Ядвига Поплавская: «Не чувствую себя одинокой. Любовь к Саше греет душу и сердце»
Хрупкая, по-женски неувядаемая, беспредельно музыкальная, с абсолютным слухом и неповторимым саундом. Как не узнать, это, конечно, Ядвига Поплавская. С народной артисткой Беларуси беседовала корреспондент агентства «Минск-Новости».
Ядвига Константиновна пока не хочет садиться за мемуары. Поплавская-композитор пишет музыку, делает аранжировки, Поплавская-певица выступает. Дел много. И потом… Слишком живо в памяти и сердце то личное, дорогое, с которым нелегко поделиться и ровными строчками уложить на бумагу. Может, и возьмется за перо, ну разве что развеять мифы. Мелькает, например, в прессе утверждение, что вокально-инструментальный ансамбль «Верасы» создан белорусским комсомолом как некий политический проект. Ядвига Поплавская, один из основателей «Верасов», говорит: было всё иначе…
«Песняры» в юбках
1971 год. Идею подала подруга Таисия Тлехуч. Уже гремели на весь Советский Союз «Песняры», и студенткам 4-го курса Белорусской консерватории захотелось создать свою группу. Не по чьей-то указке. И не в подражание. Просто свою, девичью. Кстати, Чеслав Поплавский, брат Яди, играл тогда в «Песнярах». У «Верасов» с «Песнярами» и духовная связь, и даже, как видите, родственная.
В тот же год Тася Тлехуч, Ядя Поплавская, Рая Тарасова и Таня Королева пришли в филармонию и сказали: Ядя будет на клавишных, остальные — на гитарах. Поплавская тоже играла на гитаре, но только для себя. Пели все, причем Тлехуч, Тарасова и Королева пели еще и в хоре Виктора Ровдо. Тогда им было немногим за 20, сил немерено, желание творить распирало. Образованные, работящие, красивые — руководству филармонии всё это очень импонировало. Сказали только, что введут в коллектив Люсю Шеметкову, лауреата всесоюзного конкурса «Алло, мы ищем таланты!». Чуть позже влились Люда Исупова и Надя Микулич. В 1973-м появились парни, в том числе Александр Тиханович.
— Ядвига Константиновна, какие чувства обуревали вас в далеком 1971-м?
— В консерватории нас учили на лучших образцах, на классике. Про эстраду один профессор сказал: «Эта музыка дурно пахнет». Но… Запретный плод сладок. Мы любили и хорошую эстраду, и джаз. Очень хотелось все это играть! А как? Я записывала на слух Дейва Брубека, Эрролла Гарнера — какими-то путями бобины с их музыкой появлялись в Минске, видимо, через Москву и Ленинград. Несколько лет назад дома в ящике обнаружила эти нотные записи, им почти полвека. В «Верасах» мы все были одержимы своим делом. Девушки потрясающе играли диксиленд — тоже по моим записям. Филармония поступила грамотно, прикрепив нашу группу к своему солисту Эдуарду Мицулю. Первое отделение — «Верасы», второе — Мицуль. До нас с ним точно так же ездили «Песняры». Однажды Эдуард Леонардович вздохнул: «Девочки, вы наберетесь опыта, окрепнете и упорхнете от меня, как «Песняры».
— Эдуард Мицуль, Нелли Богуславская, заслуженные артисты БССР, стали теми ракетами-носителями, которые вывели на орбиту младших коллег.
— Именно. В результате у нас были гастроли по всему Советскому Союзу: Алтай, Сибирь, Прибалтика…
Второе дыхание
В 1986 году Александр Тиханович и Ядвига Поплавская отправились в свободное плавание. И не утонули. Что помогало? О многом можно говорить, но прежде о любви слушателей, которая была завоевана в «Верасах» (Поплавскую до сих пор люди старшего возраста воспринимают как солистку этого ансамбля). В 1990-е публика просила, нет, заставляла петь именно те, прежние песни, как будто они обладали некой магической, целебной силой, могли соединить распавшийся Советский Союз.
Времена были очень трудные. Тиханович сказал в одном интервью, что в 1990-х находился между небом и землей. Он тогда нашел спасение — в Боге. Тем более что к вере его в детстве приобщила бабушка Александра Викентьевна.
В конце 1980-х у Тихановича и Поплавской появился Театр песни, а затем и студия, благодаря чему удалось осуществить немало прекрасных проектов. В этой студии свою дорогу в творческую жизнь получили многие популярные сейчас исполнители.
— Александр Тиханович, с которым не раз беседовали журналисты «Минского курьера», счастливым случаем считал встречу с вами, Ядвига Константиновна.
— Саша при всех называл меня своим ангелом-хранителем.
— Непростая миссия. А вы ведь еще работали. География гастролей — вся Европа, Канада, Израиль. А еще бытовые проблемы и обязанности…
— Да, быт (тяжело вздыхает, потом улыбается). Несмотря на это, мне все-таки удавалось кроме песен писать музыку для кино и театра. Особенно тепло вспоминаю работу с Александром Ефремовым, режиссером телефильма «Рифмуется с любовью», в котором сыграла моя любимица Анна Ковальчук.
Обручальное кольцо
— 28 января отмечали вторую годовщину памяти Александра Тихановича. Вижу: вы так и не сняли с правой руки обручальное кольцо.
