1200 90

Каждый пятый ребенок в Беларуси страдает от избыточного веса. Что делать родителям

В Беларуси каждый пятый ребенок имеет избыточный вес. Причем 50 % — подростки от 14 до 17 лет. Такие цифры озвучили участники круглого стола по проблемам детского ожирения в НАН Беларуси, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

2148910374

Фото носит иллюстративный характер, freepik.com

В XXI в. обжорство и избыточный вес буквально захлестывают человечество, в том числе и юное поколение. Всемирная организация здравоохранения даже окрестила детское ожирение пандемией. От него страдают около 40 млн ребят на планете. Эта патология в дальнейшем чревата онкологией, сахарным диабетом второго типа, сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Родители дома не готовят

Отсутствие домашнего завтрака — ключевой фактор возникновения избыточного веса, а затем и ожирения у детей и подростков, — говорит заведующая отделением медицинской реабилитации РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии Ульяна Шелег. — Голодный ребенок к полудню начинает искать, чем перекусить. В школе эту проблему решает полноценный и питательный обед. На каникулах же дети идут в магазин и выбирают там что-нибудь вкусненькое: чипсы, газировку и другие продукты с избытком добавленного сахара, соли и жиров.

Ученые доказали, что частые перекусы в течение дня провоцируют выброс инсулина в кровь. Со временем такой режим питания может привести к инсулинорезистентности, когда ткани организма теряют чувствительность к данному гормону. Это прямая дорожка к сахарному диабету.

А ведь в некоторых продуктах имеются усилители вкуса, которые стимулируют аппетит. Поэтому соблюдение правильного режима питания — важнейшее условие здоровья детей.

готовить печь дети кухня

Фото носит иллюстративный характер, depositphotos.com

Эпидемия обжорства

В детское ожирение свою лепту, и немалую, вносят производители продуктов питания. В отчете ВОЗ по Европе отмечается, что в ближайшие десятилетия ожирение станет основным предотвратимым фактором риска онкологии, обойдя курение. Одной из важнейших причин распространения нездоровой, ультраобработанной пищи и, как следствие, массового ожирения населения, включая детей, эксперты называют безответственную деловую практику.

Маркировка и реклама пищевой продукции — это методы управления поведением потребителей, — поясняет заведующая отделом международной деятельности НИИ гигиены, токсикологии, эпидемиологии, вирусологии и микробиологии Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья (РЦГЭиОЗ) кандидат медицинских наук, доцент Екатерина Федоренко. — Пищевые привычки, в свою очередь, могут или провоцировать ожирение, или способствовать его профилактике. Но тенденции современного рынка таковы: все то, что отечественная медицина предлагает в питании ограничивать, рекламируется в большом масштабе.

Причем информационная насыщенность и сила такого давления на потребителей, по словам собеседницы, сегодня колоссальна. Пищевая реклама на телевидении, бигбордах и особенно в интернете, включая соцсети, часто призывает к откровенному обжорству.

Для стимулирования спроса западные производители порой используют очень изощренные манипуляции. Возьмем слоган про ложку детского питания с маминой любовью. А если женщина не купила этот продукт своему ребенку, то она уже плохая мать? Таких примеров множество. ВОЗ даже ввела в практику термин «инфодемия» для лавинообразно распространяемой некорректной информации о здоровье.

Доходность детского нытья

По продуктам, которые маркируются как питание для детей раннего возраста, дошкольников и школьников, в нашей республике законодательно установлены показатели пищевой ценности, — уточняет Е. Федоренко. — Белорусские производители им следуют, здесь у медиков с ними полный консенсус. Риски развития ожирения населения, и особенно детей, связаны с продуктами массового потребления. Для них нет нормативов по уровню сахара, соли и жира. И самое главное — у производителей отсутствует понимание, что не нужно позиционировать массовую продукцию как детскую. А ведь в 2021-м в 50 % телевизионной рекламы именно так представляли пищевые продукты.

По словам Е. Федоренко, компании порой используют мультяшных героев на этикетках продукции, которая не соответствует критериям детского питания. Взрослый, взглянув на такую упаковку, посчитает продукт детским и для себя его покупать не станет. Зато свое внимание на него обратит детвора и потребует это купить.

depositphotos 164924608 s

Фото носит иллюстративный характер, depositphotos.com

Как утверждают западные маркетологи, детское нытье работает на ура. Еще в конце 1990-х в США провели исследование, чтобы установить, какие товары приобретали по настоянию детей. От 20 % до 40 % покупок были сделаны именно по этой причине.

Дети же подвигали родителей на совместные походы в рестораны фастфуда, в кинотеатры и парки развлечений. Родители знают, насколько трудно противостоять детским слезам. До 12–13 лет ребята психологически не способны отличить правду от лжи. Поэтому неудивительно, что именно подрастающее поколение часто становится главной мишенью для рекламы, в том числе в продвижении отнюдь не детской продукции. Через давление на ребенка кошельки взрослых открываются гораздо легче. На Западе сформировалось даже отдельное направление детского маркетинга.

Одно дело, когда взрослый понимает, что в продукте много сахара, — продолжает Е. Федоренко. — Другое дело, когда вся реклама, включая бигборды, этикетки, кричит о том, что это детский продукт. Естественно, потребитель следует социальной норме: так и должно быть. Но если мы хотим вырастить здоровое поколение, эти нормы нужно изменять, причем законодательно.

На страже здоровья

Мы вносили в Министерство антимонопольного регулирования и торговли предложения об ограничении рекламы продуктов массового производства, направленной на детей, — отмечает Е. Федоренко. — Сейчас вырабатываются соответствующие критерии, да и в целом процесс нормотворчества небыстрый.

Поэтому последние несколько лет ученые-медики говорят о том, что адресованная детям информация о пищевых продуктах с высоким содержанием соли, сахара и жиров должна регулироваться законодательно. Е. Федоренко подчеркивает, что по этому вопросу сложился хороший консенсус на площадке Евразийского экономического союза. Уже практически завершена работа над проектом изменений в технический регламент по маркировке пищевой продукции: содержание соли будет выноситься на этикетку. Медики добиваются таких же требований и к информации по содержанию сахара. А что могут уже сегодня сделать родители? Как оградить своих чад от риска детского ожирения и его тяжелых последствий?

dieta 1000x576 1

Фото носит иллюстративный характер

Когда торт не в радость

Взрослым потребителям нужно задумываться, какие продукты они берут, — считает Е. Федоренко. — Я в магазине всегда читаю этикетки. Там указаны все ингредиенты и пищевые добавки. Последние не представляют риска для здоровья, если у человека не перекошен рацион и он, условно говоря, вместо мяса не ест одну колбасу. Но именно информация о составе продукта позволяет потребителю сделать осознанный выбор — купить то, что ему больше всего подходит по пищевым привычкам и состоянию здоровья.

— Какую позицию должен занимать родитель, чтобы оградить своего ребенка от маркетинговых манипуляций недетскими продуктами?

Мальчишки и девчонки, особенно в раннем возрасте, копируют поведение родителей. Если мы постоянно покупаем и едим сладкое, ребенку бесполезно объяснять, что это вредно. Дети каждый день видят, какие продукты на столе. И им важно объяснять, почему вы берете одно и отказываетесь от другого.

По мнению Е. Федоренко, не нужно впадать в крайности и вводить в семье жесткие пищевые запреты. Ничего страшного, если иногда ребенок попробует сладкую газировку или съест кусочек шоколада. Опасно, если они будут в детском рационе ежедневно. И конечно, нельзя заменять сладостями регулярные приемы пищи.

— Я сама очень много работаю, но стараюсь дома готовить. Считаю, что время можно найти. Ведь здоровая домашняя пища — это не значит сложные блюда, — отмечает специалист. — Хорошим подспорьем на кухне могут стать полуфабрикаты, которых сейчас большой выбор. Но обязательно читаем этикетку и изучаем состав. Продукты промышленного производства и полуфабрикаты с солью, сахаром и маргарином лучше ограничивать. Не так все сложно, как кажется.

А чтобы процесс шел быстрее и легче, в обществе также необходимо формировать новые социальные нормы, в том числе по питанию детей.

Ни один семейный, детский праздник сегодня немыслим без сладостей и торта, — констатирует кандидат медицинских наук. — Нам нужно эту традицию менять. Например, увеличивать на праздничном столе количество фруктов, уменьшать содержание сахара в любимых домашних рецептах. Это позволит снизить риски для здоровья населения, особенно подрастающего поколения.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Совет МПА СНГ принял обращение в связи с 80-й годовщиной Великой Победы

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств принял обращение в связи с 80-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 21 17 14 11

Документ принят на заседании Совета МПА СНГ в Санкт-Петербурге. Председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Наталья Кочанова поддержала принятие обращения.

— Мы должны сделать все, чтобы не допустить искажения истории. Нам нужно объединиться в стремлении сохранить историю, память погибших во имя счастливой и мирной жизни наших народов, — отметила Н. Кочанова.

В обращении сказано, что героическая, самоотверженная борьба с германским нацизмом, его союзниками и пособниками на полях Великой Отечественной предопределила судьбу мира, опрокинула человеконенавистнические планы завоевания мирового господства, спасла Европу и другие регионы мира от порабощения и уничтожения.

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ выступает против реабилитации фашизма на государственном уровне, деятельности партий неонацистского толка и проявлений насилия, спровоцированных неонацизмом, расизмом и ксенофобией, пропаганды нацистской символики, использования парламентских трибун для оправдания нацистов.

«Наш священный долг перед павшими на полях сражений, замученными в концентрационных лагерях, погибшими от голода и невзгод — защищать правду о войне и значении Победы, решительно противостоять тем, кто оскверняет славу героев, разгромивших фашизм», — сказано в обращении.

