Михаил Мясникович рассказал об увеличении ВВП до 100 миллиардов
Перед органами власти всех уровней стоит амбициозная задача — нарастить ВВП до 100 миллиардов долларов.
О том, как сегодня создаются необходимые правовые условия для экономического роста, как будет улучшаться инвестклимат в стране, а самые передовые инновации — внедряться в производство, корреспонденту «Р» рассказал председатель Совета Республики, член-корреспондент Национальной академии наук, доктор экономических наук, профессор Михаил Мясникович.
План на два года
— Михаил Владимирович, увеличить ВВП до 100 миллиардов долларов – цель довольно амбициозная. На ваш взгляд, что прежде всего необходимо для ее достижения?
— Это непростая задача, и для ее выполнения важно, чтобы все органы власти, как этого требует Президент, консолидировали усилия и имеющиеся ресурсы. Совет Республики подготовил и внес в Правительство более трех десятков конкретных предложений по совершенствованию законодательства в ряде отраслей, в том числе инвестиционного, налогового, гражданского, законодательства о распоряжении государственным имуществом, научно-инновационной деятельности, развитии предпринимательства, образовании, национальной безопасности. Большинство из них поддержаны Советом Министров. Премьер-министр Андрей Кобяков дал соответствующие поручения. Руководители постоянных комиссий Совета Республики ведут серьезную работу с министерствами по этим вопросам.
Одно из наших предложений — двухлетнее планирование законопроектной деятельности. Полагаем, что в 2019—2020 годах необходимо подготовить соответствующую правовую базу, которая позволит совершить качественный рывок в следующей пятилетке и достичь в 2025 году ВВП в 100 млрд долларов. Для этого экономика страны должна расти темпами, опережающими общемировые. Поэтому нужен определенный задел, в том числе и в нормотворческой работе. Надо заранее определить ключевые законопроекты и обеспечить их заблаговременную подготовку и принятие, чтобы была создана нормативная правовая база.
Нужно стремиться к тому, чтобы законопроекты содержали нормы прямого действия. Это позволит сократить число подзаконных актов. Влияние законов на темпы роста экономики при этом вырастет. В качестве таких примеров можно привести законопроекты «Об инвестициях», «Об электроэнергетике», «О хозяйственных обществах», «О естественных монополиях». Отдельно хотелось бы выделить принятый Национальным собранием и подписанный
Президентом Закон «О нормативных правовых актах», где закреплены предложения Совета Республики, направленные на совершенствование нормотворческой деятельности. Это прогнозирование последствий принятия нормативных правовых актов, включая оценку их регулирующего воздействия на условия предпринимательской деятельности, а также пакетный принцип подготовки и оценка последствий применения. Если говорить о сути этих новаций, то, например, оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правого акта на условия предпринимательской деятельности позволит своевременно выявлять положения, устанавливающие избыточные обязанности, запреты и ограничения или необоснованные расходы для предпринимателей.
— А что касается планирования бюджета и основных прогнозных документов, здесь также уместно вести речь о двухлетнем периоде?
Из теории макроэкономики известно, что важнейшим условием для роста ВВП является увеличение количества товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью. Чтобы этого добиться, необходимо совершенствовать структуру производства, экономики в целом. Задача номер один, которую перед нами ставит Глава государства, — это повышение качества и конкурентоспособности продукции, снижение ее себестоимости. Необходимо работать над повышением эффективности производства и производительности труда.
В прошлом году в Беларуси показатель ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) составил 18 тысяч долларов. Это 66-е место в рейтинге Всемирного банка. Как видите, нам есть куда расти. Но на старом багаже амбициозные задачи по удвоению ВВП нельзя решить. Необходима прежде всего современная технологическая начинка производства. И здесь ключевая роль отводится новым предприятиям и новым технологиям.
