1200 90

Михаил Савицкий: «Искусство — не духовный десерт». К 100-летию со дня рождения художника

В пятницу, 18 февраля, исполнится 100 лет со дня рождения выдающегося белорусского художника, педагога, Героя Беларуси Михаила Савицкого. Корреспондент агентства «Минск-Новости» предлагает еще раз пересмотреть картины М. Савицкого, которые составляют один из самых известных в мире антивоенных живописных циклов «Цифры на сердце», и вчитаться в комментарии автора полотен.

M. Saviczkij

Идею цикла «Цифры на сердце» художник, на долю которого выпало немало испытаний, вынашивал более 30 лет и осуществил в 1974–1979 и 1987 гг. По темам картин, по сложности и масштабности поставленных задач, по изобразительным средствам «Цифры на сердце» не имеют аналогов в мировом искусстве.

20 мая 1979 г. в эфире Белорусского радио Михаил Савицкий рассказал предысторию создания цикла — на тот момент были 10 работ, впервые представленные на республиканской выставке, посвященной 60-летию БССР и Компартии Беларуси. Позже художник дополнил серию еще шестью картинами.

Текст этого выступления на радио вошел в книгу «Сустрэчы ў радыёстудыi» (Минск, «Мастацкая лiтаратура», 1985). Автор книги — писатель Владимир Мехов, который вел популярную в советские годы радиопередачу с таким названием, а позже собрал диалоги с деятелями белорусской культуры и их монологи под одним переплетом.

Сегодня, в преддверии столетнего юбилея, живое слово Михаила Андреевича особенно ценно. Цитируем по книге «Сустрэчы ў радыёстудыi» в переводе с белорусского языка.

Небольшое предисловие: Михаила Савицкого призвали в армию в 1940-м. С первых дней войны он был на фронте. Все 250 дней героической обороны Севастополя оставался ее участником.

А теперь — слово Михаилу Савицкому.

«…Это было через пять дней после того, как сдали город… Севастополь сдали, какая-то часть защитников города держалась около Херсонесского маяка. И я в том числе. Держались до последнего патрона. Затем нас всех по одному выгоняли…

Оказался в лагере военнопленных в Бахчисарае. Потом в Симферопольской тюрьме, оттуда через Херсон был переправлен в Николаевский лагерь. В Николаеве дважды пробовал бежать, но оба раза полиция ловила и возвращала. Этапом направлен был в Германию, в 326-й шталаг, попал на вагоностроительный завод в Дюссельдорфе. В лагере принимал активное участие в организации, потом в руководстве сопротивления. Группа была небольшая, но хорошо организованная. Руководил нами коммунист Георгий Иванович Корнилов. (Интересный человек, известный, особенно молодым — по книге Кассиля и Поляновского «Улица младшего сына» про героя-пионера Володю Дубинина. Корнилов был комиссаром партизанского отряда имени Сталина, воспитателем Володи. После войны Георгий Иванович жил в Туапсе. В 1974 году через Союз художников нашел меня — можете представить, что мы оба тогда почувствовали. До последних дней его жизни мы поддерживали товарищескую связь.)

С Корниловым пробыли в лагере в Дюссельдорфе больше года. У нас собралась отважная группа, действовала она смело, и вагоны, которые мы делали, один за другим возвращались на завод — не выдерживали первых же рейсов. Но вот пришло в лагерь пополнение, в нашу группу пролез провокатор, мы с Корниловым вынуждены были спасаться, бежать. Побег был сложным. Длился почти два месяца. Вначале мы оказались в маленьком городке Гельдерн. Смогли устроиться под видом рабочих из Бельгии на фабрику фирмы «Цанф». Занялись диверсионной деятельностью и тут. Нас снова выследили, снова пришлось убегать. Перебрались в Бельгию. Вызвали подозрение у полевого патруля, и он нас задержал. Из подвала, куда нас бросили, прежде чем выяснить, кто мы такие, нам удалось выбраться. Но другой дороги, как назад в Гельдерн, не было. А там схватило гестапо, и мы были возвращены в Дюссельдорф.

Покатились недели в Дюссельдорфской тюрьме. С нас не снимали наручников, сказали, что мы будем повешены во дворе тюрьмы. Но не повесили — отправили с очень большим для двоих конвоем в пять человек в Бухенвальд.

Mihail SaviczkijБухенвальд — это целая система концентрационных лагерей. Мы сначала оказались в так называемом «малом лагере» — для наиболее опасных, с точки зрения гестапо, заключенных. Но скоро меня перевели в более жуткий лагерь уничтожения — Дора (Миттельбау-Дора. — Прим. ред.). Между собой узники называли его Кровинки. Сюда были согнаны евреи и смертники-политзаключенные. С приближением фронта лагерь Дора был ликвидирован в первую очередь. Вместе с людьми. Только небольшую часть узников перегнали в центральный лагерь. Около тысячи, ну, может, чуть больше человек. В их число попал и я.

Здесь я прежде всего начал искать Корнилова. Нашел. Георгий Иванович был в тяжелом состоянии. Находился в так называемой «доходиловке», где держали тех, кто был еще живой, но вот-вот должен был попасть в крематорий. Я мог Корнилову пособить только тем, что переодел его в свою сухую одежду, а его мокрую надел на себя. Может, потому что он меня узнал, а может, потому что был вытянут из грязи и одет в сухое, но он даже стал на ноги. Я отвел его в другой барак, а сам должен был вернуться к узникам, с которыми меня пригнали из лагеря Кровинки, — только вместе с ними я мог получать пайку хлеба.

Вскоре нас загнали во двор крематория. Я был в Бухенвальде уже целую зиму и знал, что это означает смерть. Однако мне повезло — я стал в конец колонны. Когда нас впихнули в крематорский двор, я оказался около самых ворот. Это меня и спасло. Потому что некоторое время спустя ворота открыли, отсчитали около сотни узников, вывели и отправили в Веймар. Гитлеровцы начали эвакуацию Бухенвальда. Всех узников задумано было уничтожить, а Бухенвальд уже не справлялся с такой нагрузкой. Вот часть узников и отправили в Дахау (концлагерь. — Прим. ред.).

Везли нас по железной дороге. Ранее как-то я поменял пайку хлеба на самодельный ножичек с лезвием-пилкой. По дороге ножом выпилил дыру в полу вагона. Двадцать два человека через эту дыру выскочили (под вагон во время движения состава, представляете!). Когда же по жребию подошла моя очередь, эсэсовцы заметили, что в вагоне явно уменьшилось народа. Меня и еще пятерых узников посадили в вагон-карцер. Отсидел там без еды двадцать один день…

Дахау планировалось уничтожить средствами авиации и артиллерии. Было уже назначено время. Но жена коменданта лагеря сообщила про задуманную акцию командованию американских войск, которые наступали на Мюнхен, — скорее всего, надеялась смягчить себе кару. Американцы ускорили продвижение на Дахау. Только поэтому я и остался живой…

Обращу ваше внимание на такое явление. Все мои попытки сбежать каждый раз делались не из самого концлагеря. Из концлагеря убежать было невозможно: несколько рядов проволоки под током, вышки с пулеметами. Побеги из концлагеря чаще всего провокационно организовывались самими эсэсовцами. Зная назначенное время, охрана перекрестным огнем расстреливала беглецов. А за каждого убитого охранники поощрялись отпуском.

Pobeg

«Побег»

На картине «Побег» жертвы провокации. Потому что это побег в никуда. Узники знали о таких провокациях. Однако оставалась какая-то надежда: а вдруг кто-то проскочит! Не стоял вопрос, что «я убегу». Надо было, чтобы убежал хоть кто-нибудь. Мы считали, что за границами Германии да и в самой Германии не знают про условия в концлагерях, про то варварство и те издевательства, которые устраивали фашисты. Для узников было очень важно, чтобы об этом узнал мир.

В Бухенвальде действовало подполье. Много лет. Во главе его стояли коммунисты. Граждане разных стран. В то время, когда начал приближаться фронт, бдительность эсэсовцев уже как-то стала не той. Подпольщики работали в основном на военном заводе при лагере. Там делались крупнокалиберные пулеметы. Подпольщики искали любую возможность принести в лагерь детали оружия или другой техники, которая могла понадобиться в случае восстания.

SOS

«SOS!»

Один из связистов, наш советский военнопленный, собрал небольшую радиостанцию. Испытывали ее в канализационных колодцах. И вот подполье назначило время восстания на 11 марта. Накануне всю ночь по той радиостанции подавался сигнал опасности — SOS. Восставшие смогли захватить всю эсэсовскую охрану и освободили более двадцати тысяч узников.

