Количество розничных торговых объектов в Беларуси увеличилось на 1,3 % за 9 месяцев 2023 г.
На финишную прямую выходит 2023 год — один из самых сложных для независимого белорусского государства в плане финансово-экономического развития. Причины основных проблем в целом известны — беспрецедентные западные санкции. О том, как в этих условиях живет и развивается розничный ретейл, корреспондент газеты «Вечерний Минск» побеседовал с министром антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Алексеем Богдановым.
Инфляция замедлилась, доходы выросли
— Алексей Игоревич, давайте подведем предварительные итоги года для торговли. Кроме того, назовем те факторы, которые повлияли на отечественный ретейл в первую очередь. И наконец дадим ответ на вопрос: каким образом удается белорусской экономике добиваться позитивного результата, несмотря на масштабное давление извне?
— Вы знаете, можно спорить бесконечно долго на этот счет, но основным количественным показателем, характеризующим объем реализации на рынке, является товарооборот. И здесь стоит подчеркнуть следующий момент. Начиная с апреля 2023 года республиканский розничный товарооборот начал восстанавливаться. Скажу больше.
— С чем, на ваш взгляд, связан такой прорыв при наличии, казалось бы, не самых благоприятных внешних условий?
— Положительная динамика розничного товарооборота в текущем году обусловлена прежде всего приростом реальных денежных доходов населения. Так, по данным Белстата, этот показатель с января по август составил 5,1 %. Кстати, и рост реальной заработной платы приблизился к 10 %.
Кроме того, увеличилась потребительская активность населения. Снижение средней процентной ставки по новым кредитам банков для физических лиц в сентябре нынешнего года к сентябрю 2022-го на 3,12 процентных пункта (нынешний показатель достиг 10,07 %. — Прим. авт.) стимулировало белорусов брать больше кредитов.
— Что еще повлияло на динамику розничного товарооборота?
— Прежде всего замедление инфляционных процессов. По итогам сентября годовой прирост индекса потребительских цен замедлился до 2 %. Пятый раз подряд был обновлен показатель минимума годовой инфляции, зафиксированный в Беларуси за всю историю наблюдений. Существенно и то, что по итогам текущего года ожидается выполнение ключевых доведенных заданий темпа роста розничного товарооборота через все каналы реализации.
Отдельно хочется остановиться на показателе доли товаров отечественного производства. Принципиально важно то, что уже в прошлом году нам удалось переломить многолетний тренд, связанный с падением данного показателя. Этот факт в первую очередь свидетельствует об увеличении спроса покупателей на белорусскую продукцию, а также демонстрирует ее конкурентоспособность в сравнении с импортными аналогами.
— А как развивалась в этом году отечественная розница в целом? Что можете сказать про основные достижения?
— Достаточно назвать несколько объективных показателей. Согласно оперативным данным Торгового реестра Республики Беларусь, за 9 месяцев 2023 года количество розничных торговых объектов в стране увеличилось на 1,3 %.
Наконец, норматив минимальной обеспеченности населения торговой площадью, установленный постановлением Совета Министров на уровне 610 м² на 1 000 человек, по республике достиг уровня почти 860 м². А по Минску он и вовсе превысил показатель в 1 000 м².
С января по сентябрь розничный товарооборот увеличился на 6,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2022-го.
Годовое целевое значение оказалось превышено на 2,2 %.
По состоянию на 1 октября число магазинов самого разного формата достигло 128 тыс. При этом торговая площадь розничных увеличилась на 1 %, превысив 7 млн 270 тыс. м2.
Торговля vs производитель
— Взаимодействие торговли и производителя в Беларуси не всегда развивалось гладко. Это исторически сложившаяся тенденция, обусловленная целым рядом факторов. А какова ситуация в нынешнем году?
— Прежде всего МАРТ продолжает работу по координации взаимодействия между производителями и торговыми организациями по вопросам максимального насыщения внутреннего рынка белорусской продукцией, в том числе обозначения полок с отечественной продукцией, предоставления им соответствующего полочного пространства.
В нашем министерстве на постоянной основе проводятся рабочие встречи с участием белорусских производителей и представителей крупных торговых сетей, где решаются проблемные вопросы, связанные с поставкой и реализацией товаров.
Как бы там ни было, предприятия заинтересованы в тесном сотрудничестве с ретейлом. Их цели прозрачны: увеличить долю присутствия своей продукции на полках.
Исторический минимум
— Ну и предельно актуальный вопрос для всех граждан. Что будет с ценами? Продолжится ли жесткий контроль на этом участке сегодня и завтра?
— Хочу абсолютно сознательно повторить один показательный факт. За последние 12 месяцев (отсчет велся от сентября 2022 года. — Прим. авт.) прирост индекса потребительских цен в республике составил лишь 2 %. Это является историческим минимумом в Беларуси за всю историю наблюдений, а в настоящее время это один из самых низких инфляционных показателей среди стран-соседей.
Основная задача новой системы регулирования цен состоит прежде всего в балансе двух полюсов: недопущения получения сверхдоходов субъектами хозяйствования в текущих условиях и одновременной возможности эффективно функционировать на потребительском рынке. Именно поэтому мы внимательно следим за складывающейся ценовой ситуацией, наличием широкого ассортимента товаров в торговых объектах и эффективностью деятельности субъектов хозяйствования.
— Логично будет спросить про результат от таких мер.
— В текущем году в рамках контроля над законодательством о ценах и ценообразовании МАРТ установил свыше 600 серьезных фактов нарушений в данной сфере. Предвосхищая ваш вопрос, скажу, что основное нарушение, допускаемое субъектами розничной торговли, — превышение предельных (максимальных) торговых надбавок.
Необоснованное завышение цен предполагает административную ответственность как должностных лиц, так и субъектов хозяйствования. В отношении последних штрафные санкции применяются достаточно жесткие. С них взыскивается двукратный размер разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров, и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров по ценам, установленным в соответствии с законодательством.
Полученные в ходе такой деятельности результаты свидетельствуют: не все наши субъекты хозяйствования добросовестно относятся к соблюдению новых требований в сфере ценообразования. Уже этим обусловлена объективная необходимость сохранения контроля в этой сфере. И на сегодня, и на завтра…
P. S. С полной версией эксклюзивного интервью с Алексеем Богдановым вы можете ознакомиться на страницах специального выпуска «Вечерки» в ноябре.