Так, на «Интеграле» организовано производство фокальных плоскостей на основе фоточувствительных приборов, применяемых в спутниковых системах для наблюдения и дистанционного зондирования Земли. «Фармтехнология» создала высокотехнологичное производство антибиотиков. На «Камволе» освоили выпуск новых групп тканей премиум-класса. Компания «Интерферм» завершила строительство дрожжевого завода в Слуцком районе Минской области. И это далеко не все примеры. Важно, что эти программы ориентированы на рост белорусского экспорта и импортозамещение.
Не секрет, что наши промышленные предприятия не всегда готовы к внедрению инноваций, которые разрабатываются в стенах высшей школы и академических учреждений. Здесь не стоит винить тех или других, надо совершенствовать механизмы взаимоотношений, чтобы наработки, которые дают наука и учреждения образования, содержали минимальные риски для производственников.
— А что может послужить стимулом для внедрения инноваций в производство?
Новые драйверы роста
— Какие инновационные проекты могут стать драйверами экономического роста?
— Хорошие примеры у нас уже есть. Обычно называют Парк высоких технологий, Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень». Специалисты хорошо знают научно-производственные комплексы, которые успешны в микроэлектронике, биотехнологиях, в том числе медицинского профиля, лазерных и оптических технологиях, интеллектуальных системах, и многие другие, которые, как правило, ориентированы на экспорт и импортозамещение. Многие из них работают по полному технологическому циклу: от научных исследований до заключительной производственной фазы под индивидуальные требования заказчика. Но сделать предстоит еще больше. И это возможно за счет концентрации интеллектуального потенциала и материальных ресурсов на перспективных направлениях. Необходимо на государственном уровне утвердить соответствующие приоритеты, поскольку те, которыми сегодня руководствуются ученые и промышленный сектор, весьма широки.
Сегодня на мировых рынках востребована продукция большой и малотоннажной химии, машиностроения, фармакологии, электроники и многих других отраслей, по которым у нас есть собственный задел, кадры, способные не только генерировать новые знания, но и эффективно адаптировать лучшее из-за рубежа и развивать эти заимствования. Или возьмем, к примеру, рынок полимеров. Наша химическая промышленность имеет потенциал для существенного рывка в части производства и переработки полимерных материалов. Однако приходится констатировать: наши предприятия сильно зависят от импорта базовых компонентов и производят, как правило, полуфабрикат.
Условия мировой торговли меняются, поэтому мы должны решать задачу не только диверсификации рынков сбыта традиционной продукции, но в первую очередь осваивать производство новой и выходить с ней на европейские, азиатские, латиноамериканские рынки. Это представляется возможным только за счет проактивной инновационной политики. Ведь регулировать товарные потоки, защищать внутренний рынок, пересматривая тарифную политику, – бесперспективно. А применять нетарифные механизмы (квоты, лимиты, административные решения) — тем более.
Незыблемость принципов
— В июне этого года на заседании Высшего Госсовета Союзного государства рассмотрели приоритетные направления и первоочередные задачи развития Союзного государства на предстоящие пять лет. В этом документе по инициативе Беларуси предусмотрена подготовка Концепции сближения законодательств двух стран. На каком этапе ее формирование?
— Сближение законодательства Беларуси и России должно происходить при незыблемости ряда принципов, закрепленных в Договоре о создании Союзного государства, в том числе принципов сохранения государствами своего суверенитета и независимости, а также с учетом национальных интересов двух стран. Концепция должна определять перспективы сближения законодательства, акцентируя внимание на важнейших приоритетах: равные права граждан, равные условия для субъектов хозяйствования, единые рынки без изъятий и ограничений, а также цифровая экономика. Необходимо детализировать положения концепции, посвященные данным вопросам. Это будет подчеркивать значимость их решения для двух государств.
Сейчас проект концепции дорабатывается с учетом замечаний и предложений заинтересованных.
Платформа стабильных условий
— Михаил Владимирович, какие из готовящихся в этом году законопроектов вы персонально для себя выделяете по их важности или уникальности?
— Всего в нашем законотворческом портфеле более 30 законопроектов. Если говорить о конкретных примерах, то при подготовке проекта Закона «Об изменении Гражданского кодекса Республики Беларусь» одобрены предложения Совета Республики по закреплению некоторых новых правовых институтов. Они повысят инвестиционную привлекательность национального законодательства в сфере гражданского оборота (институты конвертируемых займов, заверений об обязательствах, преддоговорной ответственности, опциона на заключение договора и опционного договора), а также усовершенствуют порядок работы с так называемым долгостроем. Дальнейшая работа над проектом будет направлена на внедрение механизмов саморегулирования предпринимательской деятельности, модернизацию норм корпоративного и договорного права, унификацию гражданского законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации.
Что касается новой редакции Налогового кодекса, то наша главная задача — усовершенствовать налоговую систему, чтобы создать новые возможности для роста деловой активности и развития предпринимательства. Эта система должна быть простой и прозрачной, необременительной для бизнеса и простых граждан, учитывать текущие экономические условия и прогнозы развития экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Корректировка Уголовного кодекса будет нацелена на определенную минимизацию наказания в виде лишения свободы за экономические преступления, а также перевод отдельных составов экономических преступлений из категорий тяжких или менее тяжких в категории менее тяжких или не представляющих большой общественной опасности. Совет Республики предложил пересмотреть меры ответственности в сфере инвестиционных отношений в части обеспечения соразмерности штрафных санкций, начисляемых инвесторам по инвестиционным договорам, выявленным нарушениям.
Как главную платформу стабильных условий деятельности инвесторов в Беларуси мы рассматриваем проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об инвестициях». Сейчас Совет Республики продолжает продвигать инициативу о введении стабилизационной оговорки в инвестиционное законодательство. Суть этой инициативы — обеспечение уверенности потенциальных инвесторов в том, что наша страна будет привлекательной для инвестиций в долгосрочной перспективе. В этих целях предлагается ввести правило о том, что нормы, ухудшающие положение инвестора, не действуют в отношении его в течение определенного периода времени. Инвестор должен иметь возможность работать на прежних условиях в течение некоторого разумного срока после изменения законодательства, ухудшающего его положение. При этом указанное правило должно быть обеспечено судебной защитой, то есть инвестор должен иметь право обратиться в суд и получить иммунитет от действия такого рода норм.
Значимым фактором инвестиционной привлекательности страны может рассматриваться гарантия сбыта на внутреннем рынке на заранее оговоренных условиях части продукции, полученной в результате реализации инвестиционных проектов. Для этого требуется развитие института специальных долгосрочных инвестиционных договоров, когда инвестор под предусмотренные договором свои обязательства получает гарантии на государственные закупки товаров, произведенных в соответствии с указанным договором. Это предложение также планируется включить в законопроект.
— При реализации Декрета № 1 «О содействии занятости населения» акцент делается на усилении роли местных Советов депутатов: их председатели возглавили комиссии по трудоустройству граждан на местах. Какие задачи стоят перед ними? На чем комиссии сконцентрируют основное внимание?
— Суть декрета заключается в консолидации усилий всех ветвей власти страны в работе по содействию занятости населения — от оказания помощи в трудоустройстве гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, до применения мер к лицам, игнорирующим трудовую деятельность и ведущим асоциальный образ жизни. Именно на решении этих вопросов должны сконцентрировать свою деятельность комиссии.
Депутатам местных Советов предоставлено право войти в составы постоянно действующих комиссий по координации работы по реализации норм Декрета № 1. Это совершенно правильное решение, поскольку важнейшее направление деятельности депутатов — работа с населением. И самый чувствительный вопрос — эффективная занятость. Но это не значит, что исполнительная власть перекладывает всю ответственность на депутатский корпус. Обратите внимание,
что комиссии координируют работу по реализации Декрета № 1. Следовательно, должно быть налажено межведомственное взаимодействие, подключены общественные организации. Задачи должны решаться сообща. Декрет № 1 закрепляет за председателями Советов депутатов широкие полномочия в сфере занятости. Но в то же время и возлагает большую ответственность на них. Работая в комиссиях, которые они, как правило, возглавляют, ни в коем случае нельзя никого обидеть. Надо детально разбираться в ситуации каждого человека и принимать взвешенные решения.