Самый древний датируется ХVIII веком: в Минск привезли редкие веера
Шелк и слоновая кость, пышные страусиные перья и лаконичное кружево — коллекцию вееров показывают в столичной галерее М. Савицкого. Где у дамского аксессуара гарда и почему веерный язык жестов — просто красивая легенда, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».
Вся экспозиция — это раритеты фондов «Замкового комплекса Мир», и теперь у минчан и гостей столицы есть редкая возможность с ней ознакомиться так близко. Транспортировка таких вещей — дело нечастое, с учетом возраста экспонатов: самый старинный аксессуар — французский веер 1760-х, декорированный позолотой, ручной росписью и резьбой. Хотя, по словам сотрудницы «Музея истории города Минска», веера задумывались и создавались с практической целью и особо хрупкими быть не могли по определению. И все-таки годы редко кого щадят. За вычетом экспозиций, эти импозантные изделия хранятся в специальных коробках, переложенных музейной бумагой.
В стеклянных витринах развернулись 26 дивных вееров из разных уголков планеты. Ирландия, Франция, Великобритания, Китай — география широкая. Не менее внушителен и временной разброс — с середины ХVIII по начало ХХ века.
Основными типами конструкции веера считались бризе и плие. И если первый состоял только из пластин, то второй представлял собой сплошной экран. Не всегда из тонкого кружева и шелка, но также из дерева или плотной ткани — чтобы выступать защитой от жара камина, скажем, чтобы дама не раскраснелась, и румяна не поплыли в неподходящий момент. Например, один из самых эффектных и раскидистых видов — плиант из России, который датируется 1880-м. Его экран формируют белоснежные перья страуса.
Еще одна незаменимая часть старинного аксессуара — гарда. Это боковые пластины, которые защищали от износа, а также выступали как поле для творчества — инкрустация, золочение, затейливая резьба — развернуться было где. Черепаший панцирь, сандаловое дерево, шелк, рисовая бумага, кость, перламутр, металл — коллекция наглядно демонстрирует многообразие материалов, из которых создавались веера.
— На пике своей пышности и славы веера были с середины до конца ХVIII века, — рассказала ведущий научный сотрудник «Музея истории города Минска» Евгения Стальмахович. — Они были буквально неотъемлемой частью образа. Затем пришел своего рода спад, когда они стали более «бедными и бледными», чтобы потом снова выйти на новый виток роскоши и размаха. Некоторые могли достигать колоссальных размеров. Настолько, что не только личико кокетливо прикрывали, но могли спрятать даму целиком, со всеми ее пышными кринолинами.
Само собой, это все-таки исключения. В основном веер был сравнительно компактным и легким, чтобы держащая его рука не отвалилась к концу светского приема. Так-то и обмахиваться нужно, и активно разговаривать тем самым языком жестов. И вот тут ждало самое большое разочарование! Не было по факту никакого секретного алфавита.
— Говоря современным языком, это маркетинговый ход, который придумал в ХIX веке один из производителей, — уточнила Е. Стальмахович. — Веер снабдили рекламным буклетом, в котором прописывалось, как кавалера деликатно отправить восвояси, а как намекнуть, что общество приятно. И этот ход возымел успех.
А вот что существовало на самом деле, так это язык цветов. В зависимости от астры, мимозы или розы можно было понять цвет настроения дамы на том или ином рауте. И как раз эта идея получила интересное продолжение в галерее Савицкого. Посетителям выставки предлагают сыграть в карточную игру «Флирт цветов», популярную в салонах ХIX века.
Самым юным гостям — а «Мир веера» — это хорошая идея для семейного выхода в свет, — предлагают сыграть в куклы и подобрать наряд для оперной дивы конца ХIX века Дженни Линд. Наряды — ее реально существовавшие сценические костюмы. А сама бумажная кукла — буквально мерч своего времени той известной дамы. Оригинал хранится в Смитсеновском музее дизайна Купер Хьюитт. В минской же галерее представлен репринт.
Тут даже веер самостоятельно можно сделать — инструкция и частично составляющие прилагаются. Причем формы, которая в экспозиции не представлена, — кокарда: в раскрытом виде створки формируют круг.
Галерея Савицкого принимает дивную экспозицию не просто так. В разные столетия городская усадьба принадлежала известным и важным персонам. Подканцлеру ВКЛ графу Михаилу Пшездецкому, меценату Юрию Кобылинскому, городскому голове Леопольду дель Паце. Соответственно, балы, приемы и рауты принимали тут часто. Кто знает, может один из вееров сейчас заглянул домой, спустя пару-тройку веков?
Выставка «Мир веера» работает с 13 ноября 2024 г. по 26 января 2025 г. по времени посещений галереи — со среды по воскресенье (с 11:00 до 19:00).
Фото Сергея Пожоги
Читайте также:
- Усадьбы, дом губернатора и часовая башня. Какими были кварталы в районе Немиги два века назад
- Самой древней около 4 тыс. лет. О мировой истории кукол рассказала профессор
- Пушка, о которой писал Киплинг, и самый оригинальный вокзал в мире. Чем интересен путешественникам Пакистан
- Катания на санях, новогодние шоу и джазовый концерт. Куда пойти в Минске за яркими впечатлениями
- КАБ ЛЮБІЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МІЛУЮ. Что общего у Гомеля с Провансом и Флоренцией
Смотрите также: