Мемуары Казановы, декрет «о тунеядстве» и полуторамиллионный минчанин. Этот день в истории: 2 апреля
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 2 апреля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1725 год. Родился Джакомо Казанова, итальянский авантюрист, ловелас, путешественник и писатель
Пожалуй, если бы не его знаменитые мемуары, отличавшиеся предельной откровенностью в описании интимной жизни автора, которые принесли ему скандальную известность, о Казанове сегодня вряд ли бы помнили.
Казанова прославился своим искусством обольщения, флирта и той страстью, с которой предавался любви. Отношения с женщинами были смыслом его жизни.
Исследователь его биографии испанец Хуанчо Крус подсчитал, что у Джакомо было 132 женщины, то есть примерно по три романа в год. По сегодняшним меркам, некоторым это может показаться весьма скромным результатом. Впрочем, и этот «подвиг» Казановы подвергается сомнению: некоторые исследователи считают, что кое-что в своих мемуарах он присочинил.
Интерес к Казанове появился в постсоветском обществе на волне тиражирования как его мемуаров, так и всевозможной беллетристики и фильмов о нем. А вот, к примеру, в сталинское время упоминание об итальянском соблазнителе можно встретить лишь однажды. В Большой советской энциклопедии (1931) в статье, посвященной «Капиталу», Казанова назван «побочным продуктом буржуазного общества». Его многочисленные любовные связи объясняются «социальной выгодой» и «жаждой наживы». Утверждается также, что «сексуальная психология продолжает интересоваться Казановой как своеобразным биологическим типом».
Любопытно, что в сознании многих Дон Жуан и Казанова — чуть ли не близнецы-братья. Но нужно помнить, что Дон Жуан — литературный персонаж, а Казанова — реальный человек. И никакие они не близнецы. Первый — холодный соблазнитель, для которого женщина — жертва, очередной номер в списке побед, а второй — щедрый любовник, для которого каждая женщина — неповторима. Один не любит никого, другой — готов любить каждую. На эту тему подруга Муссолини Маргарита Зарфатти даже написала книгу с красноречивым названием «Казанова против Дон Жуана». «Испанский Дон Жуан, немецкий доктор Фауст, англичанин Байрон и француз Бодлер — все они прежде всего вечно неудовлетворенные, — утверждает Зарфатти. — Казанова же при первом же поцелуе фаустовской Маргариты ощутил бы себя на седьмом небе и пожелал остановить мгновенье».
1800 год. Первая академия (публичный концерт) Людвига Ван Бетховена в Венской императорской опере
Это выступление ознаменовало становление Бетховена как выдающегося композитора в классической музыкальной традиции, опирающегося на наследие своих предшественников. Кроме сочинений Моцарта и Гайдна, в концерте прозвучали новые сочинения самого Бетховена: Первая симфония, Первый фортепианный концерт и посвященный императрице Септет для четырех струнных и трех духовых инструментов.
Вот как об этом событии говорится в книге Ларисы Кириллиной «Бетховен»:
«Так непривычно было видеть свое имя, напечатанное крупными буквами на афишах, расклеенных в центре Вены. Получить для бенефисной академии зал придворного театра было непросто даже для именитого музыканта. У Бетховена никаких титулов не было, но к нему милостиво благоволила императрица Мария Терезия Бурбон-Сицилийская <…> Мария Терезия разрешила Бетховену посвятить ей новейшее инструментальное сочинение, Септет, в котором серьезная музыка сочеталась с легкой, мгновенно западавшей в память. Впервые исполненный при дворе, Септет вызвал бурю восторгов. Кажется, проняло даже императора Франца. «Если б ваш Бетховен всегда сочинял такие милые вещи, он мог бы преуспеть, — проскрипел император. — А то он все норовит устраивать какие-то революции в музыке. Это нам совсем ни к чему». Бетховен никогда не видел императора на своих концертах, но это ехидное замечание выдало некоторую осведомленность Франца о его творчестве <…>
Бетховен явился в театр пораньше, чтобы попросить капельмейстера Конти еще раз повторить с оркестром наиболее трудные места симфонии. О том, чтобы автор дирижировал сам, даже речи быть не могло. Театральные оркестранты строили из себя бог весть что; седовласый контрабасист ворчал на «адские пассажи», из-за которых можно вывихнуть запястье; флейтист уверял, что верхнего «си-бемоль» в диапазоне его инструмента отродясь не было; толстый валторнист фальшивил, поскольку не был в состоянии согнуть руку и засунуть кулак в раструб, чтобы сыграть нужный полутон <…>
Зазвучали трубы и литавры: в ложу вошла императрица со свитой. Император, конечно же, не явился. Бог с ним. Он многое потеряет.
