Компьютерная зависимость у четырехлетки и травля подростка через Интернет. Из практики психолога
С какими проблемами обращаются родители в Городской клинический детский психиатрический диспансер и как помогают детям медицинские психологи, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».
История № 1. Компьютерная зависимость молодеет
В Минский городской клинический детский психиатрический диспансер обратилась взволнованная мама: ее четырехлетний сын страдает… компьютерной зависимостью.
— Не могу вырвать из рук Сашеньки* смартфон. На активные игры не переключается. Прячу телефон — тут же хватается за планшет. На наши запреты реагирует истериками, — поведала родительница.
Как оказалось, Саша в свои годы не разговаривал. Зато прекрасно владел компьютером: мог самостоятельно включить его, запустить любую программу. Папа мальчика работает в сфере IT, поэтому вся квартира у них «в проводах».
— Когда слышу из уст родителей опасения по поводу компьютерной зависимости у дошкольников, задаю вопрос: «А в чьих руках розетка?» — говорит детский клинический психолог Ольга Науменкова. — В эти ранние годы пространство чада организует семья. Пристрастие к гаджетам у малышей — от нехватки внимания и общения с родителями.
Поэтому психолог в таких случаях работает исключительно со взрослыми.
По словам Ольги Васильевны, если лет 10 назад к ней обращались родители 15–17-летних подростков с жалобами на компьютерную зависимость, то теперь возраст, в котором развивается пристрастие к гаджетам, снизился:
— Сегодня основные мои пациенты 8–12 лет. Родители еще являются для них авторитетом и могут повлиять на интересы детей. С ершистым подростком, который находится в оппозиции с семьей, договориться без посредника — специалиста — уже сложнее.
И все же, несмотря на то что родителей, которые обращаются к врачам с просьбой вырвать чадо из виртуального мира, становится все больше, говорить об истинной компьютерной зависимости у многих не приходится. В последнем случае это серьезный диагноз. Речь идет о разновидности адреналиновой, биохимической зависимости, находящейся в ряду с наркотической, алкогольной. То есть когда без «дозы» игры ребенок не может существовать в принципе.
История № 2. Тотальный контроль не работает
16-летний Дима* не отходил от компьютера сутками. Мог зависнуть в игре на 24 часа. Это был его личный рекорд. Об учебе забыл. Тарелку с бутербродами то и дело подсовывала бабушка. Она воспитывала его одна. Поначалу пыталась отключать компьютер от сети, запрещала приближаться к экрану. Дима, здоровый крепкий парень, в ярости несколько раз разбивал клавиатуру. Бабушка обратилась в детский психиатрический диспансер.
— Геймеры находятся в социальной изоляции. Они действительно не хотят ни есть, ни пить, ни спать. В Японии зафиксированы смертельные случаи: молодые люди, проведя несколько суток за игрой, умирали от остановки сердца прямо за компьютером, — рассказывает О. Науменкова.
На приеме у психолога Дима говорил о том, какой он могущественный и сильный в игре, а в реальной жизни ему все докучают. Парню крайне сложно было общаться с врачом, формулировать свои мысли. Сбивался, боялся выпустить из рук смартфон хоть на секунду.
— Мальчик несколько раз лечился стационарно, проходил длительную терапию, — поясняет психолог.
История № 3. Не публиковать личную информацию в Сети
На прием к клиническому психологу попала 13-летняя Даша*. Собиралась стать моделью. Однажды зашла на сайт агентства, где юным красавицам предлагалось поучаствовать в заочном кастинге. «Пришли несколько своих фото, в том числе в купальнике, и будешь выходить на именитые подиумы», — говорилось в объявлении. Даша решила попытать счастья. Фотографируется, снимки отправляет в агентство. На следующий день приходит в школу уже «знаменитой»… Подросток столкнулась с интернет-буллингом. Ее фото в купальнике, изуродованные ретушью, оказались во всевозможных социальных сетях. Вирусные снимки выложили в Интернет девочки из класса, с которыми у нее не сложились отношения.
— Некогда жизнерадостный ребенок, Даша пережила глубокий стресс. Ей предстояла длительная работа с психотерапевтом. Специалисты налаживали отношения и в классе. Мы столкнулись с тем, что вирусные фото просто невозможно удалить. Стираем их из соцсетей — они выскакивают на других интернет-ресурсах, — вспоминает О. Науменкова. — Любая информация, которая публикуется во Всемирной паутине, должна подвергаться личной цензуре. Родителям необходимо это объяснять детям. Модераторы пресловутой группы в социальной сети «Синий кит» просили у подростков личную информацию, например фото квартиры, или дачи, или родственников. Это потом становилось рычагом для шантажа, когда дети отказывались выполнять их задания.
* Имена изменены.
Справочно
По любым вопросам, связанным в том числе с зависимостями, можно обращаться по анонимному круглосуточному телефону доверия для детей, подростков и взрослых (+375 17) 263-03-03. Отвечают практикующие психологи. Если необходима очная консультация, подскажут адрес.