Совет МПА СНГ выступает за укрепление международного сотрудничества в сохранении исторической памяти путем поддержания в надлежащем состоянии мемориалов, музеев и архивных материалов, связанных со Второй мировой войной, за проведение совместной скоординированной военно-мемориальной работы по восстановлению имен советских воинов, которые покоятся в братских могилах, недопущение уничтожения памятников и актов вандализма в отношении воинских захоронений и обеспечение беспрепятственного доступа к ним независимо от их местонахождения.

Решением Совета глав государств СНГ 2025 г. объявлен в Содружестве Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне — Годом мира и единства в борьбе с нацизмом.

Отмечено, современные агрессивные националистические и неонацистские тенденции создают прямую угрозу демократии, ведут к сворачиванию демократических процедур, наступлению на свободу слова, масштабному нарушению прав человека. Идеология и практика нацизма вновь становится главной опасностью для мира, генератором угрозы третьей мировой войны.

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ обращается к государствам мира, международным организациям и мировой общественности с призывом рассматривать празднование 80-летия Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войне как важный исторический момент для утверждения атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в международных отношениях, выступает за разрешение возникающих конфликтов мирными средствами, за использование потенциала парламентской дипломатии.

«Восемьдесят лет назад советские люди добились общей Победы над общим врагом, — подчеркивается в обращении. — Это Победа, которая сплотила наши народы и которой нынешнее и будущие поколения не только вправе, но и обязаны гордиться. В наших силах сделать так, чтобы новое смертоносное столкновение миллионов солдат стало немыслимым, чтобы День Победы в 1945 году остался Днем Победы на века».

Фото Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

Впервые в Минске организовали «День первокурсника» для учащихся колледжей. Как это было

Масштабный праздник «День первокурсника #Колледжи Минска-Зачетный старт в будущее» состоялся на площадке спортивного комплекса «Футбольный манеж» 21 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 21 18 10 46 kopiya

Более 5 тыс. учащихся столичных учреждений среднего специального образования собрались в Футбольном манеже, чтобы весело отметить «День первокурсника». Подобный праздник для ребят проводится впервые, он станет традиционным для Минска. К учащимся колледжей у руководства города особое отношение: это будущие кадры для всех сфер экономики столицы и ведущих предприятий.

photo 2024 11 21 18 10 27 kopiya

— Впервые решили провести для первокурсников столичных колледжей такое мероприятие, которое позволит им ближе познакомиться, пообщаться друг с другом, зарядиться хорошими эмоциями, — отметил заместитель председателя Мингорисполкома Андрей Стригельский. — Наши колледжи — это огромный кадровый ресурс для столичной экономики. Мы на этих ребят очень рассчитываем, всячески их поддерживаем и хотим, чтобы им было комфортно получать образование в учебных заведениях, осваивать профессии, которые позволят им стать успешными в жизни.

photo 2024 11 21 18 14 46 3 kopiya

Помощник Президента Беларуси — инспектор по г. Минску Юрий Фролов, заместитель министра образования Екатерина Петруцкая и А. Стригельский дали торжественный старт первокурсникам в мир увлекательной учебы и постижения азов будущих специальностей, подписав символическую зачетную книжку.

photo 2024 11 21 18 10 40 2 kopiya 1

photo 2024 11 21 18 14 46 2 kopiya

— Важнейшее мероприятие для первокурсников, призванное показать, насколько каждый молодой человек важен для страны, насколько в нем заинтересованы. Ребята на пути к новой взрослой жизни, получают профессию. Они — наше будущее, и кто, если не они, сделают страну еще сильнее, — сказал Ю. Фролов

Напутственные слова новобранцам прозвучали и от руководителей предприятий и организаций, которые являются непосредственными заказчиками кадров.

photo 2024 11 21 18 10 50 2 kopiya

— Такой праздник — прекрасная возможность пообщаться с ребятами. Завтра эти молодые люди — наши практиканты, а после — сотрудники, дальше — целевики, которых мы отправляем от предприятия на учебу в вуз. И для нас важно поддерживать их на каждом этапе карьерного пути, — сказал генеральный директора предприятия «Керамин» Дмитрий Петруша.

photo 2024 11 21 18 10 50 kopiya

Поздравил первокурсников бренд-шеф ресторанов «Литвины» Александр Чикилевский, который, к слову, и сам в свое время заканчивал столичный колледж.

— Уровень подготовки молодых ребят в колледжах порой даже лучше, чем в вузе. Они сразу получают профессию. Повар, электрик. Не важно, какая это профессия. Главное, она у него в руках, станет опорой на всю жизнь, — заметил А. Чикилевский. — Мы приезжаем в колледж кулинарии, проводим мастер-классы, приглашаем учащихся на стажировку в рестораны. И они окунаются в профессию. Но чтобы добиться успеха в деле, нужно его любить. И постоянно учиться!

photo 2024 11 21 18 10 32 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 34 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 36 kopiya

Юных зрителей ждала концертная программа с выступлением популярных молодежных исполнителей. В завершение вечера — дискотека.

photo 2024 11 21 18 10 31 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 53 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 58 kopiya

К слову, в планах у города — проводить еще один традиционный праздник для учащихся колледжей — единый выпускной. Первое мероприятие пройдет летом 2025 года.

Фото Сергея Лукашова