«Ленин в Октябре». Во время съемок этого фильма кинематографистов преследовал злой рок
История создания фильма «Ленин в Октябре» сама по себе достойна экранизации в связи с многочисленными сюжетными поворотами. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Фильм рассказывает о роли Ленина в революционных событиях 1917 года.
Рисковые люди
Осенью 1936-го Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР объявил конкурс на лучший сценарий картины к 20-летию Октябрьской революции. Творческое соревнование курировал Сталин. Он лично читал каждый сценарий и… весной 1937-го отверг все предложения. До юбилея оставалось полгода. Уроженец Гродненской губернии, директор «Мосфильма» Борис Бабицкий пребывал в панике. За срыв работы над лентой к юбилею Октября его непременно обвинили бы во вредительстве. В то же время режиссеры под благовидными предлогами отказывались браться за тему. Рассуждали так: лучше получить выговор за бездействие, чем тюремный срок за фильм, не понравившийся вождю. Ведь согласно главному условию конкурса в картине Ленин и Сталин впервые должны были взаимодействовать на экране, да еще и говорить! Владимир Ильич в актерском исполнении ранее появлялся только единожды в немой ленте Эйзенштейна «Октябрь». А роль Иосифа Виссарионовича вообще на тот момент никто не играл в кино.
Когда все «заболели» или отказались, сценарий взялся создавать азартный литератор Алексей Каплер. Он предложил в качестве режиссера Михаила Ромма, недавно уволенного со студии. Фильм мог стать для него судьбоносным. И вот директор Бабицкий вызвал постановщика к себе в кабинет и предложил выполнить ответственное поручение! Ромму было 36 лет. Здесь уж иль грудь в крестах, иль голова в кустах. Он согласился.
Квартирный вопрос
Литературную основу Каплер создал к июню 1937-го. До премьеры оставалось всего четыре месяца. Нужно понимать, что в те времена полнометражные картины делали не менее года. В июле Ромм сел за режиссерскую разработку. Жил он тогда с супругой и ребенком в полуподвальной комнатушке. Трудиться сутками казалось невозможным. К этому моменту директора Бабицкого уволили со студии. Его место заняла бывшая революционерка-подпольщица Софья Соколовская. Она арендовала для постановщика комнату в просторной квартире. По соседству проживали кухарка и хозяйка жилья. В тот же период Михаил встретил в городе киночиновника Альберта Сливкина, уверявшего: в эту квартиру переезжать не стоит. Но Ромм заселился. После трех дней плодотворной работы ночью явились сотрудники НКВД, арестовали хозяйку. Она оказалась супругой ранее репрессированного заместителя народного комиссара тяжелой промышленности СССР Георгия Пятакова. Но главное, на столе у постановщика чекисты увидели бумаги: запрещенная речь Троцкого «Уроки Октября» и прочие убийственные материалы. Потирали руки. Однако приехавший начальник выслушал Михаила и отпустил его. Правда, бумаги, включая неоконченный сценарий, забрал. Ромм заявился домой к Сливкину, который принял его, выделил стол. Режиссер за сутки по памяти восстановил написанное. А еще через два дня чекисты пришли за самим Сливкиным и его женой. Увидев Ромма, возмутились: «Вы и здесь?!» Но бумаги отнимать не стали. С горем пополам сценарий был завершен.
Правильный акцент
Самой большой удачей режиссера можно считать назначение на роль Ленина актера Театра имени Е. Б. Вахтангова Бориса Щукина. Секрет в том, что Михаил решил отодвинуть революцию на второй план и сделать главными в ленте человеческие качества вождя мирового пролетариата. Ленин улыбается, Ленин смеется, Ленин вникает в дела солдат, крестьян, умиляется, увидев грудного сына своего помощника Василия. Постановщик сделал из забронзовевшего в умах небожителя человека. Казалось бы, кто свалил Российскую империю? Исполин? Нет! Обычный, умный, добрый и внимательный Владимир Ильич, мужчина небольшого роста. Все увидели живого Ленина! Как говорили, это было похоже на Воскресение Христово.
Сталин, конечно, стал его ближайшим соратником на экране. Ленин часто ссылается на его слова и поступки. 59-летнему Иосифу Виссарионовичу понравилось, как его образ воплотил на экране 30-летний артист Ярославского театра красавец Семён Гольдштаб. И он еще четыре раза появлялся в кино в этой роли.
Всякая чертовщина
Съемки начались 17 августа 1937-го. Работали в основном в павильонах, в выстроенных декорациях. Кинематографистов преследовал злой рок. А может, и правда шпионы или завистники! В первый день вышел из строя силовой кабель, и работа остановилась. Потом кто-то подпилил штатив с тяжелым световым прибором, под которым сидели Ромм и Каплер. Но все обошлось. Купили два дорогих английских объектива для камеры. Утром их обнаружили порубленными топором. Едва не арестовали за это уроженца Витебска, оператора Бориса Волчека, кстати, отца знаменитой Галины Волчек, режиссера театра «Современник».
Монтируя фильм, постановщик не спал неделю. 6 октября 1937 года Сталин посмотрел картину, пришел в восторг.
А 7 ноября ленту показали в Большом театре после торжественного заседания по случаю юбилея революции. И там возникли сбои. Этот зал не приспособлен для кинопоказа. Потому проектор укрупнил изображение лишь на половину экрана. К тому же имелись большие проблемы со звуком. Ромм схватился за голову, понимая: провал. Но Сталин в ложе, смотревший фильм второй раз, в финале зааплодировал, и зал искупал авторов в овациях.
Через три дня после начала демонстрации картины в кинотеатрах показы остановили. Вождь решил, что в ленте не хватает сцены штурма Зимнего дворца. В павильоне установили ворота Зимнего с двуглавым орлом и широкую лестницу из фильма «Цирк», сымитировавшую дворцовую. Массовка сделала свое дело. В декабре картина вышла окончательно! Авторы получили огромные гонорары и отчисления от каждого показа. А их было немало. Лента с успехом прошла в США и странах Европы. Многие хотели посмотреть на человека, кардинально изменившего Россию. Каплер всем одалживал деньги и купил себе машину.
В 1939-м на свет вышел еще один фильм — «Ленин в 1918 году». Владимира Ильича вновь сыграл Борис Щукин. А вскоре актер скончался. Ему было всего 45 лет.
После смерти Сталина и разоблачения культа его личности в 1956-м Ромма попросили убрать все сцены, где Иосиф Виссарионович взаимодействует с Лениным. А в 1963 году вождя полностью удалили из картины. Его лицо скрывали доснятыми перед экраном персонажами. А в эпизоде заседания в президиуме вместо него появилась лампа. Однако все три версии ленты сохранились. Их в постсоветское время не раз демонстрировали по телевидению.
Еще материалы рубрики:
В этой мелодраме Ирина Алфёрова сыграла двух героинь. Как снимался фильм «Предчувствие любви»
«Тегеран-43». На съемках этого фильма Ален Делон набросился с кулаками на советского режиссера
В 1986 году съемки этой картины в Минске едва не сорвались из-за трагедии
Смотрите также: