Король-нумизмат, истерн Михалкова и Минск архитектора Заборского. Этот день в истории: 11 ноября
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 11 ноября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1869 год. Родился итальянский король-нумизмат Виктор Эммануил III
В Италии Виктора Эммануила часто называют «король-солдат», ибо на его правление пришлось участие страны в обеих мировых войнах, а также иногда называют «шаболетта» (с итал. Sciaboletta — небольшая сабля) из-за небольшого росточка короля — всего 153 см.
Сын и наследник Умберто I не питал склонности к политике, но волею судьбы оказался у власти в самые бурные годы не только для своей страны, но и для всего мира. Сорок шесть лет его правления закончились провозглашением Италии республикой.
Можно сказать, Виктор Эммануил сам привел к власти Бенито Муссолини, с которым у него были настолько превосходные отношения, что дуче пришлось обзавестись цилиндром — на случай посещения королевского дворца. Слишком доверчивый монарх и не заметил, как оказался в стороне от государственных дел, превратившись в марионеточную фигуру.
Однако в конце правления Виктор Эммануил поддержал свержение Муссолини, а после окончания Второй мировой войны отрекся от престола и уехал в Египет, где закончил свои дни.
Фактически его можно считать последним королем Италии, хотя формально таковым был его сын Умберто II, занимавший престол чуть более месяца, с 9 мая по 12 июня 1946 г., между отречением своего отца и объявлением итогов референдума об отмене монархии, на котором победил республиканский строй.
В историю Виктор Эммануил вошел не только как король, но и как один из выдающихся нумизматов своего времени, почетный президент Итальянского нумизматического общества. По некоторым оценкам, собранная им, к слову, исключительно за собственные средства, коллекция монет достигала 120 тыс. экземпляров! При этом король серьезно занимался каталогизацией. После него осталось 19 томов специализированного каталога монет Corpus Nummorum Italicorum. Ничего подобного той титанической работе, которую проделал венценосный нумизмат, в итальянской нумизматике просто не существовало. Этот монументальный каталог, первый том которого содержал 532 страницы с описанием 5 354 монет и 715 иллюстрациями, увидел свет в 1910 г. и остается актуальным по сей день.
1909 год. В Минске родился народный архитектор СССР Георгий Заборский, среди работ которого монумент Победы и памятник Якубу Коласу в Минске
Имя Георгия Владимировича Заборского принадлежит истории белорусской архитектуры ХХ века, с которой связана творческая молодость советского градостроительства, его формирование и развитие. Именно в качестве яркого представителя национального белорусского зодчества он вошел в анналы социалистической и мировой архитектуры.
После войны Заборский, единственный коренной минчанин, вместе с коллегами-архитекторами из других городов Советского Союза создавал новый облик белорусской столицы. По его проектам застроена часть улицы Ленина, которую специалисты сравнивают со знаменитой улицей России в Санкт-Петербурге, здания Минского суворовского военного училища, Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, кинотеатра «Пионер», аэровокзала «Минск-1», ЦК белорусского комсомола — теперь ЦК БРСМ, дома-музея Якуба Коласа, а также многие жилые дома на пр. Независимости и в жилом районе автозавода.
В 1951 г. начальник управления по делам строительства и архитектуры при Совете Министров БССР Владимир Король давал Георгию Владимировичу такую характеристику: «В послевоенные годы, несмотря на тяжелое состояние здоровья в результате ранения, Заборский является наиболее активным архитектором-зодчим по восстановлению и строительству Минска. Будучи руководителем мастерской «Белгоспроекта», он организовал вокруг себя коллектив специалистов и пользуется его уважением и доверием».
Самой знаковой работой Заборского в области монументального искусства стал обелиск на Круглой площади (теперь — площадь Победы). Осенью 1950 г. Управление по делам архитектуры при Совмине БССР объявило конкурс на создание проекта памятника воинам Советской армии и белорусским партизанам. В нем участвовали более 70 архитекторов, в том числе самые именитые зодчие из Москвы и Ленинграда. Тогда совет жюри не утвердил ни одного из представленных вариантов. Но работа Заборского и Короля была отмечена как лучшая. Результат второго, закрытого конкурса, оказался тот же — выбрали проект Заборского и Короля. Вместе с ними монумент Победы ваяли ведущие скульпторы того времени Заир Азгур, Андрей Бембель, Алексей Глебов и Сергей Селиханов.
