Ликбез от МГЖХ: как законно оборудовать во дворе парковку для машин
Раньше минчане активно обустраивали во дворах места для парковки автомобилей. Теперь это редкость. Корреспондент агентства «Минск-Новости» разбирался в причинах.
10 лет спустя
В столичных дворах автомобили прописались давно. Почти повсеместно их количество превышает число специально отведенных парковочных мест. Поэтому некоторые автовладельцы в нарушение закона ставят машины на прилегающие к проездам газоны, заезжают колесами на тротуар.
Чтобы снизить остроту проблемы, около 10 лет назад стартовала кампания по массовому строительству дополнительных мест для временного хранения автотранспорта. Эти работы выполняли за бюджетные деньги при комплексном благоустройстве придомовых территорий, а также за средства населения и субъектов хозяйствования. Например, в 2011 году во дворах обустроено 7 272 машино-места, в том числе 1 063 — с финансовым участием жителей и 2 183 — за счет средств предприятий и организаций, расположенных в жилых кварталах или арендующих помещения в многоквартирных домах.
В последующие годы жильцы-автовладельцы все активнее вкладывались в такие объекты. При этом они не имели ни права собственности на них, ни возможности каким-то образом закрепить площадку за своим авто, например поставить мини-шлагбаум, по той причине, что парковка расположена на землях общего пользования и, соответственно, воспользоваться ей по закону может каждый. На этой почве возникали конфликтные ситуации.
— Горожане начали массово жаловаться, что заплатили за обустройство парковочных мест, но не могут ставить машины, потому что они заняты другими автовладельцами. Те, в свою очередь, приводили свои обоснованные аргументы: «Это земли города, мой двор, и я имею право на парковку», — вспоминает события пяти-семилетней давности заместитель генерального директора по благоустройству, санитарному содержанию жилищного фонда Минского городского жилищного хозяйства (МГЖХ) Анастасия Воробьёва. — Были серьезные инциденты, доходило до драк, повреждения авто. Вызывали милицию. В ходе разбирательств было установлено, что некоторые парковки построены с нарушением норм законодательства, в частности без проекта. В отдельных случаях даже выносили решение привести занимаемое парковкой место в первоначальный вид, то есть восстановить зеленую зону. Как следствие, новые проекты строительства парковочных мест уже прорабатывали очень скрупулезно, до мелочей, что отражалось на их стоимости. Это привело к тому, что количество желающих профинансировать разработку проекта и выполнение строительных работ значительно уменьшилось. Ни в прошлом, ни в нынешнем году на придомовых территориях, находящихся на обслуживании ЖКХ районов, не было обустроено ни одного дополнительного парковочного места за средства жильцов.
Строго по проекту
Замдиректора объединения обращает внимание на одно заблуждение. Многие полагают: вот есть свободное место на газоне, там можно положить какое-то покрытие — и парковочное место готово. В действительности процесс гораздо сложнее.
Обязательно нужно разработать проектно-сметную документацию (ПСД). Она должна соответствовать всем нормам. К примеру, регламентируется расстояние до детской площадки, окон жилых домов. Есть нормативы по освещенности: если света от ближайших фонарей недостаточно, в проект закладывается установка одной или нескольких осветительных мачт. Нет водоотвода — надо провести ливнесток. Удалена от проезда — потребуется соорудить подъездную дорогу и пешеходные дорожки. В отдельных случаях необходим снос деревьев, за который предусмотрены компенсационные посадки либо выплаты. И так далее. В итоге стоимость одного парковочного места возрастает в разы за счет проектирования сопутствующих элементов благоустройства и последующих строительно-монтажных работ и сегодня может достигать нескольких тысяч рублей. Если разрабатывается проект парковки на несколько мест, сумма делится на всех дольщиков — в финансовом плане это выгоднее. Но опять же все зависит от суммы.
— Довольно распространенная в последние годы ситуация, когда автовладелец или группа жителей изъявляют желание построить во дворе парковку, заказывают проект. Но когда он завершен или находится в процессе разработки, видят предстоящие затраты и понимают, что это слишком дорого. Тогда, взвесив все «за» и «против», они отказываются от своей идеи. Второй сдерживающий фактор — строительство парковки за счет жителей во дворах по-прежнему расценивается как добровольное участие в благоустройстве территории города и не гарантирует ее неприкосновенности со стороны других автолюбителей. Да, устанавливают таблички, что парковка построена за средства жителей, но такое предупреждение носит сугубо информационный характер, — говорит Анастасия Воробьёва.
С приставкой «эко»
Не оправдали себя и так называемые экологические парковки с использованием пластиковой газонной решетки, отмечают в МГЖХ. Предполагалось, что через ячейки решетки будет пробиваться трава, ведь так сохраняется ее корневая система. Такое покрытие легко монтируется. Словом, дешево и безопасно для дворовой флоры. Но практика показала: и этот вариант не без изъянов.
— От постоянного заезда автомобилей участок земли повреждался, могло пролиться масло, так что о сохранении газона речи не шло. Сами конструкции оказались недолговечны и довольно быстро приходили в негодность. Есть вопросы и законодательного характера. Возможно, для устройства экопарковки проект не требовался, так как она не имеет признаков капитальности. Но вместе с тем в генплане города этот участок числится как зеленая зона. И если следовать букве закона, то нужно менять целевое назначение участка, чтобы в документе данная территория фигурировала не как зеленая зона, а как место для парковки транспортных средств. Таким образом, широкого распространения газонные решетки не получили, — поясняет Анастасия Воробьёва.
Без излишеств
В последнее время произошли изменения в подходах к благоустройству дворовых территорий. Акцент сделан на максимальное сохранение объектов растительного мира в сложившейся жилой застройке. С 2021 года в проекты капремонта дворов почти не включают элементы модернизации или реконструкции, в частности, расширение проездов и обустройство дополнительных парковок, как практиковалось ранее. Исключение — создание мест для хранения автомобилей инвалидов.
Капитальный ремонт двора — это в первую очередь восстановление физико-технических качеств элементов благоустройства, утраченных в процессе их эксплуатации. Обновленная таким образом территория должна быть функциональной, без излишеств и без ущерба для существующего озеленения, расставляют приоритеты в МГЖХ.
Вместе с тем на собрании перед разработкой проекта капремонта жильцы могут внести предложение по включению в ПСД определенного количества парковочных мест. Его рассмотрят, и в случае положительного решения оплачивать эти работы будут сами жители.
Ликбез от МГЖХ
Как действовать минчанам, если они с учетом изложенной выше информации, захотят оборудовать во дворе парковку для машин?
Нужно обратиться в ЖКХ района (если дом относится к самостоятельному товариществу собственников или ЖСПК — к председателю).
Прежде всего жильцы должны предоставить:
— список желающих участвовать в строительстве парковки, хотя бы предварительный;
— схему будущего объекта с указанием его местоположения, размеров, количества мест.
Это позволит начать предпроектную проработку. Специалисты ЖКХ выедут на место, осмотрят территорию на предмет того, можно ли там оборудовать парковку с учетом всех норм и нюансов. Проведут маркетинговое исследование путем переговоров с проектными и строительными организациями. Затем состоится собрание с жильцами, где разъяснят детали, назовут ориентировочную стоимость проекта и последующих строительно-монтажных работ. Если собственников все устроит, собираются подписи тех, кто согласен профинансировать работы.
Далее ЖКХ обращается в администрацию района, там рассматривают имеющиеся документы. Если все в порядке, выносят решение о разрешении проектирования и строительства парковочных мест за счет средств жильцов. На основании этого решения ЖКХ заключает с гражданами индивидуальные договоры на финансирование работ по разработке проекта. Как правило, это трехсторонний договор, который подписывают ЖКХ как заказчик, представляющий интересы жильцов, каждый житель как плательщик и проектная организация. Последнюю предлагает ЖКХ по результатам маркетингового исследования. Впрочем, выбрать проектировщика могут и сами горожане, приняв соответствующее решение на собрании.
В договоре прописывается схема оплаты (с предоплатой, расчет по факту выполнения работы, внесение платы долями).
В таком же порядке выстраивается работа с подрядной организацией, которая будет оборудовать парковку. Обычно используется асфальтовое или плиточное покрытие.
Кроме того, важно найти консенсус с другими собственниками и нанимателями квартир в доме. Если большинство жильцов категорично выступят против нового сооружения и переубедить их в обратном не удастся, от идеи придется отказаться. Но обычно взаимопонимание достигается, констатируют в МГЖХ.
Смотрите также: