Когда Советский район был еще Ворошиловским. Посмотрели забытые киноленты с главным героем — Минском
Забытые советские художественные ленты воспринимаются сегодня как исторический документ. Корреспондент газеты «Минский курьер» сделал подборку фильмов. В одних можно увидеть довоенный, почти неузнаваемый Минск. В других — наш город второй половины ХХ века со знакомыми улицами, но с деталями и приметами, канувшими в Лету.
Незнакомые переулки
По первому же белорусскому фильму «Лесная быль» (1926) Юрия Тарича легко получить представление о столице БССР почти 100-летней давности, несмотря на то что четкость изображения оставляет желать лучшего. События разворачиваются в 1920 году во время советско-польской войны. Промежуточные сцены и финал запечатлены на минских улицах. Авторы сделали достоверную реконструкцию боев. Снимали на месте современной Октябрьской площади, в Верхнем городе. Много кадров зафиксировано на центральной городской артерии — улице Советской (ныне проспект Независимости). К 1926-му, когда проходила работа над картиной, Минск мало изменился со времен недавнего нашествия поляков. Поэтому декораторы только ненадолго демонтировали советские вывески магазинов, заменив их на польские.

«Кастусь Калиновский»
В 1927–1929 годах наша столица еще трижды попадала в объектив кинокамер, иногда в чужом амплуа. В ленте «Кастусь Калиновский» Минск сыграл Вильно, куда главного персонажа везут на казнь. Пищаловский замок авторы выдают за виленскую тюрьму «Лукишки». Эшафот расположили на Троицкой горе, где еще не построили Большой театр БССР. Вдали видны узнаваемые приметы города. Например, здание бывшей духовной семинарии, позже перестроенной для минского суворовского училища. В 1920-е там базировалась Белорусская военная школа, где готовили красных командиров. Отчетливо видна и изогнутая улица в районе старой Немиги. В год съемок она носила имя Франциска Скорины, а потом ее назвали в честь поэта Демьяна Бедного. Постройки не сохранились.
В картине «Его превосходительство» 23-летний сапожник Гирш Леккерт, член еврейской партии «Бунд», совершил покушение на убийство виленского генерал-губернатора фон Валя. Минск в кадре снова стал Вильно. На экране заметны нынешняя Зыбицкая, корпуса земской больницы, часть которых и ныне стоит в начале улицы М. Богдановича. Герои снуют по переулкам неподалеку от Свято-Духова кафедрального собора. Рядом виден и Малый Гостиный двор, который не пережил Великую Отечественную. Это были торговые ряды с многочисленными лавками.
В еще одном патриотическом фильме — «В огне рожденная» (1929) — титры на фоне Красного костела повествуют об угнетении белорусского народа князьями Гедиминовичами. Пролетарии трудятся на предприятиях в промышленном районе Ляховка, недалеко от современной станции метро «Первомайская». Рабочие шагают на смену на фоне задымленных корпусов цехов. Ими сейчас можно полюбоваться на улице Октябрьской.
Среди картин есть и вызвавшая споры о географии съемок. «Возвращение Нейтана Беккера» повествует о том, как каменщик из белорусского местечка уехал в США в поисках лучшей доли. 28 лет спустя, в 1932-м, он возвращается в Советскую Беларусь из-за экономической депрессии в Америке. Приезжает не один, а с чернокожим другом Джимом. Оба удивляются социалистическому размаху. Одни критики делают выводы, что первые минуты фильма запечатлели в еврейском квартале Минска. Другие утверждают, что в Виннице (УССР). Но лента белорусская, снята на русском языке и на идише единственный раз в истории советского кинематографа! В газете The New York Times опубликовали похвальную рецензию, картина получила в США прокатное удостоверение, шла в американских кинотеатрах в начале 1930-х!

«Одиннадцатое июля» (1938)
Фильм «Одиннадцатое июля» (1938) сегодня назвали бы сиквелом «Лесной были». В нем вновь повествуется об освобождении белорусской столицы от белополяков. Конница гарцует по переулкам старой Немиги. Минчане встречают красноармейцев на площади Свободы.
Кварталы нашего города запечатлены и в последней предвоенной отечественной комедии «Песнь о дружбе». Премьера состоялась в мае 1941-го. С успехом шла в кинотеатре «Родина» (находился напротив входа в Александровский сквер, в левой части нынешней Октябрьской площади, до 1938 года назывался «Пролетарий»). Что удивительно, сеансы состоялись днем 22 и 23 июня, уже после речи Вячеслава Молотова по радио о начале вторжения гитлеровцев. Но люди надеялись, что пограничный конфликт в Бресте скоро уляжется, как в ту эпоху на подступах к СССР бывало не раз.
Другие лица и образы
Первым послевоенным фильмом, где представлен строящийся Минск, стал «Кто смеется последним» (1954). В нем снялись звезды-основатели Купаловского театра. В начале на экране появляется поливочная машина, освежающая асфальт на Круглой площади (с 1958-го — площадь Победы), а за ней по кругу катят спортсмены-велосипедисты. Работает и гастроном, прозванный в народе подковой из-за полукруглой формы дома на той же площади. В перспективе видно, что уже возведено здание общежития, где с 1967 года размещается редакция газеты «Вечерний Минск». Над соседними домами еще нависают стрелы башенных кранов. Герои выходят из городского автобуса № 1 ЗИС-154 в начале улицы М. Горького (ныне М. Богдановича), беседуют.

«Кто смеется последним» (1954)
Интересно: в некоторых мемуарах указано, что проезжую часть улиц в районе площади Победы заасфальтировали одной из первых после войны, в начале 1950-х. Ранее делать это не было смысла, так как по дорогам перемещались в том числе гусеничные строительные машины. Когда появился асфальт, мальчишки с окраин приезжали туда покататься на велосипедах. Ведь по асфальту двухколесный транспорт едет гораздо быстрее, чем по грунтовке!
Комедия «Наши соседи» студии «Беларусьфильм» вышла на экраны в 1957 году. Она интересна атмосферой Минска того десятилетия. Главная героиня Светлана работает в киоске «Горсправки», где по фамилии и другим данным можно было узнать адрес искомого гражданина. Такие точки появились после войны, когда лихолетье разбросало семьи по разным концам страны. Справочный киоск находился на пересечении улицы Ленина и нынешнего проспекта Независимости, со стороны универсама «Центральный». Произведение о перипетиях в коммуналке, любви Светы к новому соседу Сергею. Мать девушки считает, что он перспективный жених: деньги имеет, может починить что угодно (крылатая фраза «Сберегательная книжка — зеркало человеческой души»).

«Наши соседи» (1957)
Когда выясняется, что Сергей — слесарь на заводе, мама запрещает дочери общаться с ним. В картине много замечательных кадров. Например, женщина с герметичной тележкой в сквере на улице Коммунистической продает пирожки с мясом. Звучит шутка покупателей: «Пирожки вегетарианские, потому что мяса в них не более грамма! Но это полезно!».
Мелодрама «Любовью надо дорожить» (1959) тоже начинается с прекрасной панорамы. Ее запечатлели с только что построенной телевышки на Коммунистической. Цветет парк имени 30-летия БССР, позже переименованный в честь Янки Купалы. Видна и Центральная площадь (ныне Октябрьская) с памятником Сталину, который демонтируют в ноябре 1961 года. Участок под возведение первого здания музея истории Великой Отечественной войны (Ленинский проспект, 25а) пока пустует. Экспозицию откроют в середине 1960-х, но век строения окажется недолгим. Его архитектуру нельзя назвать парадной. Новый музей сегодня расположен на проспекте Победителей.
Забавно, что в этой ленте герой проходит мимо цирка и сразу оказывается на… улице Кирова. Волшебство монтажа! Также зрители могут побывать на первомайской демонстрации, запечатленной в 1959-м. Колонны двигаются с флагами по центральному проспекту возле ГУМа. В праздничном шествии участвуют представители Ворошиловского района, который только с 1961 года назовут Советским.
В архитектуре, на первый взгляд, все узнаваемо. Но город словно иной. Возле здания Центрального банка — пешеходный переход со светофором. Подземный еще не построили. Спустя десятилетия будет много споров о стеклянных колпаках над входами-выходами, которые якобы противоречат общему архитектурному ансамблю.