Был в концлагерях распространен такой метод уничтожения, когда сжигали жертв, перекладывая человеческие тела дровами. Потом обливали мазутом или бензином и поджигали.

Tanecz s fakelami

«Танец с факелами»

Красоту убитых людей я противопоставил чудовищности нелюдей-поджигателей…

Otbor

«Отбор»

«Отбор» — это про женский лагерь. Фашисты отбирали здоровых, молодых, красивых новоприбывших девушек. Отбирали для различных опытов, чтобы найти более дешевые способы уничтожения людей. Звериные, нечеловеческие исследования… Работая над картиной, я стремился показать девушек разных национальностей. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть и польку, и венгерку, и белоруску, и русскую, и еврейку. Я хотел сказать, что все народы, кроме «арийской расы», фашистами были осуждены на уничтожение.

Letnij teatr

«Летний театр»

Для названия, я использовал термин из эсэсовского жаргона. «Летним театром» лагерная администрация называла яму, в которой сжигались люди, отравленные газом. На картине кроме убитых, которых я сделал красивыми, как скульптуры, есть и двое живых. Эсэсовец и узник из зондеркоманды. Прошло много лет, и не все знают о порядках, которые были в концентрационных лагерях. Некоторые, глядя на картину, считают, что узник из зондеркоманды — помощник фашистов. Это не помощник. Это тоже жертва. Зондеркоманды формировались из узников еврейской национальности. Их заставляли обрабатывать покойников, а потом сжигать. И так изо дня в день. Многие люди не выдерживали — сходили с ума. Узники из зондеркоманды в обязательном порядке потом уничтожались как свидетели преступлений. Садистское издевательство над людьми!

Есть и еще одна мысль, запечатленная в картине. Что этот новый порядок, созданный фашистами, страшнее, чем сама смерть…

Kanada

«Канада»

«Канада» — название также из эсэсовского жаргона. «Канада» — это часть лагеря, куда свозились для сортировки вещи, оставшиеся от людей, загубленных в газовых камерах. Обычно к этим людям фашисты приходили домой, говорили, что те представляют опасность для Третьего рейха и подлежат переселению. На подготовку к переселению давалось небольшое время и разрешалось взять с собой самое необходимое. Люди спешно забирали самое ценное, самое дорогое, что у них было: лучшие вещи, деньги. Надеялись жить! Когда их привозили в лагерь, приказывали раздеться, дескать, надо принять душ, прежде чем разместиться в лагере. А душевые помещения (их вправду строили под душевые) на самом деле были газовыми камерами.

Madonna Birkenau

«Мадонна Биркенау»

Олицетворение самого святого в человечестве — материнство. Но приказом Гиммлера в женском концлагере Биркенау прежде других уничтожались матери с детьми. Мадонна в искусстве — извечный символ материнства. У меня мадонна возвышенная. Я хотел показать, что можно уничтожить некую конкретную мать с дитём, но то святое, что есть у человечества, уничтожить нельзя…

Картина «Эттерсберг — Голгофа ХХ века» — это о пытках в Бухенвальде. И о мужестве. По обе стороны от ворот в Бухенвальде были помещения — бухенвальдские бункеры. Одиночные камеры, карцеры, в конце узкого коридора — металлическая решетка. Фашисты часто на решетку подвешивали людей. И почти всегда пытка заканчивалась смертью.

«Поющие коммунисты» — это тоже о мужестве. И о преданности идее…

Poyushhie kommunisty

«Поющие коммунисты»

Мой лагерный номер был отправным пунктом для названия цикла «Цифры на сердце». Номер пришивали к полосатой куртке слева, там, где сердце. Картина «Узник 32815» — однофигурная композиция, узник стоит на фоне бухенвальдской решетки с надписью «Каждому свое». Композиция совсем простая. Тем не менее эта работа в цикле была одной из самых тяжелых.

Uznik 32815

«Узник 32815»

В плену я был молодым парнем и не был художником. Но сейчас, когда я художник, я не мог писать автопортрет парня, каким был в то время. По задумке на этой картине — узник и, можно сказать, он же и художник. Человек, распятый без креста…

Fragment kartiny Uznik 32815

Фрагмент картины «Узник 32815»

Безусловно, я рассчитываю на подготовленного зрителя. Он должен знать хотя бы основы изобразительного искусства. Потому что художник осмысливает явление, он не ограничивается однодневным масштабом, каким-то одним днем, сегодняшним, или вчерашним… Еще одна задача художника — повышение эстетического образования зрителя. Тот, кто говорит, что многие мои работы смотреть страшно, стоит на позиции, которая рассматривает искусство, так сказать, как духовный десерт. Дескать, живопись и все такое — это для отдыха, для подъема настроения и не более.

Между тем искусство сохраняет и радостное, и тяжелое, и трагичное, чтобы человечество не множило зло, чтобы берегло добро, чтобы люди воспитывались в высоких моральных принципах.

Быть национальным — это не значит отражать только те события, что были или происходят в жизни народа, сыном которого ты являешься. Когда я пишу картину на тему, скажем, хлеба, которая мне очень близка и которой я посвятил немало работ, то действие происходит на нашей белорусской земле и персонажи имеют очерченную национальную характеристику. Но серия «Цифры на сердце» — иное явление. В ней затронуты общечеловеческие мотивы. Это касается людей всех стран, всех национальностей. Людей всей Земли.

Я считаю абсолютно нормальным, когда кто-то не принимает мою манеру письма. Но если одни говорят, что у меня отстает форма, а другие, что она слишком новая, «модерновая», то ошибаются и те, и те. Форму диктует содержание. Каждое произведение имеет форму, необходимую для раскрытия сути. Главное для художника — показать человеческое достоинство, показать патриотизм и преданность Родине.

Считаю, что в наше время эти качества проявляются не менее ярко, чем в пору суровых военных испытаний».

Справочно

Михаил Савицкий (1922–2010) — народный художник БССР и СССР. Первый, кому был вручен орден Франциска Скорины. Единственный из художников, кому присвоено звание «Герой Беларуси». Лауреат Госпремий Беларуси (1970, 1980, 1996), Госпремии СССР (1973) и других. Жил и работал в Минске. Почетный гражданин города Минска. В белорусской столице действует художественная галерея, носящая его имя. В жилом комплексе «Минск Мир» год назад появилась улица Михаила Савицкого.

Фотоиллюстрации предоставлены Музеем истории города Минска 

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Фильм «Мой младший брат» открыл для кино трех знаковых актеров

Олега Даля, Александра Збруева и Андрея Миронова открыл для советского кинематографа фильм «Мой младший брат», снятый по мотивам романа Василия Аксёнова «Звездный билет». Действия картины разворачиваются в Эстонии, куда главные герои отправляются в путешествие. Подробнее об истории создания ленты читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

e

О чем кино

Два брата — старший Виктор и младший Дмитрий — находятся в поисках себя. Виктор — молодой ученый, готовится к защите диссертации, но обнаруживает в своих расчетах ошибку. Пытаясь ее исправить, погибает во время эксперимента. Дмитрий с несколькими вчерашними одноклассниками решает не поступать в вуз. Друзья отправляются в путешествие в Эстонию. Компания оказывается на рыболовецком траулере в шторм и помогает спасти норвежское судно, терпящее бедствие.

Скандальный роман

vasilij aksenov2

Василий Аксёнов

Роман Василия Аксёнова «Звездный билет» сначала назывался «Орел или решка?». Когда герои решают, куда им поехать, они подбрасывают монету. Но поэтическая аллегория одного из персонажей о том, что ночное небо похоже на трамвайный билет, пробитый звездным компостером, редакторов впечатлила больше. Произведение опубликовали летом 1961 года в журнале «Юность». Оно сразу стало культовым. Им зачитывались. Автор тогда отдыхал в Прибалтике и увидел, что пляж буквально пестрит желтыми обложками этого издания в руках курортников. Действующие лица романа ведут себя вольно, как персонажи Хемингуэя. А еще книгу сравнивали с «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера. Аксёнов угадал нерв времени.

Молодые читатели видели в персонажах себя. Однако на сюжетные перипетии и моральный облик героев истории набросились критики. Ведь юноши оперируют жаргоном: «Конь (отец) мой сейчас дома», «Были бы деньги, накирялся бы я сейчас», «Всё будет тип-топ!» А долгую дорогу в Эстонию газетчики ассоциировали с диссидентством. Звучали реплики: «Для них комсомола словно не существует!» Не нравились и второстепенные персонажи: «Интересны люди, которые попадаются «беглецам» во время их странствий. Среди них выделяются рыбаки, направляющиеся в столицу Эстонии на выставку графики, «а после идут обедать. И — выпив за обедом «несколько бутылочек» — следуют в концерт, где внимают скрипкам, виолончели и пению… Чудные рыбаки!».

