Коллеги называли его шарлатаном, а его изобретение — кустарщиной. История доктора Илизарова
Много лет московская профессура считала доктора Гавриила Илизарова кустарем, а к нему за помощью ехали со всей советской страны. Об этом — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В результате отравления
5 октября 1965 года. Мотоцикл с двумя седоками мчал по набережной реки Яузы в Москве. На повороте его занесло так, что пассажир вылетел из седла и ударился о железобетонный столб правой ногой, переломив ее в нескольких местах. При этом ступня оторвалась, но чудом держалась на сухожилиях. Проезжавший мимо автолюбитель доставил потерпевшего в НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского, где вынесли вердикт: ампутация. Но один из врачей воскликнул: «Какая ампутация? Это же Валерий Брумель!» Кумир миллионов, признанный лучшим легкоатлетом планеты, шесть мировых рекордов, победитель XVIII летних Олимпийских игр в Токио в 1964-м (золотая медаль в соревнованиях по прыжкам в высоту).
Лучшие врачи собирали раздробленные косточки Валерия, как мозаику. За несколько лет он перенес 25 малых, 7 крупных операций, но по-прежнему оставался на костылях. От чемпиона ушла жена, забрав маленького сына. Однажды знакомый рассказал Валерию, что в Кургане есть настоящий кудесник — хирург по фамилии Илизаров. Он придумал уникальный аппарат, который ставит на ноги даже самых безнадежных больных. Брумель отправился в Курган с последней надеждой.
Гавриил Абрамович Илизаров родился 15 июня 1921 года в приграничном местечке Беловежа, которое в разное время находилось то на территории Российской империи, то БССР, то Польши. Когда мальчишке было 9 лет, он в саду наелся груш, опрысканных медным купоросом от насекомых-вредителей, и отравился. Местный фельдшер отпаивал его кипяченой водой, чтобы промыть желудок, делал уколы. Симптомы прошли. Это так впечатлило юношу, что он решил стать врачом. В 1939-м поступил в Крымский государственный медицинский институт. В 1941 году просился на фронт, но студентов-медиков эвакуировали вглубь страны для продолжения учебы. Так Илизаров оказался в Казахстане, а после завершения учебы был распределен в Косулинскую райбольницу Курганской области.
Лаборатория в сарае
Молодой врач не ожидал, что окажется в условиях почти фронтового госпиталя. Сотни комиссованных, часто молодых инвалидов войны с тяжелыми незаживающими травмами ног и рук были пациентами его первой клиники. Переломы ног на фронте, особенно с раздроблением кости, нередко срастались неправильно из-за того, что вовремя не оказывали помощь. Илизаров тяжело переживал, что не может помочь большинству, но сердцем чувствовал: должен быть выход. Подсказала сама жизнь. Оглоблю от телеги тогда чинили просто: опоясывали место слома двумя ободками и между ними делали стяжку. Только палка оглобли не обладает способностью к регенерации в отличие от костной ткани! В собственной лаборатории, устроенной в сарае, Илизаров слесарным методом, не забывая об анатомии, разработал аппарат, внутри которого раздробленные кости можно фиксировать в условиях полного сжатия, устранить их подвижность до сращивания. Также аппарат мог осуществлять дистракцию (растяжение кости), необходимую при операциях по удлинению конечностей в случае их разной длины в результате травм и врожденных патологий.
Первым пациентом Илизарова в 1947-м стал местный гармонист, давно ходивший на костылях из-за туберкулеза костей. Операция и реабилитация с применением аппарата прошли успешно.
Принцип работы изобретения таков: к двум и более кольцам, опоясывавшим конечность, крепятся спицы, которые с помощью медицинской дрели проводят через кость в обход сосудов и нервных окончаний. Сопоставление и стабильность фиксации обломков кости обеспечиваются подвинчиванием гаек каждой спицы на четверть оборота каждые 5–7 дней. Словом, все основано на компрессии.
Удлинение конечностей производится при помощи остеотомии, то есть путем искусственного перелома кости и корректного сращивания. При этом удлиняют ахиллово сухожилие и другие сухожилия и мышцы голени. Аппарат в месте искусственного перелома обеспечивает растяжение кости по мере нарастания костной мозоли.
Конструкция аппарата постоянно совершенствовалась. Для каждого клинического случая врачи индивидуально подбирали детали, число колец, спиц. Заявку на изобретение подали 9 июня 1952 года, авторское свидетельство № 98471 выдали 30 июня 1954-го. В 1955-м Илизарова назначили заведующим ортопедо-травматологическим отделением Курганского областного госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны. Там он сумел поставить на ноги сотни фронтовиков. Слух о чудо-методе распространился по всему СССР! В прессе вышло несколько статей с примерами выздоровления конкретных пациентов. Но московская профессура долго относилась к Илизарову критически, считая его чудаковатым сельским доктором, а его изобретение — кустарщиной. Особо завистливые столичные коллеги называли его шарлатаном.
Спустя 40 лет
После пяти месяцев реабилитации в Кургане под присмотром Илизарова Валерий Брумель смог вернуться в спорт. Это имело резонанс. А еще пациентами самородка стали такие знаменитости, как Андрей Миронов, Дмитрий Шостакович.
Во второй половине 1960-х на базе 2-й городской больницы Кургана организовали лабораторию Гавриила Абрамовича, а в 1971 году открыли Курганский научно-исследовательский институт экспериментальной и клинической ортопедии и травматологии. Правда, в нем было всего 250 больничных мест, а в месяц институт получал около 1,5 тысячи писем, в том числе из-за границы. В каждом описывалась личная беда. Бетонная плита упала на ногу студентке в стройотряде и раздробила кость, никто не может помочь… У молодого человека врожденная патология: одна нога короче другой на 17 см… Всех писавших регистрировали и ставили на очередь. Но своего часа порой ожидали пять лет. В Курган ехали покалеченные люди со всей страны. А московская профессура, хоть и не так уверенно, продолжала утверждать, что метод Гавриила Абрамовича спорный и сомнительный.
Что случилось в конце 1970-х и начале 1980-х годов, доподлинно неизвестно. По одной из версий, аппарат Илизарова поставил на ноги внука одного из членов ЦК КПСС. Словом, в Москве на сельского доктора наконец обратили внимание. Награды посыпались как из рога изобилия: орден Ленина, Ленинская премия, звание Героя Социалистического Труда. В 1987-м, спустя 40 лет после первого применения аппарата Илизарова, филиалы Курганской клиники открыли в Московской области, в Ленинграде, Волгограде, Казани, Уфе, Краснодаре, Свердловске, Омске, Красноярске и во Владивостоке. Аппарат начали закупать страны Западной Европы. В неповоротливой советской системе бывало и по-другому, но в этом случае признание заслуг доктора пришло при жизни. Гавриил Абрамович скончался 24 июля 1992 года. Начатое им дело продолжают ученики.
Еще материалы рубрики:
Строил шикарные казино в Лас-Вегасе и был гангстером. История уроженца Гродно Меера Лански
Памятники Сталину простояли более восьми лет после его смерти, а потом в одночасье исчезли. Почему
«Знамениты те, кого разоблачили». Рассказываем о миссии семьи разведчиков-нелегалов Мукасей