1200 90

Маэстро Николай Макаревич: «Самый жесткий судья в нашей профессии — время»

В стенах Белорусского государственного академического музыкального театра прошли 30 лет жизни композитора. Это годы, наполненные вдохновением и музыкой. История творческого пути Николая Макаревича — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Vo vremya konczertnoj programmy

Во время концертной программы

— Николай Владимирович, чем стал для вас театр за это время?

В первую очередь возможностью самореализации. В моей профессии нужно всю жизнь учиться и доказывать свою компетентность. Сейчас я в таком возрасте, когда уже многое знаю и, к счастью, еще многое могу. Отлично помню, как пришел в театр из музыкального училища в октябре 1990-го 18-летним кларнетистом. Вскоре поступил в Академию музыки и получил два высших образования — по классу кларнета и оперно-симфоническому дирижированию. Обучаясь по классу кларнета у доцента Ивана Бричикова, совершенно случайно попал в класс Александра Сосновского. Он раскрыл для меня новые грани дирижирования, расширил кругозор. Примерно через год он стал главным дирижером музыкального театра.

С его легкой руки и состоялся мой первый выход на сцену в новой профессии в мюзикле «Хелло, Долли!». Неожиданно заболел артист, который вечером должен был играть на рояле в роли тапера. Чтобы не отменять спектакль, Александр Сосновский сам сел за рояль, а меня, кларнетиста, поставил за пульт дирижера. Это был шок. Выручило, что знал музыку и музыканты старались мне помочь. Больше всего запомнилась реакция солистов, когда они с удивлением замечали, что в яме за дирижерским пультом стоит не Сосновский… Продержался до антракта, а потом продирижировал и некоторые номера второго акта. Думал, что мой дебют будет финальным опытом, но мне стали предлагать заменять и других дирижеров.

В нашей профессии должен быть здоровый дух авантюризма, чтобы суметь рискнуть в нужный момент. К слову, первым спектаклем, который за мной закрепили, стал «Золотой цыпленок».

Simfonicheskij orkestr

Симфонический оркестр

— Кларнетист, дирижер, дирижер-постановщик и автор собственных произведений. Все эти ипостаси испробовали из профессионального интереса или все же чувствовали производственную необходимость?

— О композиторстве не мечтал, но доводилось заниматься оркестровкой. У меня были хорошие учителя: Аркадий Амиров, Владимир Солтан, Николай Литвин, Владимир Корольчук. И конечно, Геннадий Гладков.

Когда ставили мюзикл «Обыкновенное чудо», музыки для спектакля не хватало, и Геннадий Игоревич дописал танцевальные номера и мизансцены, мне же довелось их оркестровать. Ранее мы общались только по телефону, а будучи в Москве, я захватил свои партитуры, и мы полдня общались. Он многое мне объяснил, например, как лучше использовать ударные и медные инструменты, поделился собственной методикой, о которой не прочтешь ни в одной книге. Мне было приятно узнать, что два номера из «Обыкновенного чуда» в моей инструментовке Геннадий Гладков включил в свой юбилейный вечер в Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве.

Для дирижера музыкального театра написание оркестровки порой необходимость. Спектакль не будет одинаковым, если его ставят в разных театрах: состав оркестров разный. Так, давно сотрудничаю с Карагандинским академическим театром музыкальной комедии. Когда ставил там «Соломенную шляпку» Владимира Баскина, пришлось потрудиться над инструментовкой, ведь оркестр там совсем небольшой.

— Музыкальный театр для зрителей — праздник, а вам как удается столько лет не перегореть эмоционально?

— Вспоминаю постановку балета «12 стульев». Когда открыл партитуру, ощутил, как по телу пробежал легкий холодок: мадам Грицацуева выходила на сцену в сопровождении пяти контрабасов! Решил оставить два, а три заменил виолончелями. С опаской сказал об этом Геннадию Гладкову. Он с пониманием отнесся к моему решению, я же постарался сохранить в музыке гладковский стиль. Вот именно такая работа позволяет оставаться в тонусе, в напряжении.

S Marinoj Tretyakovoj vo vremya konczertnoj programmy— Вы руководите симфоническим оркестром Минского государственного музыкального колледжа имени М. И. Глинки. Что дает вам эта работа?

— Опыт общения с молодежью. Те, кто сейчас приходят в искусство, делают это, как правило, по призванию. Затем в любой профессии происходит естественный отбор. Для меня как педагога важно отвлечь учащихся от телефонов. Раньше предлагал не приносить гаджеты в репетиционный зал. Сейчас провожу занятие так, чтобы ребятам некогда было заглядывать в смартфоны, удерживаю их внимание. Каждое свое требование в работе с молодыми музыкантами стараюсь аргументировать, рассказывать об исторически сложившихся музыкальных традициях.

— Нет ли творческого опасения, что растите конкурентов?

— Конкуренция — это прекрасно. Тогда и я не смогу расслабиться и почивать на лаврах. Был период, когда приглашал известных дирижеров и коллег из колледжа репетировать с нашим студенческим оркестром. Никогда не боялся сравнений: здоровая конкуренция — двигатель прогресса, а самый жесткий судья — время. В нашем деле не удержишься, если постоянно не будешь доказывать свое мастерство и право находиться за дирижерским пультом.

Final myuzikla A.Simona TRISTAN I IZOLDAСправочно

Николай Макаревич работает в Белорусском государственном академическом музыкальном театре с 1990 г., с 2007-го — дирижер. Поставил более дюжины спектаклей. Сотрудничал со многими белорусскими и зарубежными музыкальными коллективами, автор ряда инструментовок для симфонического, духового и эстрадно-симфонического оркестров.

Фото из архива Николая Макаревича и предоставленные Белорусским государственным академическим музыкальным театром

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Госавтоинспекторы напомнили жителям Заводского о важности фликеров

Сотрудники ГАИ Заводского района проводят профилактические рейды на улицах района. 21 ноября к ним присоединились ребята из отряда юных инспекторов дорожного движения средней школы № 169. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» сообщили в ОГАИ Заводского РУВД.

img 9073

Участие в специальной акции приняли горожане всех возрастов, инспекторы Госавтоинспекции советовали им не пренебрегать правилами безопасности. Правоохранители вручили пешеходам светоотражатели и памятки, дети прошли увлекательную викторину по ПДД и получили подарки.

Как отметил начальник ОГАИ Заводского РУВД Владимир Сергеев, раннее наступление темноты и забытый дома светоотражающий элемент резко увеличивают риск попасть в ДТП. Поэтому в осенне-зимний период сотрудники ГАИ регулярно напоминают пешеходам о важности фликеров.

img 9074

img 9069

img 9100

Не стоит забывать, что, передвигаясь на велосипеде или средстве персональной мобильности, тоже требуется использовать светоотражающие элементы.

Обязательно позаботьтесь о своей безопасности на дороге: сделайте так, чтобы вы были заметными водителю. Для этого нужно надеть жилет повышенной видимости и оборудовать транспорт светящейся экипировкой, — отметил В. Сергеев.

Также он обратил внимание, что в ПДД для велосипедистов прописано обязательное ношение одежды повышенной видимости, когда они находятся в ненаселенном пункте в темное время суток и вне велосипедной дорожки.

img 9082

img 9097

img 9095

Не менее важно правильно носить фликеры: на верхней одежде, рюкзаке, сумке. Рекомендуется размещать светоотражатели с двух сторон одежды, чтобы их могли заметить автомобилисты попутного и встречного направлений движения.

Фото ОГАИ Заводского РУВД г. Минска

О перспективах развития поселка около велозавода рассказали в администрации Ленинского района

Какие объекты планируется возвести в границах пр. Партизанского — ул. Судмалиса — ул. Нахимова, и будет ли в ближайшее время производиться там снос домов старой застройки, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали в администрации Ленинского района.

16 11 2023 strojka – mer poseshhaet podzemnye istochniki pozhoga 04 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

Напомним, в 2018 году был утвержден план преобразования застройки в этой области. Некоторые дома в районе уже отселили, а на месте бывших производственных зданий уже возведены многоэтажки. А что же дальше?

— Градостроительным проектом детального планирования территории в границах прПартизанского — улСудмалиса — улНахимова предусмотрено новое строительство многоквартирных жилых домов, осуществляемое на месте сноса малоценной одна- и трехэтажной застройки на ул. Станиславского, 22а, 26, 28, 30, ул. Велозаводской, 4, 10, и ул. Нахимова, 3, 5, — сообщили в администрации Ленинского района. — Также в квартале появятся подземные гаражи на 920 машино-мест, а после сноса жилых домов на ул. Судмалиса, 3, 5, 7, планируется построить на их месте административно-торговый центр.

Вместе с тем, не все объекты в микрорайоне пойдут под снос — некоторые ожидает реконструкция. К примеру, жилые четырехэтажные дома № 4, 6, 8, 10, на ул. Нахимова получат мансардные этажи. Также отремонтируют две школы (№ 40 и 47) на ул. Фабричной. Одну из них ждет модернизация спортивного блока.

Главным вопросом для местных жителей остается перспектива отселения и начало строительных работ. Эти сроки определяет Мингорисполком. Пока что решение об изъятии земельных участков и сносе расположенных на них объектов находится на рассмотрении.