Все закончилось тем, что главного редактора «Юности» Валентина Катаева за публикацию романа сняли с работы.

В кино одобрили

aleksandr zarhi

Александр Зархи

Вместе с изменениями в обществе перемены наступили и в кинематографе. Режиссер Александр Зархи не принадлежал к поколению шестидесятников, но давно хотел снять молодежную картину. Почувствовал перспективу именно в произведении Аксёнова. Смог уговорить руководство «Мосфильма» разрешить сделать по нему ленту. Он утверждал, что героям книги хочется жить — и всё. Они желают быть людьми, соблюдающими моральный этикет, и в то же время оставаться свободными. Тем более существовали альтернативные критическим мнения: «Непослушные-то детки, хлебнув свободы, уясняют: кто не работает, тот не ест, — приобщаются к труду, даром что выделяются модной одеждой и говорят на жаргоне».

Чтобы лучше почувствовать атмосферу, постановщик взял в команду молодого оператора Анатолия Петрицкого. А художником-постановщиком картины стал уроженец Минска Лев Мильчин, сын известного белорусского живописца Исаака Мильчина, погибшего в Минском гетто в 1941-м.

Роман Аксёнова для экрана переработал известный в те годы сценарист Михаил Анчаров.

По дружбе и протекции

Олег Ефремов в творческом сообществе Москвы начала 1960-х был небожителем. Всего несколько лет работал открытый им театр «Современник». В кино актера звали наперебой, но соглашался он далеко не на все роли, да и времени не хватало. Однако сыграть трагическую фигуру Виктора Денисова Ефремов согласился.

Самым сложным стал поиск исполнителей на роли главных героев — вчерашних школьников. Приглашать опытных молодых артистов, которым далеко за 20 лет, казалось неприличным. Режиссер пообщался с руководителями курсов из разных театральных вузов. Так, Димой Денисовым на экране стал студент Александр Збруев, а Аликом Крамером — Олег Даль. Кстати, картина дала им путевку в жизнь не только в кинематографе. Анатолий Эфрос, на тот момент руководитель Ленкома, посмотрев фильм, пригласил Збруева в свою труппу.

А Ефремов, заметив Даля на съемках, позвал того в «Современник». В некотором роде белой вороной в этой компании стал исполнитель роли Юры Попова 20-летний Андрей Миронов. Его на съемочную площадку за руку привела мама Мария Владимировна, дружившая с Зархи. Постановщик был не против талантливого, но слегка застенчивого юноши. А вот Даль за эту протекцию невзлюбил Андрея и не разговаривал с ним за кадром. Еще больше Олег презирал 21-летнюю Людмилу Марченко. Она в то время принимала ухаживания директора студии Ивана Пырьева, который был старше ее на 39 лет. Он навязал свою любовницу Зархи. Правда, Марченко с образом Гали Бодровой справилась неплохо.

a609e0926f3ac21e14fc7ed4759c044f

Миронов на каблуках

Кино снимали в Москве, Таллине и в одном из рыбацких поселков. В конечном счете Даль подружился и с Мироновым. Вечерами они собирались компанией. Збруев даже устроил забастовку в связи с тем, что их троих поселили в маленьком домике без удобств. Тогда ребят перевезли в городскую гостиницу.

Збруев отказывался от дублеров. Когда по сюжету его девушка уезжает с другим, Александр с разбегу цепляется за бампер, и машина долго тянет его по брусчатке. Актер ободрал себе локти, колени, но этого в кадре не видно: все снято сзади на общем плане.

По сценарию герой Миронова высокого роста, баскетболист. Артисту специально сшили туфли с каблуком 8 см, и Андрей на них часто подворачивал ноги.

Ефремов по понятным причинам бывал на съемках наездами. Работа и спектакли не позволяли ему отправиться в экспедицию надолго. Пообщаться и выпить с кумиром хотел каждый, и тот охотно шел навстречу. Олегу было интересно в компании совсем юных коллег. Он присматривался и слушал, чем живет поколение вчерашних школьников, хотя самому на тот момент было всего 34 года.

Фильм впервые показали в Москве в августе 1962-го. Почти одновременно состоялись премьеры еще двух лент, поставленных по произведениям Аксёнова: «Коллеги» и «Когда разводят мосты». Вскоре из ЦК КПСС в Союз кинематографистов СССР поступило распоряжение провести критический разбор этих трех картин. 4 января 1963 года в Центральном доме кино состоялось совещание. Больше всего от идеологов досталось фильму «Мой младший брат». А ведь он о наивной юности, дружбе, первой любви и первой боли и о том, как прожить жизнь не по-дурацки, а с пользой для страны и людей…

Еще материалы рубрики:

«Ленин в октябре». Во время съемок этого фильма кинематографистов преследовал злой рок

В этой мелодраме Ирина Алфёрова сыграла двух героинь. Как снимался фильм «Предчувствие любви»

«Странная женщина». Увидев съемку этого фильма, пожилая дама начала креститься — она решила, что настал конец света

«Тегеран-43». На съемках этого фильма Ален Делон набросился с кулаками на советского режиссера

В 1986 году съемки этой картины в Минске едва не сорвались из-за трагедии

В столице торжественно завершился юбилейный кинофестиваль «Лістапад». Кто стал обладателем Гран-при

Торжественная церемония закрытия ХХХ Минского международного кинофестиваля «Лістапад» состоялась во Дворце республики 8 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 1 kopiya

Неделя пролетела незаметно. Сотни кинопоказов, десятки тысяч зрителей. Как рассказал министр культуры Республики Беларусь Анатолий Маркевич, практически на всех кинопоказах фестивальных лент был полный зрительный зал. Фильмы кинофестиваля «Лістапад» посмотрело более 30 тыс. человек, более полутора тысяч посетило различные мастер-классы и творческие встречи.

На торжественной церемонии назвали имена победителей. Так, приз Президента Республики Беларусь «За гуманизм и духовность в кино» получил режиссер-постановщик фильма «Там, где танцуют стерхи» Михаил Лукачевский из российской Республики Саха (Якутия).

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 10 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 16 kopiya

Белорусский анимационный фильм «Песня Сирин» удостоен приза Минского городского исполнительного комитета. Заслуженную награду режиссеру картины Елене Туровой вручил председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев.

Ежегодно появляются новые шедевры, которые учат нас добру, тому, как жить правильно, — добавил В. Кухарев. — Хотелось бы, чтобы эти добрые традиции были вместе с нами. Зритель ждет новое кино.

В. Кухарев поблагодарил гостей, которые провели фестивальную неделю в Минске и дарили зрителям радость.

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 9 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 28 kopiya

Затем настало время назвать лауреатов конкурсов кинофестиваля «Лістапад» и обладателей других наград. Специальный приз Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств за развитие культурного сотрудничества и укрепление дружбы между народами «Кино без границ» присужден совместному белорусско-российскому фильму «Черный замок». Приз представительства Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» в Беларуси «Язык кино — язык взаимопонимания» получил российский фильм «Держись солнца». Эта лента также победила на конкурсе кинофильмов для детской и юношеской аудитории «Лістападзiк» в 2024 году.

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 22 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 21 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 20 kopiya

В номинации «Лучший игровой фильм национального конкурса» победителем стала белорусская лента «Лист ожидания», а «Лучшим неигровым фильмом национального конкурса» признана тоже белорусская картина «Леонид Шварцман. Сказка про мальчика и старый город».

В номинации «За лучшую мужскую роль в игровом фильме» победителем стал Радивое Буквич, сыгравший в фильме «Хранители формулы», а Марисса Анита за роль в фильме «Крокодиловы слезы» стала победительницей в номинации «За лучшую женскую роль в игровом фильме». «Специальный приз жюри конкурса игровых фильмов» присужден картине «Черный замок».

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 5 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 17 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 15 kopiya

Овациями зрительный зал встретил новость о том, что обладателем «Гран-при «Золото «Лiстапада» за лучший игровой фильм» стала китайская лента «Чанъань, Сиань» режиссера-постановщика Чжан Чжуна.

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 25 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 26 kopiya

После вручения главных награды фестиваля на экране Дворца республики показали ленту «Там, где танцуют стерхи».

В 2025 году кинофестиваль «Лiстапад» вернется в 31-й раз.

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 4 kopiya

Фото Сергея Мицевича