Все. Зал наполнился от партера до галерки.
Можно начинать академию».
Критики были единодушны: дебютная академия Бетховена стала самым выдающимся событием музыкального сезона. Первая симфония композитора, демонстрировавшая новаторский подход к симфонической форме и готовность автора раздвигать музыкальные границы, была очень хорошо принята публикой. С этого вечера, 2 апреля 1800 года, сочетание имен — Моцарт, Гайдн, Бетховен — уже не казалось ни возмутительным, ни экстравагантным, ни слишком дерзким.
1805 год. Родился Ганс Христиан Андерсен, великий датский сказочник
Сам он до конца жизни относился к своим сказкам с презрением, считая себя прежде всего «взрослым писателем» и не оставляя попыток прославиться как романист и драматург. Однако именно сказки для детей и взрослых «Гадкий утенок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева», «Русалочка» и многие другие обессмертили его имя. И в итоге сегодня день рождения датского писателя празднуется как Международный день детской книги.
Андерсен был очень ранимым и мнительным человеком, так и оставшимся до конца жизни холостяком и девственником. Он больше всего боялся, что его похоронят заживо. Умер в 1875 году.
1980 год. На экраны выходит фильм «Дикая охота короля Стаха» — первый советский мистический триллер
Притча о победе человека над страхом, рассказанная в приключенческом жанре, с неожиданными, «леденящими» душу происшествиями и экзотическими атрибутами места действия собрала множество наград по всему миру.
Сюжет фильма, снятого Валерием Рубинчиком на студии «Беларусьфильм», значительно отличается от сюжета повести Владимира Короткевича, по которой поставлен.
«Первый вариант сценария написал сам Короткевич, — рассказывал В. Рубинчик. — Но это был такой своеобразный литературный сценарий, который я адаптировал к кинематографической реальности. Многое из повести туда не вошло, причем это было сделано умышленно. Опущено было много детективных линий. Во главу угла ставилась интрига сюжета. Но мы искали и высший смысл. Нам показалось, что мы его нащупали».
Со слов режиссера, когда Короткевич увидел первую монтажную версию картины и в зале зажегся свет, впечатленный писатель сказал: «Хлопцы, хто пойдзе за каньяком?» Хотя сам в это время не пил.
В ходе худсовета Короткевич, впрочем, отметил, что ему не все понравилось, однако право режиссера на собственное прочтение произведения он уважает и принимает.
Фильм снимали в Беларуси, Украине и России. В качестве замка поместья Болотные Ялины был выбран Подгорецкий замок в Львовской области, хорошо известный зрителям как Королевский дворец в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». В Беларуси часть натурных съемок проходила на территории Лошицкого усадебно-паркового комплекса и на военном полигоне в Уручье. Обстановку внутри замка и в доме пана Дуботовка отсняли в павильонах киностудии «Беларусьфильм».
Подробнее о том, как создавался культовый белорусский хоррор, можно прочитать здесь.