— У меня нет ощущения, что Саша ушел. Он рядом. Когда я нахожусь здесь (беседа идет в студии Тихановича и Поплавской. — Прим. авт.), кажется, что Саша в соседней комнате, за стенкой. С кем-то разговаривает или молится. Или уже спит, если часовая стрелка приближается к двум часам ночи, а я все работаю… Любовь к Саше греет душу и сердце, и не только мою — родных, друзей. Я не чувствую себя одинокой.
— Продюсерский центр, студия продолжают работать?
— Конечно. И я продолжаю делать то, что делала раньше (5 января в Сахацирке в городе Якутске с успехом прошел концерт «Золотые хиты на бис» с участием народной артистки Беларуси Ядвиги Поплавской и заслуженного артиста России Валерия Ярушина. — Прим. авт.). Мы с дочерью подготовили концертную программу «Эхо любви», и зрители приняли ее с благодарностью. Тандем Поплавская — Тиханович не пропал. Мне с Настей на сцене очень хорошо. Она удивительно тонкий музыкант. Артистична, трудолюбива, как Саша. Так же, как мы с ним, отдает слушателям свои любовь и душевное тепло.
— Что для вас важнее: текст или музыка?
— Определяющим при выборе композиции для исполнения для нас всегда был текст. Он несет основную смысловую и эмоциональную нагрузку. Песни должны быть такими, чтобы помогали, как говорится, и строить, и жить.
— Пишете ли вы песни на стихи Александра Тихановича?
— Есть такое. Только очень жаль, что Саша занимался собой меньше, чем мог бы. Его просто раздирали по частям: Саша, помоги, Саша, сделай… Знали бы вы, сколько хороших песен мы не успели записать, как планировали! Теперь кто их споет? Так, как Саша, никто. Где найти исполнителя с такой харизмой и таким же внутренним нервом? Вспоминаю композитора Владимира Оловникова. Однажды у него дома разговорились, и Владимир Владимирович показал на стопочку рукописей в углу комнаты. Сказал: «Это кладбище моих песен». Такое кладбище есть у многих авторов, в том числе у нас. Мы с Сашей исполняли в первую очередь то, что хотели слышать люди, что напоминало им самые яркие моменты жизни в СССР. Жертвуя личным творчеством, пели песни авторов, которых уважали, любили, с которыми дружили. Оглядываясь, понимаю: могли бы вполне обойтись без песен Эдуарда Семеновича. Его четыре композиции не делают особой погоды в концерте (композитор Эдуард Ханок менее двух лет назад стал инициатором конфликта и запретил Ядвиге Поплавской и Анатолию Ярмоленко исполнять несколько своих песен. — Прим. авт.).
— Люди старшего возраста, слушая песни прежних лет, ностальгируют. У молодых мода на все советское. Слово «ретро» часто встречается на афишах, в том числе ваших.
— Для одного такого концерта руководитель Президентского оркестра Беларуси Виктор Бабарикин предложил нам спеть танго «Мой милый друг». Оно прошло на ура. Помню, я очень хотела записать с Сашей еще одну песню молодости наших родителей «Сашка, сорванец, голубоглазый удалец…» из репертуара Изабеллы Юрьевой. Тогда не получилось. Но я все-таки сделала аранжировку и теперь исполняю этот шлягер на концертах.
— Простите, а это не посвящение Александру Тихановичу?
— В какой-то степени да. В середине 1980-х я написала для «Верасов» песню на стихи Бориса Салибова, где есть строчки: «Эхо любви вместо писем тебе я шлю…» Уже тогда это было посвящение Тихановичу. Композицию нужно было довести до ума, но, уйдя из «Верасов», как-то так получалось, что в основном брали в концертные программы песни других поэтов и композиторов, а свои оставляли на потом. Саша фонтанировал идеями, делал на телевидении проекты: конкурсы песен и исполнителей «Хит-момент», «Звездный дилижанс», занимался «ЕвроФестом», а собственное творчество отодвигал в дальний угол — еще успею. Не успел…
P.S. Не согласимся с Ядвигой Константиновной. По большому счету, любимые артисты успели всё. Подарили нам прекрасные песни, которыми наполнена память страны. Прожили в браке более 40 лет, что на фоне нынешних брачных скандалов видится почти чудом, причем в 2011-м повенчались. Воспитали дочь Анастасию, талантливую певицу, продюсера.
Они могли состояться порознь, но провидение соединило их. Родился белорусский культурный феномен Поплавская — Тиханович. И этот феномен никогда не исчезнет.
Что вы знаете и не знаете
- Ядвига живет в Минске с 1952 года. Сочиняет музыку с раннего детства. Ее отец Константин Поплавский, фольклорист, музыкант, был одним из создателей Национального академического народного хора.
- Александр родился в Минске, долгое время жил на улице Чичерина. До «Верасов» играл на тубе в духовом оркестре суворовского училища, а также на бас-гитаре в джаз-рок-группах «Рифы», «Минск».
- Александр почти четыре года добивался своей будущей жены. Ядвига поставила два условия: окончить консерваторию и перестать материться. Условия были выполнены.
- За исполнение песни «Я у бабушки живу» Минздрав СССР объявил артистам официальную благодарность. Ядвига столь трогательно пела: «У меня сестренки нет…», что многие семьи решились на второго ребенка и тем самым увеличили рождаемость в стране.
- Собственная машина, белый «ВАЗ-2107», появилась в семье в 1994-м, причем на тот момент у Александра не было водительских прав.
- Несмотря на то что любимые цветы Ядвиги васильки и ландыши, Александр всю жизнь покупал ей розы.
Фото из архива Ядвиги Поплавской