1200 90

Куда исчезли экспонаты картинной галереи БССР, и как умер Мессинг. Этот день в истории: 8 ноября

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 8 ноября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1724 год. Пётр I бросается в холодную Неву спасать тонущих солдат, что приведет к тяжелой простуде, вызвавшей смерть императора

26151 mainfoto 03

Пётр I задумал посетить недавно построенный по его указанию Сестрорецкий оружейный завод под Петербургом. По пути, у поселка Лахта, расположенного на берегу Финского залива, императора настигло ненастье. Поднялась буря, небо почернело, стало темно. В этот момент Пётр заметил на море севший на мель большой бот с солдатами – хрупкое суденышко во власти разбушевавшейся стихии. Император послал на помощь шлюпку, но, неудовлетворенный ходом спасательных работ, отправился к погибающему боту сам. Он бросился в ледяную воду, работал в ней по пояс и очень радовался, когда последний солдат оказался вне опасности.

Через несколько месяцев сильно простудившийся, но продолжавший активно заниматься государственными делами император скончался. Агония Петра была мучительной: смерть наступила от воспаления мочевого пузыря, перешедшего в гангрену на почве задержки мочи, вызванной сужением мочеиспускательного канала.

1924 год. В небольшой деревне Язово возле Омска в крестьянской семье родился советский военачальник, последний Маршал Советского Союза Дмитрий Язов

1646645174351711 bpppyqx

Министр обороны СССР Дмитрий Язов, 1989 год
© Александр Шогин/ ТАСС

Когда началась война, Дмитрий пришел в военкомат добровольцем, хотя парню в ту пору не исполнилось и семнадцати. Для того чтобы ему не отказали, будущий маршал приписал себе один год. В то времена в деревнях жили без паспортов, так что рослого парня не стали долго проверять и отправили учиться в Новосибирск в училище имени Верховного Совета РСФСР, эвакуированное из Москвы. В январе 1942 г. Язов отправился на фронт.

Потомственный крестьянин, он сумел уцелеть в мясорубке боев Великой Отечественной, сражаясь под Ленинградом, Волховом и в Прибалтике. Сумел пройти путь от самых низов, с окопных должностей, до министра обороны страны.

Министром Язов стал благодаря стечению обстоятельств — сам, по крайней мере, он называл свое назначение неожиданным. 30 мая 1987 г. на Васильевском спуске у самых стен Кремля приземлился Матиас Руст. Администрация Михаила Горбачёва использовала этот повод для удаления из Минобороны группы высокопоставленных военных во главе с маршалом Сергеем Соколовым. На вакантное место главы оборонного ведомства Язов был переведен с должности замминистра обороны СССР по кадрам, в которой пробыл всего четыре месяца, а до того командовал войсками Дальневосточного военного округа.

Министерское кресло досталось ему в трудное время: шла война в Афганистане, обострялась внутренняя обстановка в стране. Многое из происходившего Язову не нравилось. В частности, вывод войск из Германии он расценил как предательство национальных интересов со стороны Горбачёва и главы МИД Эдуарда Шеварднадзе.

Непопулярный в кругах сторонников перестройки консерватор Язов в августе 1991 г. примкнул к ГКЧП. По приказу министра в Москву вошли танки и личный состав войск. Однако заместитель Язова Евгений Шапошников предпочел саботировать распоряжения министра. После провала ГКЧП Шапошников был назначен Горбачёвым на место Язова, а Язов оказался в застенках «Матросской тишины», где провел 498 дней. 26 января 1993 г. его освободили из-под стражи вместе с другими гэкачепистами, а 23 февраля 1994-го амнистировали постановлением Госдумы.

Маршал Язов прожил долгую жизнь. После смерти в феврале 2014 г. Василия Петрова он оставался последним живущим Маршалом Советского Союза. Умер Дмитрий Тимофеевич 25 февраля 2020 г. в возрасте 95 лет. За три недели до кончины министр обороны Сергей Шойгу вручил ему орден «За заслуги перед Отечеством» III степени и юбилейную медаль «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

1929 год. Родился Олег Борисов, народный артист СССР, игравший на знаменитых театральных сценах, но получивший всенародное признание как киноактер

oleg borisov 01

Его детство и юность пришлись на суровые военные годы.  Был в эвакуации.  С 12 лет выполнял работу наравне со взрослыми.  Учеба в школе давалась ему с трудом, но однажды, увидев его в школьной самодеятельности, учитель по математике так растрогался, что предложил сжечь учебники. «Сосчитать зарплату сможешь, и этого тебе достаточно!», — заявил он, предрекая мальчику актерское будущее.

