1200 90

Кто и как возрождает боевые машины прошлого на «Линии Сталина»

Про то, что броня крепка и танки наши быстры, реконструкторы-реставраторы боевой техники Владимир Якушев, его сыновья Алексей и Максим, а также Александр Микалуцкий знают, как говорится, «тактильным способом». Через руки реставраторов прошло более 30 единиц техники, и не только танков. В болотах они нашли даже бронекатер военной флотилии БК-205. О том, как возрождают боевые машины прошлого на «Линии Сталина», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

img 6440 kopiya

Колонна боевой техники со свастикой на бортах и самодовольными фашистами по-хозяйски въезжает в белорусскую деревню. Особенно бравируют в своих черных куртках с сияющими пуговицами, пилотках и шлемах представители воинства Гудериана — танкисты. Мародеры и палачи из СС (ими командовал Гиммлер) бесчинствуют: грабят, расстреливают и сжигают заживо женщин, стариков и детей… Но вдруг после мощной артиллерийской канонады и шквала огня по оккупантам из-за пелены дыма и пыли вылетает знаменитая советская «тридцатьчетверка», а за ней с криками «ура!» царица полей — пехота. В рукопашной схватке бойцам Красной армии нет равных: враг разбит и уничтожен.

Примерно по такому сценарию проходят показательные реконструкции боев времен Великой Отечественной войны в историко-культурном комплексе «Линия Сталина», который начал свою работу 30 июня 2005 года. «Так надо Родину любить!» — лейтмотив каждого мероприятия, проходящего здесь.

img 1264 hamiczevich

Но чтобы боевая техника времен Второй мировой была на ходу, стреляла, как и много лет назад, надо приложить много усилий и проявить немалую инженерную смекалку. А еще нужны настоящие мужские руки. Ведь это по крупицам восстановленные машины, найденные на местах былых боев, вытащенные из болота и т. д. Или техника-реплика, которую трудно отличить от оригинала.

Как-то приехали на «Линию Сталина» представители отнюдь не бедного тяжпрома с российского Урала и, ознакомившись с бронированными шедеврами на гусеничном (и не только) ходу, поинтересовались наличием конструкторского бюро, сварочно-сборочного цеха, службы менеджмента… В ответ их подвели к простым с виду мужчинам в слегка промасленных комбинезонах: дескать, вот они — наше все!

img 1344 hamiczevich kopiya

Про то, что броня крепка и танки наши быстры, реконструкторы-реставраторы боевой техники Владимир Якушев, его сыновья Алексей и Максим, а также Александр Микалуцкий знают, как говорится, «тактильным способом». Потому как перебрали собственными руками десятки машин тех времен и дали вторую жизнь множеству подшипников, танковых катков и даже объемным двигателям, например от танка Т-34 весом более 13 тонн (здесь равных нет Якушеву-старшему). К слову, вместе с Т-34 1940 года выпуска на «Линии Сталина» была восстановлена и массовая модификация этого танка 1943 года — с новой литой башней-«гайкой» в виде каски. Корпус с ходовой частью позаимствовали на киностудии «Беларусьфильм» (заброшенный танк-труженик покоился на ее базе в Смолевичах, где когда-то с наваренными кусками железа изображал фашистского «тигра»). Реставраторы восстановили Т-34 до последней гайки, и легендарную машину установили на постаменте на «Линии Сталина» в 2008-м.

img 6311 hamiczevich kopiya

Нелегкая это работа — тянуть танк из болота!

Создатель квартета реконструкторов боевой техники «Линии Сталина» —Владимир Якушев. В молодые годы он окончил Горецкую академию по специальности «инженер сельскохозяйственной техники». А его друг по жизни и нынешнему ратному труду Александр Микалуцкий до службы в Военно-морском флоте был автослесарем. На Якушевых-младших природа тоже не отдохнула, и специальности у них подходящие: Алексей — автомеханик, Максим — электрогазосварщик. Каждый в квартете в прямом смысле слова на все руки мастер! Все они родом из Шкловского района.

Для Владимира Якушева началось все в 1998-м, когда он впервые принял участие в поисках утонувшего в болоте танка возле деревни Шибеки Оршанского района Витебской области. Оказалось, найти еще полдела. А как достать? Машина лежала в тине на глубине около 10 м, да еще метрах в 100 от сухого места. А в арсенале поисковиков лишь ЗИЛ-157 и буксировочный трос-лебедка. Тащили целых 58 суток (!), притом морозы случались до –20 °C. Наградой за адский труд стал целехонький, с полным баком бензина и ящиком снарядов БТ-7 1935 года выпуска, командирский. Во всей красе танк-ветеран показал себя на параде в Минске ко Дню Независимости в 2004-м. До этого, когда машина заводилась, она громко «стреляла» и капризничала, а тут пошла-поехала, звеня, словно наградами, гусеницами по асфальту.

img 1157 hamiczevich kopiya

В том же 1998 году в 25 км от БТ-7 в болоте под Сенно поисковики нашли башню от мощного КВ-1 («Клим Ворошилов»). В начале войны именно этих тяжелых машин немцы боялись пуще болотных чертей: броню КВ-1 толщиной 70 мм не брала ни одна вражеская противотанковая пушка. За неуязвимость фрицы называли эти танки призраками. К тому же их 76-миллиметровое орудие прошивало любой фашистский танк с километрового расстояния.

Через руки шкловских реставраторов прошло более 30 единиц техники, и не только танков. В болотах они нашли даже бронекатер военной флотилии БК-205 и бронекорпус штурмовика Ил-2. К слову, в самолете обнаружили ветхий карман от куртки летчика с советскими деньгами и обрывком письма от жены, которая писала мужу о сыне.

img 1242 hamiczevich kopiya

Мы — мирные люди, но наш бронепоезд…

С 1 августа 2018 года на «Линии Сталина» работает познавательная экспозиция «Наш бронепоезд». К броне и жести этого бога рельсовой войны тоже сотни раз прикасались кувалдой, сваркой, перфоратором и другими инструментами специалисты историко-реставрационной группы музейного комплекса Микалуцкий и Якушевы.

Они и сегодня не без гордости показывают творение своих рук: командирский стол, радиостанцию, высокий железный стул, обитый дерматином, напротив люк-окно для стрельбы из пулемета, бинокли слежения и прочие приборы. На ПТ-33 (тяжелая платформа) установлена 37-миллиметровая автоматическая зенитная пушка, которая во времена Великой Отечественной сбила немало фашистских самолетов. Снаружи красивая серая сталь сплошь на болтах, придающих бронепоезду некое рыцарское украшение-устрашение. 3 000 штук! А чтобы ввинтить один, надо было трижды просверлить сталь толщиной 10–15 мм!

hamiczevich 32 kopiya

Бронепоезд создавался по чертежам точь-в-точь как оригинал. Впечатляет и получивший вторую жизнь красавец паровоз 1933 года выпуска. Он прошел всю войну, проработал 35 лет и был доставлен на «Линию Сталина» из Кричевского локомотивного депо.

Паровоз, бронепоезд, довоенное здание станции Советская, перрон, охраняемый переезд со шлагбаумом, будка смотрителя, железнодорожный мост через водоем, лесопилка… Эта историческая экспозиция «Линии Сталина», как напоминает памятная табличка, прикрепленная к паровозу, посвящена «трудовому и ратному подвигу всех поколений воинов и тружеников железнодорожного транспорта Беларуси».

img 1173 hamiczevich kopiya

Справочно

К 1941 году в Красной армии насчитывалось 64 бронепоезда. В боях на белорусской земле летом 1941-го приняли участие 10 бронепоездов: семь армейских, два НКВД и один, построенный железнодорожниками Гомеля.

Бронепоезд НКВД № 73 вступил в бой с германской мотопехотой и танками 20-й танковой дивизии возле Заславля, вблизи нынешней «Линии Сталина», и был поврежден вражеской авиацией. После ремонта его направили в район станции Елизово, чтобы отбить захваченный противником мост через Березину. Задача была выполнена, но авиация противника снова повредила бронепоезд. Убедившись, что двигаться он не может, команда сняла пулеметы и замки орудий и уничтожила «стальную крепость».

Фото автора

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Решение Мингорисполкома от 15 ноября 2024 г. № 4335

Об изменении организации дорожного движения в городе Минске.

На основании абзаца четвертого части третьей статьи 19 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 313-З «О дорожном движении» Минский городской исполнительный комитет РЕШИЛ:

  1. Установить, что в связи с угрозой безопасности дорожного движения, в том числе жизни и (или) здоровью граждан, вводится временное запрещение движения транспортных средств и самоходных машин по ул. Ваупшасова на участке от здания № 26 до здания № 40 с 1 часа 00 минут до 5 часов 00 минут с 21 ноября 2024 г. по 26 ноября 2024 г.
  1. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования.

Председатель В. Е. Кухарев

Решение Мингорисполкома от 15 ноября 2024 г. № 4326

Об индексации именных приватизационных чеков «Жилье».

На основании части первой пункта 6 Положения о порядке индексации именных приватизационных чеков «Жилье», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 ноября 2006 г. № 1529, Минский городской исполнительный комитет РЕШИЛ:

  1. Установить индекс роста стоимости строительства жилья по сравнению с его стоимостью на 31 декабря 1991 г. для индексации именных приватизационных чеков «Жилье» при их использовании гражданами и членами их семей, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, для уплаты паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе, финансирования индивидуального или коллективного жилищного строительства, реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов, долевого участия в жилищном строительстве, приобретения жилья путем покупки, а также для погашения задолженности по кредитам банков (включая выплату процентов за пользование ими) и ссудам юридических лиц, взятым и использованным на указанные цели, в размере 38,683.
  2. Признать утратившим силу решение Минского городского исполнительного комитета от 8 августа 2024 г. № 3059 «Об индексации именных приватизационных чеков «Жилье».
  3. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования.

Председатель В. Е. Кухарев