1985 год. Тракторозаводцам Александру и Тамаре Борисикам в торжественной обстановке вручают свидетельство о рождении сына Дмитрия — полуторамиллионного минчанина
«Среди волнений и радостных хлопот, царивших 2 апреля в главном корпусе 6-й клинической больницы Минска, лишь виновник торжества оставался безмятежным и спокойным. Удобно устроившись на крепких отцовских руках, он спал, не обращая внимания на свет юпитеров, щелчки фотоаппаратов и шум аплодисментов, встречающих его. Полуторамиллионного жителя города, вошедшего в мир ранним мартовским утром 1985 года, нарекли Дмитрием», — писала «Советская Белоруссия».
В конференц-зале больницы в этот день было как никогда многолюдно: представители городского и районного исполкомов Советов народных депутатов, посланцы Минского тракторного завода, врачи, медсестры, журналисты…
Со знаменательным событием в их жизни родителей малыша-юбиляра поздравил председатель Мингорисполкома Михаил Жуковский. Подруги по работе вручили взволнованной маме цветы. А потом под восторженные аплодисменты маленького Диму взял на руки почетный гражданин Минска, прославленный борец Александр Медведь, и фотокорреспонденты поспешили запечатлеть этот момент для своих изданий.
Пожалуй, так же шумно и волнительно было в этих стенах в январе 1972 года, когда чествовали новорожденного миллионного жителя Минска. Он тоже появился на свет в 6-й больнице. И вот сюрприз: подросший «миллионщик», теперь ученик 6 «В» класса 54-й минской школы 13-летний Олег Басько пришел поздравить новоявленного «полуторамиллионщика» Диму Борисика. От коллектива производственного объединения игрушек «Мир» Олег вручил в подарок малышу игрушечного медведя.
«После рождения Димки такая суета вокруг началась, — рассказывал позже журналистам отец Димы, Александр Борисик. — В парткоме обстоятельно расспрашивали, кто мы да что, узнавали всю подноготную, вплоть до третьего колена. А закончилось все тем, что в одно прекрасное утро мой начальник объявил: мол, твой сын стал полуторамиллионным жителем Минска».
Оба родителя работали на Минском тракторном заводе, там же и познакомились. Тамара трудилась земледелом литейного цеха, Александр пришел на завод после армии — формовщиком в сталелитейный цех. Вскоре у молодой пары появилась дочурка Настенька.
Новость о том, что сын стал полуторамиллионным минчанином, восприняли не иначе как подарок судьбы. До этого Борисики скитались по съемным квартирам, а тут в момент обзавелись собственным жильем. Ордер на трехкомнатную квартиру им вручил председатель профкома родного предприятия Михаил Матусевич, и это был самый дорогой во всех отношениях подарок.
Сообщая о появлении полуторамиллионного жителя, корреспондент «Вечернего Минска» отмечал, что за сорок мирных послевоенных лет население белорусской столицы возросло в девять раз. Ежегодно минчан становится больше на 36 тысяч, а каждый день в больницах и родильных домах рождается 82 ребенка. Причем мальчиков несколько больше, чем девочек.
2015 год. Президент Беларуси Александр Лукашенко подписывает Декрет «О предупреждении социального иждивенчества», направленный против тунеядцев

Фото носит иллюстративный характер
В соответствии с декретом трудоспособные граждане, проживающие на территории Беларуси, но при этом не работающие и не платящие налогов более полугода, должны ежегодно уплачивать сбор в размере 20 базовых величин. Неуплата или неполная уплата сбора влекут за собой штраф или административный арест с обязательным привлечением к общественным работам.
Белорусский лидер заявил, что при принятии документа он ориентировался на настроения законопослушных граждан. «Декрет этот направлен против тунеядцев, а не честных людей, которые хотят работать и зарабатывать», — пояснил Глава государства. И заверил, что белорусы, попавшие в сложную жизненную ситуацию, от него не пострадают.
Александр Лукашенко напомнил, что «социальными благами» в виде бесплатной медицины, образования, субсидируемых тарифов пользуются все жители страны. Между тем власти не располагают данными о том, чем занимаются и где работают 400 тысяч белорусов.