Каждый пятый ребенок в Беларуси страдает от избыточного веса. Что делать родителям
В Беларуси каждый пятый ребенок имеет избыточный вес. Причем 50 % — подростки от 14 до 17 лет. Такие цифры озвучили участники круглого стола по проблемам детского ожирения в НАН Беларуси, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
В XXI в. обжорство и избыточный вес буквально захлестывают человечество, в том числе и юное поколение. Всемирная организация здравоохранения даже окрестила детское ожирение пандемией. От него страдают около 40 млн ребят на планете. Эта патология в дальнейшем чревата онкологией, сахарным диабетом второго типа, сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Родители дома не готовят
— Отсутствие домашнего завтрака — ключевой фактор возникновения избыточного веса, а затем и ожирения у детей и подростков, — говорит заведующая отделением медицинской реабилитации РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии Ульяна Шелег. — Голодный ребенок к полудню начинает искать, чем перекусить. В школе эту проблему решает полноценный и питательный обед. На каникулах же дети идут в магазин и выбирают там что-нибудь вкусненькое: чипсы, газировку и другие продукты с избытком добавленного сахара, соли и жиров.
Ученые доказали, что частые перекусы в течение дня провоцируют выброс инсулина в кровь. Со временем такой режим питания может привести к инсулинорезистентности, когда ткани организма теряют чувствительность к данному гормону. Это прямая дорожка к сахарному диабету.
А ведь в некоторых продуктах имеются усилители вкуса, которые стимулируют аппетит. Поэтому соблюдение правильного режима питания — важнейшее условие здоровья детей.
Эпидемия обжорства
В детское ожирение свою лепту, и немалую, вносят производители продуктов питания. В отчете ВОЗ по Европе отмечается, что в ближайшие десятилетия ожирение станет основным предотвратимым фактором риска онкологии, обойдя курение. Одной из важнейших причин распространения нездоровой, ультраобработанной пищи и, как следствие, массового ожирения населения, включая детей, эксперты называют безответственную деловую практику.
— Маркировка и реклама пищевой продукции — это методы управления поведением потребителей, — поясняет заведующая отделом международной деятельности НИИ гигиены, токсикологии, эпидемиологии, вирусологии и микробиологии Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья (РЦГЭиОЗ) кандидат медицинских наук, доцент Екатерина Федоренко. — Пищевые привычки, в свою очередь, могут или провоцировать ожирение, или способствовать его профилактике. Но тенденции современного рынка таковы: все то, что отечественная медицина предлагает в питании ограничивать, рекламируется в большом масштабе.
Причем информационная насыщенность и сила такого давления на потребителей, по словам собеседницы, сегодня колоссальна. Пищевая реклама на телевидении, бигбордах и особенно в интернете, включая соцсети, часто призывает к откровенному обжорству.
Для стимулирования спроса западные производители порой используют очень изощренные манипуляции. Возьмем слоган про ложку детского питания с маминой любовью. А если женщина не купила этот продукт своему ребенку, то она уже плохая мать? Таких примеров множество. ВОЗ даже ввела в практику термин «инфодемия» для лавинообразно распространяемой некорректной информации о здоровье.
Доходность детского нытья
— По продуктам, которые маркируются как питание для детей раннего возраста, дошкольников и школьников, в нашей республике законодательно установлены показатели пищевой ценности, — уточняет Е. Федоренко. — Белорусские производители им следуют, здесь у медиков с ними полный консенсус. Риски развития ожирения населения, и особенно детей, связаны с продуктами массового потребления. Для них нет нормативов по уровню сахара, соли и жира. И самое главное — у производителей отсутствует понимание, что не нужно позиционировать массовую продукцию как детскую. А ведь в 2021-м в 50 % телевизионной рекламы именно так представляли пищевые продукты.
По словам Е. Федоренко, компании порой используют мультяшных героев на этикетках продукции, которая не соответствует критериям детского питания. Взрослый, взглянув на такую упаковку, посчитает продукт детским и для себя его покупать не станет. Зато свое внимание на него обратит детвора и потребует это купить.
