Кондукторы или электронные проездные? Из-за чего сбивается график движения пригородных автобусов, и как решить проблему
Нужны ли кондукторы на пригородных маршрутах? Что по этому поводу думают транспортники и пассажиры, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».
Жители Колодищей-2 считают, что на автобусах пригородных маршрутов № 242 «Ст. м. «Уручье» — Колодищи-2 (Полигон)» и 242Ш (ДС «Уручье-2» — Колодищи-2 (Полигон)» должны работать кондукторы. По этому поводу несколько человек обратились на прямую линию в «Столичный транспорт и связь».
— В часы пик из-за большого наплыва пассажиров у водителей много времени уходит на продажу билетов, — объяснили звонившие. — В итоге нарушается график движения, а люди опаздывают на работу и учебу.
Кого нет, того нет
Просьбу пассажиров об организации работы кондукторов передали в «Минсктранс».
— Проблема не нова, она актуальна для многих маршрутов, на которых высокий пассажиропоток, — отметил директор автобусного парка № 7, обслуживающего названные направления, Владимир Романов. — В нашем парке остались восемь кондукторов, работают они на маршруте № 306 «ДС «Уручье» — Колодищи». Их едва хватает, чтобы обеспечить пассажиров билетами в часы пик. Вводить новые ставки кондукторов не планируем, прежде всего потому, что нет желающих работать в этой должности. Да и ставок лишних нет. Маршрут и так окупается всего на 50 %, а если еще кондукторов привлечь, расходы увеличатся.
По словам заместителя гендиректора «Минсктранса» Виктора Тозика, нормативными документами на городских и пригородных маршрутах сегодня не предусмотрена работа кондукторов. Тем не менее на некоторых рейсах их работу приходится организовывать, поскольку водители не могут быстро продать билеты большому количеству пассажиров. Люди жалуются, ведь из-за этого задерживаются рейсы. Иногда даже приходится пересматривать расписание отправления автобусов, но и это не всем нравится.
По мнению транспортников, решение проблемы лежит гораздо ближе, чем кажется пассажирам.
— XXI век на дворе, а многие по-прежнему предпочитают бумажные талончики электронным проездным, — заметил В. Романов. — Думаю, если бы чаще покупали проездные, проблем с задержками рейсов было бы меньше.
Проездные — не панацея
Что касается проездных, то для пригородных поездок сегодня предлагаются как билеты на бумажных носителях, так и электронные. Бумажные продают на 10 суток, на месяц, на месяц рабочего дня, на месяц (сезон) выходного дня. В качестве электронных используются бесконтактные смарт-карты (БСК). На них кладутся деньги, которые трансформируются в транспортные тарифные единицы (ТТЕ). Сейчас, к примеру, тариф за 1 км проезда в обычном пригородном автобусе — 6 копеек, что эквивалентно 6 ТТЕ.
Однако выяснилось, что не всегда современные технологии способны прийти на выручку в подобных ситуациях. Свое мнение по этому поводу высказал житель Колодищей Максим:
— Несколько лет назад, когда ввели электронные проездные на пригородные автобусы, действовала логичная система. При входе приложил БСК к валидатору — списалась сумма до конечной, при выходе на промежуточной остановке снова приложил — на карту вернулся неиспользованный остаток. Но некоторые забывали прикладывать карту повторно, из-за чего теряли лишние деньги. Люди начали жаловаться в «Минсктранс», будто предприятие в этом виновато. Тем не менее схему оплаты с помощью БСК изменили. На мой взгляд, это усложнило жизнь и пассажирам, и водителям.
Теперь пассажир с электронным проездным должен заходить только в переднюю дверь, называть водителю номер или наименование остановки, где планирует выходить. Водитель вводит номер на своем устройстве, а пассажир прикладывает БСК к валидатору. Некоторые утверждают, что это почти так же задерживает отправку автобусов, как и покупка билетов.
Супруга Максима Елена добавила:
— Мне кажется, прежнюю систему отменили еще по одной причине. Часть пассажиров, отметившись дважды, не выходили из автобуса, а продолжали ехать дальше бесплатно. Видимо, с помощью новой схемы оплаты проезда это безобразие решили пресечь. Правда, неясно, как новая схема этому поспособствовала.
Игра в четыре руки
Помогут ли ускорить отправку переполненных автобусов кондукторы? Оказалось, что и это спорный вопрос. С недавнего времени кондукторам предписано выдавать билеты пассажирам только во время остановок. Одна из собеседниц показала ответ на свое обращение, в котором сказано: «Согласно требованиям инструкции по охране труда и инструкции по работе с кассовым суммирующим аппаратом кондуктор обязан производить продажу билетов пассажирам только во время стоянки автобуса на остановочном пункте, находясь при этом на сиденье…».
— К сожалению, были случаи, когда наши работники падали во время движения автобусов. В итоге — производственные травмы, — подтвердили серьезность ситуации в «Минсктрансе».
В таком случае непонятно, каким образом кондуктор может повлиять на соблюдение расписания, если он, как и водитель, продает билеты только на остановках. Разве что делу помогает «игра в четыре руки».
Стереть грань между…
Возможно, в скором времени проблема разрешится третьим способом: есть вероятность, что маршруты колодищанского направления переведут из пригородных в разряд городских. Эта тема обсуждается не первый год, но такое решение пока не принято, хотя большинство жителей Колодищей и Колодищей-2 работают и учатся в столице. Правда, не всем пассажирам такой вариант выгоден, поскольку тарифы на пригородные перевозки ниже, чем стоимость проезда в городском транспорте. Но тогда не придется покупать дополнительный проездной или билет на пригородный автобус. И наверняка сократятся срывы графиков движения автобусов.
Впрочем, по мнению руководства предприятия «Столичный транспорт и связь», для организации перевозок в городском сообщении в агрогородке пока не вполне готова соответствующая инфраструктура.
Фото kolodischi.by, minsktrans.by и из архива агентства «Минск-Новости»