Коллекция современного костюма и старинные иконы. В НАН открылась выставка древнебелорусской культуры
Неделя белорусской культуры и искусств в НАН завершается Днем древнебелорусской культуры и тематической выставкой 24 мая, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
– Мы проводим наше мероприятие в День письменности, связанный с образованием кириллицы и именами Кирилла и Мефодия, – подчеркнул в своем выступлении на открытии выставки директор Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН академик Александр Локотко. – Культурное наследие – это фундаментальный фактор сохранения нашей национальной самобытности, идентичности, вековых традиций белорусского народа.
На выставке широко представлены экспонаты из коллекции отдела древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН. Среди них — отреставрированные старинные иконы православной и католической традиций, деревянные распятия, кресты и скульптуры по мотивам библейских сюжетов.
На манекенах у стены — льняные костюмы. Аспирантка отдела древнебелорусской культуры Вера Комлик представила на выставке свою авторскую коллекцию женской одежды «Нить основы». По словам дизайнера, она создавала ее по мотивам традиционного белорусского костюма Западного Полесья. За основу были взяты Кобринский и Малоритский строи.
— В своих моделях мне не хотелось напрямую цитировать фольклорный источник, — пояснила В. Комлик. — Я взяла от народного костюма пластические свойства и силуэтное сходство, композиционное размещение. Пришлось несколько переосмыслить приемы, которые наши женщины применяли в создании формы одежды.
Например, сборка на ткани и складки, которые в прежние времена использовались исключительно для формирования объема в одежде, дизайнер представила в своих моделях как декоративные элементы. Характерной чертой одежды Кобринского строя было высокое качество отделки в виде мелких ажурных узоров. В. Комлик воплотила их в своей современной модели в виде мелкой ажурной сборки.
Малоритский строй отличается высокой декоративностью и большими деталями, образующими форму костюма. В модели дизайнер использовала крупные сборки и объемные ажурные швы, которые соединяют детали одежды. А с помощью нити-затяжника можно изменять объем ярусов юбки, что позволяет свободно моделировать объем и даже форму изделия. Дизайнер использовала обилие складок на разных деталях платья и в другой модели по мотивам Малоритского строя. Оказывается, его отличительной чертой были складки при создании поясной одежды. В современном костюме автор применила их и как декоративный элемент отделки.
Дизайнер также отметила, что вся коллекция спроектирована по принципу рационального использования раскладки деталей на ткани. В деталях кроя ее моделей нет вытачек, защипов и членений. Сконструированная таким способом одежда позволяет экономно расходовать ткань, следуя национальной белорусской традиции. В. Комлик отметила, что будет развивать эту коллекцию и создавать для нее новые модели. Возможно, ими заинтересуются и отечественные швейные предприятия.
На выставке были также представлены предметы, подарки и закупленные у частных белорусских антикваров вещи. По словам заведующего отделом древнебелорусской культуры, кандидата искусствоведения Бориса Лазуко, в отделе складывается довольно большая коллекция предметов из быта аристократов XVII–XIX веков и начала ХХ века. Часть из них показали на выставке. Например, кавказский ковер конца XIX — начала XX века; мельхиоровые, серебряные и медные вазы, столовые приборы знати, сервиз первой половины XIX века Шеффилдовской мануфактуры из Англии, изделия знаменитого Мейсенского фарфора, уникальная деревянная шкатулка для вееров.
— Подобные мероприятия необходимы, чтобы как можно шире ознакомить население с разработками и исследованиями ученых-гуманитариев, — подчеркнул Б. Лазуко. — В рамках Недели мы попробовали показать древнебелорусскую культуру не как статичное явление из далекого прошлого. Мы постарались найти ее выходы в современность. В круглом столе в рамках Дня древнебелорусской культуры приняли участие дизайнеры, художники. Им интересно оценить традиции и приемы старинного национального наследия и использовать их в творчестве.
Фото Сергея Мицевича