Кто и как возрождает боевые машины прошлого на «Линии Сталина»
Про то, что броня крепка и танки наши быстры, реконструкторы-реставраторы боевой техники Владимир Якушев, его сыновья Алексей и Максим, а также Александр Микалуцкий знают, как говорится, «тактильным способом». Через руки реставраторов прошло более 30 единиц техники, и не только танков. В болотах они нашли даже бронекатер военной флотилии БК-205. О том, как возрождают боевые машины прошлого на «Линии Сталина», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Колонна боевой техники со свастикой на бортах и самодовольными фашистами по-хозяйски въезжает в белорусскую деревню. Особенно бравируют в своих черных куртках с сияющими пуговицами, пилотках и шлемах представители воинства Гудериана — танкисты. Мародеры и палачи из СС (ими командовал Гиммлер) бесчинствуют: грабят, расстреливают и сжигают заживо женщин, стариков и детей… Но вдруг после мощной артиллерийской канонады и шквала огня по оккупантам из-за пелены дыма и пыли вылетает знаменитая советская «тридцатьчетверка», а за ней с криками «ура!» царица полей — пехота. В рукопашной схватке бойцам Красной армии нет равных: враг разбит и уничтожен.
Примерно по такому сценарию проходят показательные реконструкции боев времен Великой Отечественной войны в историко-культурном комплексе «Линия Сталина», который начал свою работу 30 июня 2005 года. «Так надо Родину любить!» — лейтмотив каждого мероприятия, проходящего здесь.
Но чтобы боевая техника времен Второй мировой была на ходу, стреляла, как и много лет назад, надо приложить много усилий и проявить немалую инженерную смекалку. А еще нужны настоящие мужские руки. Ведь это по крупицам восстановленные машины, найденные на местах былых боев, вытащенные из болота и т. д. Или техника-реплика, которую трудно отличить от оригинала.
Как-то приехали на «Линию Сталина» представители отнюдь не бедного тяжпрома с российского Урала и, ознакомившись с бронированными шедеврами на гусеничном (и не только) ходу, поинтересовались наличием конструкторского бюро, сварочно-сборочного цеха, службы менеджмента… В ответ их подвели к простым с виду мужчинам в слегка промасленных комбинезонах: дескать, вот они — наше все!
Про то, что броня крепка и танки наши быстры, реконструкторы-реставраторы боевой техники Владимир Якушев, его сыновья Алексей и Максим, а также Александр Микалуцкий знают, как говорится, «тактильным способом». Потому как перебрали собственными руками десятки машин тех времен и дали вторую жизнь множеству подшипников, танковых катков и даже объемным двигателям, например от танка Т-34 весом более 13 тонн (здесь равных нет Якушеву-старшему). К слову, вместе с Т-34 1940 года выпуска на «Линии Сталина» была восстановлена и массовая модификация этого танка 1943 года — с новой литой башней-«гайкой» в виде каски. Корпус с ходовой частью позаимствовали на киностудии «Беларусьфильм» (заброшенный танк-труженик покоился на ее базе в Смолевичах, где когда-то с наваренными кусками железа изображал фашистского «тигра»). Реставраторы восстановили Т-34 до последней гайки, и легендарную машину установили на постаменте на «Линии Сталина» в 2008-м.
Нелегкая это работа — тянуть танк из болота!
Создатель квартета реконструкторов боевой техники «Линии Сталина» —Владимир Якушев. В молодые годы он окончил Горецкую академию по специальности «инженер сельскохозяйственной техники». А его друг по жизни и нынешнему ратному труду Александр Микалуцкий до службы в Военно-морском флоте был автослесарем. На Якушевых-младших природа тоже не отдохнула, и специальности у них подходящие: Алексей — автомеханик, Максим — электрогазосварщик. Каждый в квартете в прямом смысле слова на все руки мастер! Все они родом из Шкловского района.
