1200 90

Кондукторы или электронные проездные? Из-за чего сбивается график движения пригородных автобусов, и как решить проблему

Нужны ли кондукторы на пригородных маршрутах? Что по этому поводу думают транспортники и пассажиры, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».

avtobusЖители Колодищей-2 считают, что на автобусах пригородных маршрутов № 242 «Ст. м. «Уручье» — Колодищи-2 (Полигон)» и 242Ш (ДС «Уручье-2» — Колодищи-2 (Полигон)» должны работать кондукторы. По этому поводу несколько человек обратились на прямую линию в «Столичный транспорт и связь».

— В часы пик из-за большого наплыва пассажиров у водителей много времени уходит на продажу билетов, — объяснили звонившие. — В итоге нарушается график движения, а люди опаздывают на работу и учебу.

Кого нет, того нет

Просьбу пассажиров об организации работы кондукторов передали в «Минсктранс».

director— Проблема не нова, она актуальна для многих маршрутов, на которых высокий пассажиропоток, — отметил директор автобусного парка № 7, обслуживающего названные направления, Владимир Романов. — В нашем парке остались восемь кондукторов, работают они на маршруте № 306 «ДС «Уручье» — Колодищи». Их едва хватает, чтобы обеспечить пассажиров билетами в часы пик. Вводить новые ставки кондукторов не планируем, прежде всего потому, что нет желающих работать в этой должности. Да и ставок лишних нет. Маршрут и так окупается всего на 50 %, а если еще кондукторов привлечь, расходы увеличатся.

По словам заместителя гендиректора «Минсктранса» Виктора Тозика, нормативными документами на городских и пригородных маршрутах сегодня не предусмотрена работа кондукторов. Тем не менее на некоторых рейсах их работу приходится организовывать, поскольку водители не могут быстро продать билеты большому количеству пассажиров. Люди жалуются, ведь из-за этого задерживаются рейсы. Иногда даже приходится пересматривать расписание отправления автобусов, но и это не всем нравится.

По мнению транспортников, решение проблемы лежит гораздо ближе, чем кажется пассажирам.

XXI век на дворе, а многие по-прежнему предпочитают бумажные талончики электронным проездным, — заметил В. Романов. — Думаю, если бы чаще покупали проездные, проблем с задержками рейсов было бы меньше.

Проездные — не панацея

ValidatorЧто касается проездных, то для пригородных поездок сегодня предлагаются как билеты на бумажных носителях, так и электронные. Бумажные продают на 10 суток, на месяц, на месяц рабочего дня, на месяц (сезон) выходного дня. В качестве электронных используются бесконтактные смарт-карты (БСК). На них кладутся деньги, которые трансформируются в транспортные тарифные единицы (ТТЕ). Сейчас, к примеру, тариф за 1 км проезда в обычном пригородном автобусе — 6 копеек, что эквивалентно 6 ТТЕ.

Однако выяснилось, что не всегда современные технологии способны прийти на выручку в подобных ситуациях. Свое мнение по этому поводу высказал житель Колодищей Максим:

— Несколько лет назад, когда ввели электронные проездные на пригородные автобусы, действовала логичная система. При входе приложил БСК к валидатору — списалась сумма до конечной, при выходе на промежуточной остановке снова приложил — на карту вернулся неиспользованный остаток. Но некоторые забывали прикладывать карту повторно, из-за чего теряли лишние деньги. Люди начали жаловаться в «Минсктранс», будто предприятие в этом виновато. Тем не менее схему оплаты с помощью БСК изменили. На мой взгляд, это усложнило жизнь и пассажирам, и водителям.

Теперь пассажир с электронным проездным должен заходить только в переднюю дверь, называть водителю номер или наименование остановки, где планирует выходить. Водитель вводит номер на своем устройстве, а пассажир прикладывает БСК к валидатору. Некоторые утверждают, что это почти так же задерживает отправку автобусов, как и покупка билетов.

Супруга Максима Елена добавила:

— Мне кажется, прежнюю систему отменили еще по одной причине. Часть пассажиров, отметившись дважды, не выходили из автобуса, а продолжали ехать дальше бесплатно. Видимо, с помощью новой схемы оплаты проезда это безобразие решили пресечь. Правда, неясно, как новая схема этому поспособствовала.

