Легенды и секреты Лошицкого парка: обручальный дуб, магнолия кобус, белая пани
Одно из любимых мест отдыха минчан – Лошицкий парк.
В этом дивном уголке с уникальной природой, изящной усадьбой, памятниками архитектуры устраивают фотосессии, снимают фильмы и клипы… А проживающие рядом с парком минчане каждый день наслаждаются прогулками по тихим аллеям с вековыми деревьями.
О легендах и секретах Лошицкого парка корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала ведущий специалист Музея истории города Минска Лидия Маркович.
Ложе – лошадь – Лошица
Откуда пошло название этого, места ходят споры. Одни рассказывают легенду о белой лошади, что спасла во время кровавой битвы раненого Всеслава Чародея. Она привезла князя к роднику, целебная вода которого вернула ему силы. От слова «лошадь» образовалось название реки Лоша или Лошица, а позже так стали именовать усадебно-парковый комплекс. Другие же говорят, что битвы никакой не было. Место, где князь во время путешествия остановился отдохнуть, назвали княжеским ложем, спустя время «ложе» стало созвучным с Лоша или Лошица.
Первое документальное упоминание о лошицкой усадьбе датируется 1557 годом. Тогда ее владельцем был Василий Толочинский из рода князей Друцких. За все время существования у Лошицы сменилось от 12 до 14 владельцев. Это и потомки Всеслава Чародея князья Друцкие-Горские, и князья Радзивиллы, и граф Антоний Прушинский. К слову, графские липы с вековой историей до сих пор можно увидеть на аллее, ведущей к усадьбе.
История обручального дуба
На берегу Свислочи стоял величественный дуб. Он стал настоящей достопримечательностью Лошицкого парка. По легенде, у одного из князей Друцких-Горских было три дочери. Для каждой он посадил по дереву, символизирующему крепость семьи, любовь, удачу. До нашего времени сохранился только один дуб, который стали называть обручальным. В XX веке незамужние девушки кланялись ему и просили счастливой семейной жизни. Говорят, что дуб исполнял их желания. В 2010 году великан погиб от удара молнии, но люди до сих пор верят в его волшебную силу: просят здоровья, вдохновения, удачного брака.
Подвиги ради любимой
Заметный след в истории Лошицкого парка оставил Евстафий Иванович Любанский, который стал владельцем имения 1884 году. О преображении Лошицы ходит уже другая легенда. Любанский, будучи 37-летним состоявшимся мужчиной, влюбился в 20-летнюю Ядвигу Кеневич. Она поставила ему условие: на брак согласится только тогда, когда усадьбу станут считать лучшей в Минской губернии, а вокруг дома будет парк с деревьями разных видов и цветком невиданной красы. Евстафий Иванович, окрыленный романтическими чувствами, достроил каменную пристройку к тогда еще неприметному дому, оформил комнаты в разных стилях.
Для вестибюля выбрал английский, для коридора – помпейский, для гостиной – рококо, для библиотеки и столовой использовал элементы ренессанса. Не последнюю роль в оформлении интерьера сыграли кафельные печи. Сегодня их называют настоящими шедеврами архитектуры. Немногим современным мастерам под силу создать такие. После Любанский разбил парк по французскому образцу: на каждой полянке был высажен определенный вид растений. Даже сегодня здесь можно увидеть экзотические деревья, не характерные для белорусской земли. Лиственница, горная и крымская сосна, сибирская и европейская пихта, американская береза, серебристый клен, маньчжурский орех были привезены из разных уголков мира.
А удивительным цветком для любимой стала магнолия кобус, которую доставили прямо из Японии. Расцветает она в конце апреля – начале мая, когда еще не появились листья. Увядают бутоны – распускается зелень. Уникальное дерево по своей природе. Говорят, что цветки магнолии появляются в день рождения Ядвиги. Удивительно дерево еще и тем, что из одной лунки растут три ствола. Сегодня ходят споры: сохранилась магнолия со времен Любанского или ее посадили позже?
В 20-е годы XX века на территории Лошицкого парка по инициативе Николая Вавилова создали белорусское отделение Всесоюзного института растениеводства. К слову, практически все сорта злаковых, которые выращивают в Беларуси, вывел этот ученый-селекционер.
Белая пани Лошицкого парка
Усадьба Любанских считалась центром культурной жизни Минска. Здесь проводили поэтические вечера, праздники, выступали театралы… Но счастливая и веселая семейная жизнь внезапно оборвалась: Ядвига утонула.
О ее смерти ходит немало легенд. Есть предположение, что Любанская была ветреной дамой, имевшей немало поклонников. Однажды Евстафий Иванович застал супругу в объятиях графа Чапского. Ядвига не вынесла позора и покончила жизнь самоубийством. Кто-то приписывает ей роман с минским губернатором Мусиным-Пушкиным. После перевода его в другой город Ядвига якобы долго переживала разлуку и утопилась в Свислочи. Другие же говорят, что с пани произошел несчастный случай: перевернулась лодка, а Ядвига плавать не умела…
На берегу реки, недалеко от места происшествия, в память о супруге Любанский посадил маньчжурские абрикосы.
Пан покинул Лошицу и уехал на Кавказ, где через несколько лет скончался.
Говорят, что во время цветения абрикосов появляется призрак Ядвиги в белых одеяниях и бродит по аллеям парка.
История каплицы
Недалеко от главной аллеи сохранилась стена римско-католической каплицы. Она была возведена еще при Прушинских в XVII веке. В подземелье восьмигранного здания хоронили владельцев Лошицы.
Последней тут была погребена Ядвига Любанская. В 1935 году каплицу взорвали. Железные элементы постройки и даже свинцовый гроб с останками Ядвиги переплавили для изготовления аккумуляторов. Где сегодня находятся останки умерших, захороненных в подземелье каплицы, неизвестно.
Новые хозяева Лошицкого парка
Сегодня в Лошицком парке хозяйничает «Минскзеленстрой». Изменения заметны: построен детский городок, восстановлен домик привратника, с помощью Музея истории города Минска в былом флигеле открыт музей…
И самое главное – скоро усадьба Любанского возвратится к жизни, ее двери откроются перед любопытными туристами и жителями столицы. Уже закончено воссоздание интерьеров в стиле XVIII–XIX веков, над которыми работал целый штат реставраторов. Осталось только преобразить внешний облик здания.
Фото Сергея Пожоги