Диспетчер Екатерина Шашкова:
— В МЧС уже 10 лет. В ЦОУ пришла в 2023-м. Никто из нас, шестерых диспетчеров дежурной смены, в одиночку сообщение о пожаре не ведет. Слаженно действуем вместе. Разговор с заявителем еще идет, а спасатели уже спешат ему на помощь. Так и надо — бережем каждую секунду.
Если чрезвычайная ситуация масштабная, отправляем на ее ликвидацию много техники. Так было, например, в прошлом году, когда произошло возгорание на тракторном заводе.
Нам нужно знать расположение всех аварийно-спасательных частей города и их оснащение, чтобы быстро сориентироваться, какое именно подразделение отправить на помощь. На обычном дежурстве принимаем 1 200–1 500 звонков, а когда на столицу обрушивается сильный ветер или другая непогода, то их количество доходит до 2 500–3 000.
Обращения поступают самые разные. В прошлом году позвонила девушка, которая собиралась совершить суицид. Пока мы с ней разговаривали, спасатели успели установить «куб жизни», куда она и приземлилась.
Диспетчер Карина Юревич:
— По образованию я психолог. Полученные знания не раз помогали в работе. Запомнился первый звонок, который приняла самостоятельно. Сняв трубку, услышала истошный крик женщины. Она сообщила, что видит на балконе мальчика, за спиной которого бушует пламя. Сначала я растерялась, но только на несколько секунд — умею собраться. Успокоила ее, тем более туда уже подъезжали наши спасатели, и мальчишку вынесли из огня.
Сейчас чувствую себя намного увереннее. Знаю, что тоном голоса могу убедить человека, что ему ничего не будет угрожать, если он станет следовать моим указаниям. Помню, однажды позвонила испуганная бабушка, которая рассказала: в смежной комнате произошел пожар, в том помещении находится ее родственник. От прибывших на место спасателей узнала, что тот человек уже выбрался на улицу. Сообщила бабушке об этом и убедила ее поскорее покинуть квартиру.
Мы каждый день сталкиваемся с новыми ситуациями и чему-то учимся. Изучаем также специальную литературу. Работа нравится. Я в смене самая младшая и уверена в том, что всегда могу рассчитывать на помощь опытных коллег.
Фото Алексея Столярова