Георгий Владимирович дневал и ночевал на этой стройке, контролировал все и вся. Лично инспектировал работы даже на самых высоких точках, вспомнив полученные еще в студенчестве навыки альпинизма. Архивы сохранили снимок, на котором архитектор сфотографирован на почти 40-метровой высоте сразу же после установки ордена Победы на обелиске.
Сегодня без монумента Победы, открытого в 1954 г. к 10-летию освобождения Беларуси, невозможно представить Минск. Он является одним из символов белорусской столицы, местом проведения мероприятий в честь Победы в Великой Отечественной войне.
Заборский ушел из жизни в 1999 г. Мудрым завещанием мастера ученикам и последователям звучат его слова: «Архитектура — это не только польза и крыша над головой. Это культурная среда, которая должна доставлять человеку эстетическое наслаждение. Созданные нами город или село потом создают нас».
1919 год. В Одессе родился Ефим Березин — незабываемый Штепсель из знаменитого комедийного дуэта Тарапунька и Штепсель, который он создал вместе с Юрием Тимошенко
Со школьных лет они оба участвовали в самодеятельности. Учились в Киевском театральном институте, где в студенческом спектакле и состоялось рождение этого дуэта. В годы Великой Отечественной постоянно выезжали с концертами на фронт.
Их выступления пользовались неизменным успехом более четырех десятилетий. Они давали по тысяче спектаклей в год, то есть в среднем по три спектакля в день, но зрителям и этого казалось мало. На их концерты невозможно было купить билет, на улицах поклонники буквально рвали своих кумиров на части.
Юрий Трофимович и Ефим Иосифович были абсолютно разными людьми: один украинец, второй еврей, один любил вино и женщин, второй всю жизнь был предан своей жене; один дымил как паровоз, второй на дух не переносил сигаретный дым; один был взрывным и вспыльчивым, второй спокойным и уравновешенным. При этом за все время совместной дружбы и творчества они ни разу серьезно не поссорились.
Когда Тарапуньке и Штепселю давали звание народных артистов УССР, сначала решили присвоить его Тимошенко и только потом Березину — видимо, по причине его неподходящей национальности. Юрий Трофимович и слышать об этом не захотел: «Или мы получаем звание одновременно, или я от него отказываюсь!». Ефим Иосифович просил друга не горячиться — в конце концов, это же не принципиальный вопрос, но Тарапунька твердо стоял на своем. Закончилась эта история тем, что звание в тот раз не дали никому, а спустя какое-то время присвоили сразу обоим. А вот народными артистами СССР Тимошенко и Березин так и не стали — их документы несколько раз подавали в высокие инстанции, но их все время возвращали обратно.
Березину довелось пережить друга почти на 20 лет. Он не стал искать замену партнеру, предпочтя эмиграцию. Последние годы Березин провел в Тель-Авиве, вспоминая тех, кого любил и кого уже не было с ним рядом, пока болезнь Альцгеймера не отняла и это. Одиночество знаменитого актера скрашивали его дочь Анна и ее муж Леонид Коневский — знаменитый майор Томин из сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи».
1964 год. Создается первое общество советско-кубинской дружбы, председателем которого избирается Юрий Гагарин
Совершив 12 апреля 1961 г. первый в истории человечества полет в космос, Гагарин сразу стал национальным героем и любимцем миллионов людей. Как посланец мира он посетил около 30 стран. Мог возглавить общество дружбы с любой из них. Гагарин выбрал Кубу.
Первый визит Юрия Алексеевича на Остров свободы состоялся в июле 1961 г., в дни празднования второй годовщины кубинской революции. Через сто дней после разгрома кубинцами десанта контрреволюционеров — наемников, высадившихся на Плайя-Хирон в апреле 1961 г. Тогда был учрежден орден революционной Кубы — «Плайя Хирон». Первым награжденным этим орденом стал Гагарин, к которому кубинцы прониклись искренней любовью и уважением.
Осенью 1964 г. в Москву приехал Эрнесто Че Гевара. С его участием в Доме дружбы с народами зарубежных стран (ныне Дом приемов правительства России) 11 ноября прошло учредительное собрание общества советско-кубинской дружбы. Короткое, но яркое и эмоциональное выступление легендарного латиноамериканского революционера, последовавшее за докладом Гагарина и приветствием Херардо Масолы, тогдашнего руководителя Кубинского института дружбы с народами (ИКАП), было встречено московской общественностью «горячими и продолжительными аплодисментами».
«Дорогие товарищи! — обратился с трибуны харизматичный герой Кубинской революции. — Народ Кубы стал строить социализм недавно. Нам нужно еще многому научиться. Развивать наше сознание, развивать чувство любви к труду. Но наш народ знаком с историей, с подлинной историей. Он знает силу примера, он знает, что кровь, пролитая советскими борцами в защиту свободы, социализма и коммунизма, эта кровь могла бы образовать реки. Он знает также, что советские люди проливали свою кровь на землях, далеких от их Родины, что и в нашей стране находятся советские военные специалисты, выполняя свой пролетарский интернациональный долг. Он знает также, что в настоящее время большое количество советских специалистов учат нас мирному созиданию. Он знает, что советские специалисты во всем мире находятся для того, чтобы помогать слаборазвитым народам осваивать наиболее передовую технику, при помощи которой можно строить лучшее будущее. Он знает о чудесных подвигах по завоеванию космоса, начало которым было положено Советским Союзом.
Наш народ, который изучал историю и знает силу примера, всегда признает жертвы, которые были принесены советским народом, и он сумеет последовать вашему светлому примеру, непоколебимо защищая свою революцию и строя социализм.
Куба, советские товарищи, никогда не отступит! Наша дружба будет вечной! Слава Советскому Союзу!»
Тогда же было сделано известное фото, запечатлевшее Че с Гагариным, только что избранным председателем общества советско-кубинской дружбы.
Эту должность Юрий Алексеевич занимал до своей трагической гибели в авиакатастрофе 27 марта 1968 г. Он внес огромный вклад в развитие советско-кубинских отношений. Три визита на Кубу и встречи в Советском Союзе заложили основные принципы, направления и формы работы общества советско-кубинской дружбы, преемником которого сегодня является Российское общество дружбы с Кубой.
1974 год. Премьера приключенческой драмы Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих»
Эта картина, снятая в жанре истерн, стала режиссерским дебютом 29-летнего актера Никиты Михалкова в полном метре. Причем снимался Михалков не часто, а единственным заметным его актерским успехом оставалась роль метростроевца Николая в лирической комедии Георгия Данелия «Я шагаю по Москве», вышедшем на экраны десять лет назад.
Сценарий фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Михалков и Эдуард Володарский написали на основе своей же повести «Красное золото», которая в свою очередь родилась из заметки в «Комсомольской правде». В газетной публикации рассказывалось об эшелоне с золотом, который оказывался то у красных, то у белых, то у бандитов. В фильме же эшелон превратился в обычный баул с сокровищами, на которые надо было купить хлеб для голодающих Поволжья. Но для этого их требовалось переправить в Москву из далекого сибирского городка.
Михалков рискнул пригласить на съемки малоизвестных еще тогда актеров Константина Райкина, Александра Кайдановского, Юрия Богатырёва, Александра Калягина, посчитав, что они станут настоящими звездами. Так оно в итоге и вышло. Роль есаула Брылова великолепно сыграл сам Михалков. Никита Сергеевич вспоминал, что это был единственный случай, когда он сознательно и целенаправленно придумал роль в своем фильме для самого себя: «Я помню свой азарт, мне тогда хотелось всего сразу: и снимать, и играть, и на лошади скакать. Брылова я даже не играл — это все пропелось, просвистелось. Мы как-то очень легко снимали этот фильм. Не было нажима, напряжения, страшных судорог, без чего просто не могут представить себе съемки многие режиссеры. Было тяжело физически, но мы не замечали этих трудностей, не останавливались, не зацикливались на них, а просто перескакивали через них».
Музыку для фильма написал Эдуард Артемьев. Мелодия, звучащая в финальной сцене, где красноармеец Шилов после долгих мытарств в тылу врага выходит-таки на своих товарищей, стала самым популярным инструментальным произведением композитора и до сих пор не сходит с концертной эстрады.
Фильм Михалкова признан киноклассикой, хотя в советском прокате он занял только тринадцатое место, а с учетом зарубежных картин — девятнадцатое. Историю о реквизированном золоте, за которое борются чекисты, бывшие белые офицеры и бандиты всех мастей, в 1974 г. посмотрели 23,7 млн человек.