Игра в четыре руки

Помогут ли ускорить отправку переполненных автобусов кондукторы? Оказалось, что и это спорный вопрос. С недавнего времени кондукторам предписано выдавать билеты пассажирам только во время остановок. Одна из собеседниц показала ответ на свое обращение, в котором сказано: «Согласно требованиям инструкции по охране труда и инструкции по работе с кассовым суммирующим аппаратом кондуктор обязан производить продажу билетов пассажирам только во время стоянки автобуса на остановочном пункте, находясь при этом на сиденье…».

— К сожалению, были случаи, когда наши работники падали во время движения автобусов. В итоге — производственные травмы, подтвердили серьезность ситуации в «Минсктрансе».

В таком случае непонятно, каким образом кондуктор может повлиять на соблюдение расписания, если он, как и водитель, продает билеты только на остановках. Разве что делу помогает «игра в четыре руки».

Стереть грань между…

Возможно, в скором времени проблема разрешится третьим способом: есть вероятность, что маршруты колодищанского направления переведут из пригородных в разряд городских. Эта тема обсуждается не первый год, но такое решение пока не принято, хотя большинство жителей Колодищей и Колодищей-2 работают и учатся в столице. Правда, не всем пассажирам такой вариант выгоден, поскольку тарифы на пригородные перевозки ниже, чем стоимость проезда в городском транспорте. Но тогда не придется покупать дополнительный проездной или билет на пригородный автобус. И наверняка сократятся срывы графиков движения автобусов.

Впрочем, по мнению руководства предприятия «Столичный транспорт и связь», для организации перевозок в городском сообщении в агрогородке пока не вполне готова соответствующая инфраструктура.

Фото kolodischi.by, minsktrans.by и из архива агентства «Минск-Новости»

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Встречные автомобили столкнулись на пересечении ул. Свердлова — Кирова

ДТП с участием двух машин случилось вблизи дома № 7 на ул. Кирова днем 24 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на ГАИ.

Момент аварии попал в объектив видеорегистратора одной из машин. Молодой человек, управлявший автомобилем Volkswagen, поворачивал с ул. Свердлова налево на ул. Кирова и не уступил встречному авто Geely, ехавшему прямо. Легковушки столкнулись. При этом никто не пострадал.

photo 2024 11 24 18 40 09

photo 2024 11 24 18 40 10

В Госавтоинспекции напомнили, что при повороте налево или развороте водитель транспортного средства обязан уступить транспорту, движущемуся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

Фото и видео ГАИ

Гроссмейстер в 18 лет. Пообщались с талантливым шахматистом из Минска Денисом Лазавиком

Специалисты называют минчанина Дениса Лазавика самым ярким белорусским представителем новой шахматной волны. В 2019-м он выполнил норматив мастера ФИДЕ, через два года — международного мастера, а в 2022-м — гроссмейстера. Корреспондент агентства «Минск-Новости» пообщался с 18-летним талантом.

dsc 2810 1

Правильный ход

— Первыми моими учителями в шахматах стали папа и дедушка, которые показали простейшие детские ловушки в игре, — вспоминает собеседник. — Благодаря их урокам выигрывал у ребят в школьной секции. Эти победы были важны. Если бы на первых порах проигрывал, наверняка забросил бы тренировки. Например, когда чуть позже решил попробовать силы в единоборствах и после нескольких занятий почти ничего не получалось, решил не продолжать. А шахматы не надоедали.

— Долго занимались в школьной секции?

— Один год, затем перешел в Республиканский центр олимпийской подготовки по шахматам и шашкам. Вскоре нас начали заявлять на турниры. Помню, на дебютном для меня первенстве страны соперники слишком уверенно обыгрывали. Не мог понять, почему на тренировках получалось неплохо, а на состязаниях вышло безнадежно. Если бы родители тогда сказали, что можно дальше не тренироваться, я бы бросил. Но мама и папа меня поддержали, а успех соперников объяснили их большим опытом. Ведь по шахматным меркам тренироваться я начал поздно — в РЦОП пришел в 8 лет, к тому времени многие занимались год-два. Через два года я выиграл первенство Беларуси для ребят до 10 лет. Благодаря этому поехал в Прагу на чемпионат Европы, по итогам которого прибавил в рейтинге. Та загранпоездка на турнир не стала для меня первой, выступали регулярно. Однажды в Даугавпилсе оказался в шаге от победы, но в последних партиях неожиданно проиграл. Было так обидно, что даже хотел бросить шахматы.

dsc 2703 1

С тренером и без

— Когда начали анализировать матчи?

— Долго не устанавливал программу ChessBase, которая помогает в подготовке. А проговаривать ошибки с тренером не всегда получалось: у Юрия Николаевича Муйвида в группе нас было несколько человек. Два года подряд выиграть первенство страны не вышло.

В 2017-м лучшим стал Максим Царук. Однако я получил право выступить на чемпионате Европы, проходившем в Румынии. Провел его плохо. Все потому, что по неопытности совершал ошибки за пределами соревновательного зала. Например, позволял себе купаться в море каждый день. Перед играми! Зато через год победил на чемпионате Беларуси, причем с хорошим запасом, а на первенстве мира в Испании занял пятое место. Вот к тому турниру уже подошел серьезно: установил программу ChessBase и анализировал игры. Мне было 12 лет.

— Это был первый шаг к тому, чтобы стать профессиональным игроком?

— Я сказал бы так: появилось больше желания заниматься. Прежде я не выкладывался в процессе подготовки. До рейтинга в 2 400 очков дошел довольно легко. В 2020-м у меня появился личный тренер — россиянин Александр Рустемов, так как у меня наметился застой. Наставник был у нас на сборах, потом предложил мне лично заниматься. Он передавал свой опыт, учил самостоятельной работе. Ведь в шахматах на определенном этапе начинаешь заниматься без помощи тренера. Казалось, что сложного: скопировал модель и по ней продолжаешь самостоятельную подготовку. В реальности появляется много отвлекающих факторов. Но в итоге график сложился. Могу поработать два часа, взять небольшую паузу, а потом завершить начатое.

dsc 2760 1

Отвлекающий маневр

— Во время турниров что-то может вам мешать?

— Не без этого. Например, на соревнованиях в Баку-2022, где выполнил последнюю норму международного гроссмейстера, разнервничался игрок-подросток. Он начал своевольно расставлять фигуры на доске, что-то записывать. Мы находились в маленьком зале, и все невольно оказались втянуты в те разборки. Это жутко отвлекало. Подобное происходит регулярно: кто-то кнопку не нажал на часах, кто-то фигуру запустил, и началась паника.

Однажды во время соревнований сам создал себе проблему на ровном месте. Республиканская спартакиада проходила в районном центре Беларуси. Варианты блюд в столовой мне не понравились: я привередлив в еде. Питался бананами, печеньем. Через несколько дней проснулся с сильной слабостью! Получил хороший урок: нельзя доводить себя до такого состояния.

— На матчи берете что-то для перекуса?

— Во время игр некоторые участники едят шоколад, орехи, печенье. Я тоже экспериментировал. Но все же остановился только на воде. Еда отвлекает.

А еще во время игры может разболеться голова, живот, подняться температура. Это, конечно, влияет на действия за доской. В таких случаях полагаюсь на интуицию: оцениваю ситуацию и делаю ход, который первым приходит в голову.

— Работает?

— Интуиция — мощный ресурс. Случается, видишь классный ход, но не спешишь его делать, осмысливаешь, прикидываешь варианты. В итоге выбираешь другое развитие событий. А уже по окончании соревнований, во время анализа, понимаешь: именно первый интуитивный ход был более выгодным.

dsc 2731 1

Карлсен прилетел

— В декабре 2023-го вы пробились в финал Champions Chess Tour — серии турниров по шахматам с участием топ-игроков. Как это было?

— На отборочных турнирах этой серии дебютировал несколько лет назад. Хотел получить опыт состязания с сильными шахматистами. В 2023-м победил на одном из турниров и отобрался в финальную часть, которая состоялась в декабре в Торонто. Занял итоговое восьмое место.

— И сыграли против нынешнего шахматного короля Магнуса Карлсена.

— Да. Перед игрой чувствовал дополнительное напряжение и волнение. Не только потому, что напротив оказался титулованный соперник. Было много камер, тысячи людей следили за игрой. Плана на матчи с Магнусом не строил. В рапиде сделать ничью не так сложно. Сыграл в целом неплохо, но мог и лучше.

— Говорят, поездка получилась с приключениями…

— Попал в неприятную ситуацию, когда пришлось самостоятельно добираться из аэропорта в гостиницу, оплачивать ее, найти место, где позавтракать. Не стал делать проблему из этих «приключений». Сконцентрировался на важных партиях.

Фото из архива Дениса Лазавика