На сцене Борисов работал с 1951 г. За свою жизнь успел покочевать по разным театрам. Служил в Киевском русском драматическом театре имени Леси Украинки, в Большом драматическом театре имени Максима Горького, во МХАТе, в театре Советской армии.

В кино он дебютировал в эпизодической роли рабочего-подпольщика в фильме Марка Донского «Мать». И только через пять лет получил свою первую главную роль — Голохвостова в комедии «За двумя зайцами», которая принесла ему всесоюзную известность. Борисов снялся в фильмах «Дайте жалобную книгу», «Остановился поезд», «Садовник», «Слуга», «Рабочий поселок», «Рафферти», «Крах инженера Гарина», «По главной улице с оркестром» и многих других. Однако, несмотря на солидную фильмографию (около 70 картин) и обширный послужной список в театре, Олег Иванович ощущал нехватку крупных ролей.

Актер прожил 64 года. Последние 17 лет болел лимфолейкозом, но был в строю почти до последнего. Выйдя на пенсию, открыл вместе с сыном Юрием «Антрепризу Олега Борисова», где успел поставить несколько спектаклей. Умер в 1994-м, оставив после себя не только роли в театре и кино, но и живейшую память о своем пребывании на этой земле в виде дневников.

«Когда меня не станет, — завещал он сыну, — не спеши это публиковать. Пройдет энное количество лет, и ты увидишь, что устарело, — тогда с легкостью от этого избавляйся. А главное, помни: это должно быть интересно молодым актерам. В этом единственный смысл того, о чем я написал».

1939 год. В Минске открывается Государственная картинная галерея БССР

plsz1kggnlk6kt6qng8m0z6vlh6s9s08

Именно с нее началась история крупнейшей в Беларуси коллекции художественных ценностей.

Первоначально галерея расположилась в пятнадцати залах здания Высшей коммунистической сельскохозяйственной школы — бывшего дореволюционного здания Минской женской гимназии на ул. К. Маркса, 29 (в настоящее время на здании установлена мемориальная доска). Кроме отделов живописи, скульптуры и графики, в галерее специальным постановлением был организован отдел художественной промышленности. Основой живописной коллекции галереи стали произведения из отделов изобразительного искусства исторических музеев Минска, Витебска, Могилёва и Гомеля. Несколько произведений из своих фондов подарили Третьяковская галерея и Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Государственный Эрмитаж. В коллекцию новой галереи вошли и произведения известных русских советских художников.

После присоединения в 1939 г. Западной Беларуси в галерею поступили ценности из бывших дворянских усадеб, среди которых была мебель эпохи Людовика ХIV, каминные часы. А еще статуэтки из слоновой кости, кавказские ковры и французские гобелены, картины и несколько десятков древних икон, собранных в экспедициях в разных областях Беларуси. Среди других была и особая ценность — 32 слуцких золототканых пояса.

Многое из этого было собрано исключительно благодаря первому директору галереи Николаю Михолапу. Так, в 1939-м, когда дворец Радзивиллов в Несвиже национализировали, туда сразу прибыла некая московская комиссия, отбирающая раритеты для крупнейших российских музеев. Подготовка к первой Декаде белорусского искусства в Москве была в самом разгаре, и Михолап убедил московских чиновников сделать выставку «белорусского народного творчества» частью декадной программы и только после этого решать дальнейшую судьбу коллекции слуцких поясов. Поступил дальновидно: в дни декады о шедеврах Государственной художественной галереи БССР вышло столько публикаций, что отнять их у белорусов уже не посмел никто.

К концу 1940 г., когда выставка вернулась из Москвы в Минск, в музейной описи галереи числились уже три тысячи экспонатов.

К сожалению, все это богатство было безвозвратно утрачено в годы войны. Немцы вывозили музейные ценности вагонами, и их дальнейшая судьба неизвестна.

Когда летом 1944 г. в только что освобожденном Минске новый директор Государственной картинной галереи Елена Аладова приступила к своим обязанностям, она составила акт с перечислением экспонатов, которые остались в галерее после оккупации, он был очень короткий: три большие скульптуры мастера Грубэ и поврежденная мраморная статуя работы Тордвальдсена. Рамы и книги были сожжены, скульптуры советских мастеров разбиты. С собой немцы забрали даже настольные лампы и письменные приборы.

После победы над Германией в Минск стали возвращать награбленное фашистами. В галерею вернулись крохи – полторы сотни экспонатов, среди которых не было ни слуцких поясов, ни древних икон, ни скульптур…

Начался второй этап истории музея, связанный с 33-летней подвижнической деятельностью Аладовой. В 1946 г. в фондах было уже 317 произведений, а к 5 ноября 1957-го, когда представлением новой экспозиции и Всебелорусской выставки торжественно открылся Государственный художественный музей БССР (так стала называться бывшая картинная галерея), коллекция музея достигла довоенного количества и насчитывала около трех тысяч произведений русского, советского и белорусского искусства.

Сегодня фонды Национального художественного музея Республики Беларусь насчитывают более 27 тыс. экспонатов.

1974 год. Умирает Вольф Мессинг, заслуженный артист РСФСР, выступавший на эстраде с психологическими опытами «по чтению мыслей» зрителей

volf messing 1

О том, кто такой Мессинг, в Советском Союзе знали все. О его способностях ходили легенды, и, что самое удивительное, многие из этих легенд были правдой. Мессинг поражал современников своими уникальными способностями: мог читать мысли окружающих и предсказывать судьбы сильных мира сего.

Отношение к феноменам, которые демонстрировал Мессинг, всегда было неоднозначным. Природу его способностей безрезультатно пытались разгадать разные ученые, в том числе Фрейд. Некоторые до сих пор считают Мессинга обычным шарлатаном.

Два года жизни Мессинга были связаны с Беларусью, куда польский телепат попал осенью 1939-го, вскоре после начала Второй мировой войны. На тот момент ему было 40 лет, и в Польше, оккупированной гитлеровскими войсками, ему, еврею, оставаться было небезопасно. Около полугода Вольф провел в Бресте, а потом был направлен в Минск. «Здесь я встретился с Пантелеймоном Кондратьевичем Пономаренко — одним из видных деятелей Советского государства. Я благодарен судьбе за встречу с этим человеком, которому я очень многим обязан», — писал он в биографии.

Почти до самого начала войны Мессинг выступал на различных площадках Минска со своими «Вечерами психологических опытов», а потом перебрался в Москву.

Во время войны на личные средства артиста, заработанные им от концертов, были построены два истребителя, на которых советские летчики громили фашистов на фронтах Великой Отечественной.

В последние годы жизни Вольф Григорьевич плохо себя чувствовал, однако все равно ездил по стране с гастролями. Последнее его выступление состоялось в сентябре 1974 г. в московском кинотеатре «Октябрь» и было приурочено к 75-летнему юбилею артиста. Потом пришлось лечь в больницу.

Рассказывают, что, уезжая в клинику из своей квартиры на улице Герцена, Мессинг посмотрел на собственный портрет на стене и сказал: «Все, Вольф. Больше ты сюда не вернешься». Так и вышло.

Ему предстояла операция на бедренных и подвздошных артериях (он травмировал ноги еще в годы войны, когда выпрыгнул со второго этажа, спасаясь от фашистов). Мессинг попросил у правительства пригласить в качестве хирурга уже ставшего мировой знаменитостью Майкла Дебеки, обязуясь полностью оплатить его приезд и работу из собственного кармана. Правительство ответило отказом, хотя двумя годами ранее американца уже приглашали в СССР оперировать президента академии наук СССР Мстислава Келдыша, причем за счет государства (в 1996-м Дебеки вновь пригласят в Москву консультантом на операцию первому президенту России Борису Ельцину).

Мессинга оперировал профессор Покровский. Операция прошла хорошо, но на ее фоне у артиста развился ателектаз легкого, после чего отказали почки, и 8 ноября 1974 г. в 23 часа Вольф Григорьевич скончался.

Вскоре в МУР пришла ассистентка Мессинга и подала заявление о пропаже уникального перстня, стоимость которого оценивалась баснословной суммой в 700 тыс. рублей. По словам женщины, Мессинг носил его на правой руке и никогда с ним не расставался. Однако на покойном этого перстня не оказалось.

После ее заявления прокуратура возбудила уголовное дело. Врачи, проводившие операцию, заявили, что никаких драгоценных вещей у пациента не видели. Вскрыли квартиру. Дорогая мебель, ковры, хрусталь… По тем временам только очень состоятельные люди могли иметь подобную обстановку. Повсюду лежал слой пыли, по всему было видно, что с того момента, как хозяина увезли в больницу, здесь никто не появлялся.

Перстень так и не нашли — исчез бесследно. Все остальное, что осталось после смерти Мессинга — квартира с обстановкой и немалые денежные сбережения, – отошло государству: наследников у знаменитого артиста не оказалось.

Похоронили Мессинга на Востряковском кладбище рядом с умершей за несколько лет до этого супругой. На просьбу выделить две тысячи рублей для установки надгробия чиновники в Минкульте ответили отказом. Много лет могила Мессинга была практически безымянной, и лишь в 1990 г. его старая подруга, Татьяна Лунгина, на свои деньги поставила ему памятник.

Читайте также:

minsk novosti 910 110
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора