1200 90

Машины будущего становятся для белорусов техникой настоящего. Кто будет обслуживать электромобили?

Тема электротранспорта перспективна не только для автопроизводителей, но и для учреждений образования технического профиля: специалистов по эксплуатации и ремонту машин с электродвигателем готовить нужно уже сейчас. Как их обучают и где они работают, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».

Laboratoriya

Лаборатория

Перспективная тема

В Беларуси сегодня насчитывается около 500 электрокаров и порядка 260 зарядных станций — такова статистика РУП ПО «Белоруснефть», государственного оператора по созданию и развитию сети электрозарядных станций в стране. Но, по оптимистичным прогнозам экспертов, количество электромобилей со временем должно вырасти в разы: этому будут способствовать действующие с лета текущего года льготы по ввозу электромобилей в Беларусь, постепенное развитие инфраструктуры под этот вид транспорта и скорый ввод в эксплуатацию БелАЭС. Соответственно с увеличением количества электрокаров на белорусских дорогах возрастает и потребность в специалистах, которые будут их обслуживать. Минский государственный автомеханический колледж им. академика М. С. Высоцкого одним из первых сориентировался в перспективах рынка труда.

Еще в 2017 году МГАК произвел набор учащихся, которые за четыре года обучения получат необходимые знания не только по привычным нам авто с двигателем внутреннего сгорания, но и по машинам на электротяге.

Для этого были модернизированы учебные программы и внесены изменения в учебный план по специальностям «Автомобилестроение», «Техническая эксплуатация автомобилей» и «Автосервис», — поясняет директор колледжа Валерий Кириленко. — Новые специальности мы не вводили, а добавили в уже имеющиеся тематику устройства, диагностики и ремонта электромобилей.

В учебном заведении на данном этапе не видят смысла в подготовке узких специалистов по электротранспорту — потребность в них на рынке труда пока невелика. Но в МГАК, что называется, держат руку на пульсе, и с ростом популярности и доступности электрокаров в нашей стране намерены корректировать учебный процесс. А пока здесь готовят специалистов широкого профиля, которые смогут работать на любом предприятии автосервиса и обслуживать всю линейку автомобилей, включая электромобили.

Несколько лет назад в МГАК открыли уникальный ресурсный центр, в котором обучают будущих слесарей по ремонту автомобилей и техников-механиков, а также повышают квалификацию уже действующих сотрудников предприятий и организаций по направлению «Техническая эксплуатация автомобилей» и «Автосервис». До недавнего времени РЦ включал в себя класс теоретического обучения и четыре лаборатории: Uni Train, электронных систем, диагностики и топливной аппаратуры. Но прошлой осенью на базе центра была открыта еще одна лаборатория — по изучению устройства электромобилей. Она оснащена современным диагностическим оборудованием, а в качестве наглядного учебного пособия здесь представлен реальный электромобиль.

Uchebnye stendy

Учебные стенды

— С прошлой осени в колледже была введена дисциплина «Электромобили», где учащиеся изучают устройство и обслуживание такой техники, — рассказывает заведующий лабораторией Олег Царук, выпускник МГАК 2006 года. — Поскольку эта дисциплина абсолютно новая, она предполагает и теоретические часы, и практические. И если для теории достаточно любого учебного кабинета с доской, то для отработки практики необходимо специфическое оборудование. Поэтому в колледже и была создана эта лаборатория для проведения практических и лабораторных работ. Причем на специальности «Техническая эксплуатация автомобилей» есть еще практикум по поиску неисправностей, в котором имеется раздел «Электромобили».

К изучению электромобиля учащиеся приступают с 3-го курса.

— Вначале они должны получить базу, изучить обычный автомобиль, и только потом на эти знания накладывается дисциплина «Электромобиль», — пояснил О. Царук.

Выпускники колледжа 2020 года изучили эту дисциплину на четвертом курсе. Таким образом, первые компетентные в электротехнике специалисты заняли свои рабочие места уже нынешним летом.

Станций техобслуживания, которые занимаются исключительно электромобилями, в Беларуси пока единицы. В Минске есть два официальных дилера — ВМW и Nissan, которые обслуживают электромобили своих марок, и несколько мультимарочных СТО. И ребята из МГАК работают там, а также в троллейбусных и автобусных парках. Но, согласитесь, было бы неплохо, если бы в штате каждой СТО был хотя бы один механик, знающий толк в электромобиле. Белорусский рынок требует таких специалистов — и с каждым годом их будет больше.

По последнему слову техники

Nissan Leaf v razreze

Nissan Leaf в разрезе

Что же представляет собой лаборатория? В ней на рабочих местах находятся восемь учебных установок Uni Train, три учебных стенда и реальный электромобиль Nissan Leaf в продольном разрезе. Заведующий лабораторией объясняет, что позволяют делать установки Uni Train:

— В них устанавливаются сменные платы, каждая из которых представляет собой определенную тему для лабораторных и практических работ. Это могут быть основы безопасности работы с электромобилями, повышение и понижение напряжения, преобразование напряжения с переменного в постоянное и наоборот — все то, что встречается при эксплуатации электромобиля. Ребята, работая с этой платой, выполняют определенное задание на компьютерах со специальным программным обеспечением, делают выводы и оформляют лабораторную работу в электронном виде. Программа сохраняет эти данные, а преподаватель затем проверяет.

По словам О. Царука, занимаясь с установками Uni Train, учащиеся получают базовые знания и умения для работы с электромобилем. Но прежде им необходимо поработать с его системами. Для этого в лаборатории есть три стенда. Первый — это система кондиционирования и отопления, второй — силовая установка гибридного автомобиля и электромобиля, третий — высоковольтная аккумуляторная батарея. Каждый стенд позволяет изучить теорию по соответствующей теме, а также получить первоначальные практические умения по диагностике, работе, техническому обслуживанию данной системы.

Ustanovka Uni Train

Установка Uni Train

Пройдя курс лабораторных и практических работ на стендах, можно приступать к изучению реального электромобиля. Таковой в лаборатории тоже имеется, правда, разрезанный в учебных целях. В нем открыты все полости, видно то, что обычно скрыто от глаз, — это способствует более полному пониманию устройства электромобиля. При этом его основные функции не нарушены.

Он является полностью действующим: запускается, может двигаться вперед и назад, к нему можно подключать диагностическое оборудование, вносить неисправности и, соответственно, их устранять, — поясняет О. Царук.

Также в лаборатории есть полнокомплектный Nissan Leaf. Учебно-методический автомобиль нужен для того, чтобы в процессе эксплуатации проводить ходовые испытания, лабораторные исследования, изучать процесс зарядки-разрядки, пояснили в МГАК.

Причем «заправлять» машину можно, не выезжая за пределы территории колледжа: во дворе учебного заведения находится собственная зарядная станция, которая, к слову, обозначена на карте ЭЗС республики, и владельцы электрокаров могут ею воспользоваться.

Zaryadnaya stancziya v MGAKВ помощь спасателям

О том, что лаборатория электротранспорта в МГАК пользуется спросом, говорит уже тот факт, что в прошлом учебном году в этом центре прошла обучение группа работников МЧС. В связи с увеличением количества электротранспорта на дорогах Беларуси возрастает и риск возникновения дорожно-транспортных происшествий с его участием. Поэтому перед службами МЧС возникает вопрос: как обезопасить водителя и пассажира, а также самих спасателей при оказании помощи пострадавшим в ДТП?

— В случае с электромобилями есть своя специфика, — поясняет О. Царук. — По кузову автомобиля, под ним, внутри проложены силовые кабели, высоковольтные (напряжение может достигать 700 вольт). И во время извлечения водителя или пассажиров из электромобиля с помощью специнструмента есть вероятность повредить этот кабель. Соответственно, электромобиль несет опасность и для работников МЧС. Поэтому им необходимо знать и устройство автомобиля, и как правильно разрезать кузов, чтобы не попасть на силовые провода и не получить разряд током, и как безопасно тушить электромобиль при его возгорании, а также как хранить такой автомобиль после ДТП. Последнее тоже важно, ведь он должен отстояться неделю в карантине (есть такое понятие для электромобиля), потому что батарея литий-ионная, и в случае повреждения корпуса, его смятия есть вероятность того, что она начнет внутри нагреваться и в результате самовоспламенится. Это может случиться и через день, и через два-три после ДТП. Если через неделю ничего не произошло, значит, электромобиль безопасен.

После прохождения курса обучения своих сотрудников в МЧС разработали собственную нормативную документацию, которой будут пользоваться в случаях таких ДТП. Между тем в ресурсном центре готовы дать консультации не только спасателям, но и работникам действующих сервисных служб, предприятий и организаций республики, владельцам электротранспорта.

Подготовила Ирина Мясникова

Фото Петра Вербицкого

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Госдолг США вырос до рекордных 36 трлн долларов

Госдолг США превысил 36 трлн долларов. Такие данные передал Минфин этой страны, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на РИА Новости.

flag 7683311 1280

Фото pixabay.com

С начала 2024 г. этот показатель вырос на 2 трлн долларов. Эксперты Международного валютного фонда полагают, что к концу десятилетия уровень госдолга Соединенных Штатов приблизится к 132 % ВВП, а еще спустя пару лет окажется выше 140 %.

При уходящем американском президенте Джо Байдене, чьи полномочия на этом посту начались с последней декады января 2021 г., увеличение госдолга составило 8 трлн долларов, или более 28,5 % от стартовых 28 трлн долларов.

Среди ключевых причин складывающейся ситуации выделяют постоянный дефицит бюджета. Длительный профицит в нем отмечался в течение десятилетия с 1920 г., после чего вплоть до 1970 г. в плюсе бюджет оказывался менее десяти раз. Затем до 1998-го расходы федеральных властей стабильно превышали доходы. Позже последовал четырехлетний период, когда США удавалось выходить на скромный профицит.

Прежние антирекорды по госдолгу в этой стране были установлены осенью 2022 г. (31 трлн долларов) и летом 2024 г. (35 трлн долларов). Эксперты пока не наблюдают предпосылок к его сокращению.

В столице завершился VI Фестиваль боевых искусств «Минский рубеж»

Фестиваль боевых искусств «Минский рубеж» торжественно завершился в Заводском районе 24 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

izobrazhenie viber 2024 11 24 15 40 52 912

Состязания проходили в течение трех дней на спортивных площадках двух локаций — средней школы № 210 и Физкультурно-спортивного центра детей и молодежи Заводского района. Турниры были организованы по пяти видам спорта: бокс, каратэ традиционное, дзюдо, Вьет Во Дао, каратэ WKF (олимпийская версия). В общей сложности участие в разных весовых и возрастных категориях (от 6 до 16 лет) приняли более 600 девочек и мальчиков со всех регионов Беларуси.

Почетными гостями фестиваля стали министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Масляк, министр антимонопольного регулирования и торговли — председатель Белорусской федерации каратэ Алексей Богданов, глава администрации Заводского района Владимир Шибеко и главный тренер национальной команды по боксу Магомед Арипгаджиев.

izobrazhenie viber 2024 11 24 15 36 56 911

— Боксерский турнир был организован на высоком уровне, — отметил заслуженный мастер спорта, участник Олимпийских игр 2012 года в Лондоне Сергей Корнеев. — Понравилась атмосфера этого спортивного праздника и накал бойцовских поединков, оценку которым давали компетентные арбитры. Болельщики активно поддерживали своих представителей. Я всего три года тренирую детей при СДЮШОР по боксу и скалолазанию, но задатки вырасти в больших мастеров увидел у многих участников турнира. Понравились ребята с боксерского клуба «Медведь» из Дзержинска и ряда столичных клубов. Все в их руках, как говорится, дисциплина, упорство и труд — все перетрут.

— Очень благодарны администрации Заводского района, ее службам и неравнодушным спонсорам, оказавшим посильное содействие в проведении столь масштабного спортивного мероприятия, — сказал директор районного ФСЦДиМ Валерий Журавкин. — Каждый год мы стараемся не повторяться и вносить какие-либо изменения в программу фестиваля. Сейчас в нее добавилась новая дисциплина — Вьет Во Дао.

Все победители и призеры соревнований награждены дипломами, медалями и ценными призами. Удостоверения и значка мастера спорта по Вьет Во Дао удостоился минский школьник Артём Нестеров.

Фото администрации Заводского района