Для Владимира Якушева началось все в 1998-м, когда он впервые принял участие в поисках утонувшего в болоте танка возле деревни Шибеки Оршанского района Витебской области. Оказалось, найти еще полдела. А как достать? Машина лежала в тине на глубине около 10 м, да еще метрах в 100 от сухого места. А в арсенале поисковиков лишь ЗИЛ-157 и буксировочный трос-лебедка. Тащили целых 58 суток (!), притом морозы случались до –20 °C. Наградой за адский труд стал целехонький, с полным баком бензина и ящиком снарядов БТ-7 1935 года выпуска, командирский. Во всей красе танк-ветеран показал себя на параде в Минске ко Дню Независимости в 2004-м. До этого, когда машина заводилась, она громко «стреляла» и капризничала, а тут пошла-поехала, звеня, словно наградами, гусеницами по асфальту.
В том же 1998 году в 25 км от БТ-7 в болоте под Сенно поисковики нашли башню от мощного КВ-1 («Клим Ворошилов»). В начале войны именно этих тяжелых машин немцы боялись пуще болотных чертей: броню КВ-1 толщиной 70 мм не брала ни одна вражеская противотанковая пушка. За неуязвимость фрицы называли эти танки призраками. К тому же их 76-миллиметровое орудие прошивало любой фашистский танк с километрового расстояния.
Через руки шкловских реставраторов прошло более 30 единиц техники, и не только танков. В болотах они нашли даже бронекатер военной флотилии БК-205 и бронекорпус штурмовика Ил-2. К слову, в самолете обнаружили ветхий карман от куртки летчика с советскими деньгами и обрывком письма от жены, которая писала мужу о сыне.
Мы — мирные люди, но наш бронепоезд…
С 1 августа 2018 года на «Линии Сталина» работает познавательная экспозиция «Наш бронепоезд». К броне и жести этого бога рельсовой войны тоже сотни раз прикасались кувалдой, сваркой, перфоратором и другими инструментами специалисты историко-реставрационной группы музейного комплекса Микалуцкий и Якушевы.
Они и сегодня не без гордости показывают творение своих рук: командирский стол, радиостанцию, высокий железный стул, обитый дерматином, напротив люк-окно для стрельбы из пулемета, бинокли слежения и прочие приборы. На ПТ-33 (тяжелая платформа) установлена 37-миллиметровая автоматическая зенитная пушка, которая во времена Великой Отечественной сбила немало фашистских самолетов. Снаружи красивая серая сталь сплошь на болтах, придающих бронепоезду некое рыцарское украшение-устрашение. 3 000 штук! А чтобы ввинтить один, надо было трижды просверлить сталь толщиной 10–15 мм!
Бронепоезд создавался по чертежам точь-в-точь как оригинал. Впечатляет и получивший вторую жизнь красавец паровоз 1933 года выпуска. Он прошел всю войну, проработал 35 лет и был доставлен на «Линию Сталина» из Кричевского локомотивного депо.
Паровоз, бронепоезд, довоенное здание станции Советская, перрон, охраняемый переезд со шлагбаумом, будка смотрителя, железнодорожный мост через водоем, лесопилка… Эта историческая экспозиция «Линии Сталина», как напоминает памятная табличка, прикрепленная к паровозу, посвящена «трудовому и ратному подвигу всех поколений воинов и тружеников железнодорожного транспорта Беларуси».
Справочно
К 1941 году в Красной армии насчитывалось 64 бронепоезда. В боях на белорусской земле летом 1941-го приняли участие 10 бронепоездов: семь армейских, два НКВД и один, построенный железнодорожниками Гомеля.
Бронепоезд НКВД № 73 вступил в бой с германской мотопехотой и танками 20-й танковой дивизии возле Заславля, вблизи нынешней «Линии Сталина», и был поврежден вражеской авиацией. После ремонта его направили в район станции Елизово, чтобы отбить захваченный противником мост через Березину. Задача была выполнена, но авиация противника снова повредила бронепоезд. Убедившись, что двигаться он не может, команда сняла пулеметы и замки орудий и уничтожила «стальную крепость».
Фото автора