Как утверждают западные маркетологи, детское нытье работает на ура. Еще в конце 1990-х в США провели исследование, чтобы установить, какие товары приобретали по настоянию детей. От 20 % до 40 % покупок были сделаны именно по этой причине.
Дети же подвигали родителей на совместные походы в рестораны фастфуда, в кинотеатры и парки развлечений. Родители знают, насколько трудно противостоять детским слезам. До 12–13 лет ребята психологически не способны отличить правду от лжи. Поэтому неудивительно, что именно подрастающее поколение часто становится главной мишенью для рекламы, в том числе в продвижении отнюдь не детской продукции. Через давление на ребенка кошельки взрослых открываются гораздо легче. На Западе сформировалось даже отдельное направление детского маркетинга.
— Одно дело, когда взрослый понимает, что в продукте много сахара, — продолжает Е. Федоренко. — Другое дело, когда вся реклама, включая бигборды, этикетки, кричит о том, что это детский продукт. Естественно, потребитель следует социальной норме: так и должно быть. Но если мы хотим вырастить здоровое поколение, эти нормы нужно изменять, причем законодательно.
На страже здоровья
— Мы вносили в Министерство антимонопольного регулирования и торговли предложения об ограничении рекламы продуктов массового производства, направленной на детей, — отмечает Е. Федоренко. — Сейчас вырабатываются соответствующие критерии, да и в целом процесс нормотворчества небыстрый.
Поэтому последние несколько лет ученые-медики говорят о том, что адресованная детям информация о пищевых продуктах с высоким содержанием соли, сахара и жиров должна регулироваться законодательно. Е. Федоренко подчеркивает, что по этому вопросу сложился хороший консенсус на площадке Евразийского экономического союза. Уже практически завершена работа над проектом изменений в технический регламент по маркировке пищевой продукции: содержание соли будет выноситься на этикетку. Медики добиваются таких же требований и к информации по содержанию сахара. А что могут уже сегодня сделать родители? Как оградить своих чад от риска детского ожирения и его тяжелых последствий?
Когда торт не в радость
— Взрослым потребителям нужно задумываться, какие продукты они берут, — считает Е. Федоренко. — Я в магазине всегда читаю этикетки. Там указаны все ингредиенты и пищевые добавки. Последние не представляют риска для здоровья, если у человека не перекошен рацион и он, условно говоря, вместо мяса не ест одну колбасу. Но именно информация о составе продукта позволяет потребителю сделать осознанный выбор — купить то, что ему больше всего подходит по пищевым привычкам и состоянию здоровья.
— Какую позицию должен занимать родитель, чтобы оградить своего ребенка от маркетинговых манипуляций недетскими продуктами?
— Мальчишки и девчонки, особенно в раннем возрасте, копируют поведение родителей. Если мы постоянно покупаем и едим сладкое, ребенку бесполезно объяснять, что это вредно. Дети каждый день видят, какие продукты на столе. И им важно объяснять, почему вы берете одно и отказываетесь от другого.
По мнению Е. Федоренко, не нужно впадать в крайности и вводить в семье жесткие пищевые запреты. Ничего страшного, если иногда ребенок попробует сладкую газировку или съест кусочек шоколада. Опасно, если они будут в детском рационе ежедневно. И конечно, нельзя заменять сладостями регулярные приемы пищи.
— Я сама очень много работаю, но стараюсь дома готовить. Считаю, что время можно найти. Ведь здоровая домашняя пища — это не значит сложные блюда, — отмечает специалист. — Хорошим подспорьем на кухне могут стать полуфабрикаты, которых сейчас большой выбор. Но обязательно читаем этикетку и изучаем состав. Продукты промышленного производства и полуфабрикаты с солью, сахаром и маргарином лучше ограничивать. Не так все сложно, как кажется.
А чтобы процесс шел быстрее и легче, в обществе также необходимо формировать новые социальные нормы, в том числе по питанию детей.
— Ни один семейный, детский праздник сегодня немыслим без сладостей и торта, — констатирует кандидат медицинских наук. — Нам нужно эту традицию менять. Например, увеличивать на праздничном столе количество фруктов, уменьшать содержание сахара в любимых домашних рецептах. Это позволит снизить риски для здоровья населения, особенно подрастающего поколения.