«Любовью надо дорожить» (1959)
В кадре тротуары утопают в зелени. На углу улицы Ленина и главного проспекта — застекленное помещение круглой формы, которое граждане прозвали стаканом или скворечником. В таких сотрудник Госавтоинспекции вручную управлял светофорами и следил за безопасностью дорожного движения.
Самое примечательное — череда лиц. Еще моложавые фронтовики с медалями, юные миловидные женщины в платочках, которые сегодня иначе как бабушкиными не назовешь. Мужчины в кирзовых сапогах. Население столицы прирастало. Новые жители приезжали на заводы из сельской местности. В толпе заметна социальная разница между минской интеллигенцией и прибывшими рабочими. Дело в одежде и даже в выражении лиц. Сегодня же по внешнему виду не отличить офисного работника от заводчанина.
По сценарию этого фильма главная героиня, передовая ткачиха, оказывается оклеветанной. Под ее кроватью в общежитии обнаруживают ворованные бобины с нитками. Друзья и возлюбленный пытаются восстановить справедливость, зная, что девушка невиновна. Злоумышленницей оказывается соседка по комнате. Белорусскую ленту в 1960-м посмотрели 34 млн зрителей Страны Советов!

«Любимая» (1965)
Заметные перемены
В 1960-е кинематографисты не переставали восхищаться новым Минском с широкими проспектами, площадями и старались сделать его декорацией. Так, в ленте «Любимая» (1965) молодой Виталий Соломин, будущий исполнитель роли доктора Ватсона, играет юного строителя, который влюблен в маляра Ирину. Однако фильм вовсе не на производственную тему. Герои бродят по улицам в утренние часы, когда город пуст и чувствительность пленки позволяет фиксировать кадры. Пара идет по огромной безлюдной площади Ленина (ныне Независимости). Оказывается внутри строящегося Дворца спорта на Парковой магистрали (сейчас проспект Победителей). Ребята любуются красотами Минска с крыши здания цирка. Днем посещают стадион «Динамо». Заходят и в новые районы, где хрущевки соседствуют с колхозными полями. А еще оператор Юрий Марухин смог добиться полета над столицей на вертолете, чтобы запечатлеть ее с высоты. Этот эпизод давно живет своей жизнью и размещен в интернете.
Трудная судьба у картины «Теща» (1973). Ее почти целиком снял в Минске московский постановщик Гарник Аразян. Десять частей пленки готовой ленты (100 минут) смыли по цензурным соображениям. Над фильмом с новыми артистами стал работать другой режиссер. Сюжет действительно слабоват, драматургия хромает. Но есть плюсы: на экране совсем молодой Геннадий Гарбук. Стефания Станюта, которую все привыкли видеть в роли бабушек, играет женщину средних лет, не лишенную чувства юмора. Однако самое важное то, что многочисленные сцены запечатлены в цвете на улицах нашего города начала 1970-х, где фасады и кровли крыш не украшают рекламные баннеры. Можно наблюдать за парнями-модниками в брюках клеш и за девушками в мини-юбках. За 15 лет, прошедших с конца 1950-х, столица, населенная людьми в серых одеждах, превратилась в европейский мегаполис. Прохожие улыбаются, смеются, шепчутся, спешат отобедать в кафе «Весна». Целуются. Кажется, тяжесть войны сброшена с сердец, и горожане задышали полной грудью.
Фото из интернета
Еще материалы рубрики:
Что ожидало Минск, если бы 17 сентября 1939 года польский поход РККА не состоялся
Музыкальный талисман «Песняров» и «Верасов». Каким был композитор Юрий Семеняко
Кого в СССР называли дикарями, и как отпуск на берегу теплого моря менял судьбы людей
Посмотрим диафильм на потолке? Вспомнили устройства для контента эпохи СССР
Делал спектакли на многих площадках Европы. Рассказываем о жизни режиссера Леонида Хейфеца