Коварность «переходных» температур: работают ли кондиционеры в общественном транспорте
При работающем кондиционере открывать форточки бессмысленно. В столице на ДС «Дружная» проверили работу системы охлаждения в общественном транспорте. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
По инициативе Мингорисполкома для проверки кондиционеров была создана мониторинговая группа, в которую вошли представители комитета экономики Мингорисполкома, «Минсктранса», предприятия «Столичный транспорт и связь» и Городского центра гигиены и эпидемиологии.
— К сожалению, выпустить транспортное средство на линию с полной уверенностью в том, что кондиционер на постоянной основе будет исправно работать, невозможно — система имеет свойство ломаться. Тем не менее перевозчик применяет меры регулирования таких ситуаций: например, заменяет проблемную единицу техники другой до устранения неполадок. Вопрос охлаждения салона в жаркий период ежегодно находится на контроле и со стороны исполнительной власти, и со стороны оператора, — заверил директор предприятия «Столичный транспорт и связь» Юрий Супранович.
Исправность работы кондиционеров отслеживается сотрудниками технической службы «Минсктранса»: специалисты определяют, включается ли компрессор и не наблюдается ли утечки хладагента. Но сегодня контроль осуществлялся в штатном режиме.
— Мы проверяем, чтобы на линии водитель закрывал все форточки, чтобы индикаторы светились — это свидетельствует о том, что система охлаждения функционирует. Конечно, бывают такие ситуации, когда индикатор выходит из строя, но в салоне их установлено несколько, поэтому визуально оценить, включен ли кондиционер, не составляет никакого труда, — рассказывает заместитель генерального директора «Минсктранса» Роман Пранович, — Кстати, хочу отметить, что многие пассажиры думают: если форточки открыты, значит система охлаждения в транспорте не работает. Это не всегда так. Температура воздуха в летний период может достигать и +35 ℃, и даже включенный кондиционер в такой ситуации не создает комфортных условий для перевозки. В связи с этим пассажиры начинают дополнительно открывать форточки.
Но прибегать к этим мерам, по словам специалиста, нет никакого смысла. Это равносильно тому, чтобы открывать холодильник в попытках охладить комнату. Именно поэтому несколько раз в течение прохождения транспортным средством маршрута речевым информатором объявляется: «Пожалуйста, не открывайте форточки во время работы системы кондиционирования».
— В ходе проверок, разумеется, бывает и такое, что кондиционер оказывается выключен. Это нередко случается в моменты «переходных» температур: когда за окном +32 ℃, понятно, что система охлаждения будет работать, но при +18–19 ℃ (к примеру, утром) она отключается. На наличие такого рода нарушений во многом влияет человеческий фактор. При температуре +20 ℃ и выше водитель должен включать кондиционер, и он может просто не в ту же минуту заметить, что градус незначительно вырос, — рассказал Р. Пранович.
В ходе проведения контрольной проверки специалисты пообщались с водителями городских и пригородных автобусов, пассажирами, заходили в транспортные средства после высадки минчан для того, чтобы проверить температурный режим, установленный в салоне, и самостоятельно оценить, будет ли комфортной потенциальная поездка.
Выявили, что камнем преткновения становится субъективность: одни пассажиры отвечали, что кондиционеры работают исправно, а другие все же сетовали на жару. И это при включенной системе охлаждения.
Кстати, при тех самых «переходных» температурах, о которых говорил Р. Пранович, водители сталкиваются и с другими недовольствами со стороны пассажиров. Те просят выключить кондиционер, потому что замерзают. Однако сотрудник «Минсктранса» не имеет права пойти недовольному минчанину на уступки — чревато проблемами, если в автобус заглянет проверяющий.
— Несколько лет назад кондиционер, установленный в салоне, разрешалось включать до +25 ℃. Потом мы сократили значение до +20 ℃, потому что пассажиры продолжали жаловаться на духоту. На данный момент раздумываем над тем, чтобы разрешить водителям устанавливать в салоне температуру от +20 ℃ до +22 ℃ — это, вероятно, станет разрешением проблемы, — рассказывает Р. Пранович.
Напомним, что кондиционерами оборудован не весь столичный транспорт. Если обратиться к цифрам, то автобусов с системой охлаждения (город и пригород) у нас более 700, электробусов — 13, троллейбусов — 230. И, к сожалению, отдельные граждане, которые обращаются в «Столичный транспорт и связь» с жалобами на жару в салоне, заблуждаются на счет того, что уже собранный и функционирующий транспорт можно «прокачать».
— Если где-то кондиционер установлен, но не работает, эта проблему решить реально – на следующий же день транспортное средство не выедет на линию. Но когда система охлаждения в салоне изначально не была предусмотрена заводом-изготовителем, «доработать» модель не получится. А обновить весь транспорт в городе, чтобы каждая из единиц была укомплектована кондиционером, это очень серьезная нагрузка на бюджет, — объясняет Ю. Супранович.
Во время контрольного мероприятия проверялась не только система кондиционирования, но и условия труда водителей — это отслеживала врач-гигиенист Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Ирина Оберенко. В данных рейдах представители структуры начали принимать участие только в этом году.
— По условиям труда водителей у меня вопросов практически не возникло. В транспорте, в котором отсутствовала система кондиционирования, в кабине можно было увидеть вентилятор. У нас в санитарных правилах и гигиенических нормативах прописаны оптимальные допустимые параметры микроклимата, и в теплый период года они не должны превышать на 3 градуса максимальную температуру, зафиксированную на улице в 13:00. При этом они не могут быть выше +28 ℃, — рассказывает врач-гигиенист. — У нас есть лаборатория, работники которой производят замеры и температуры, и относительной влажности, и скорости движения воздуха в кабине водителя. После вычислительных операций они готовят протокол, и мы его изучаем, далее выдаем заключение о том, соответствуют ли показатели норме.
Смутило И. Оберенко лишь то, что у одного из водителей в кабине не было ни вентилятора, ни кондиционера. Мужчина пояснил: ему это не нужно, открывает окна и едет себе спокойно. Тем не менее, если замеры вышеупомянутых показателей не будут соответствовать допустимым, своенравность водителя засчитается за нарушение.
Фото Анастасии Никонович