Ежегодно в Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Заводского района приводят около 4 тыс. детей. Для каждого ребенка индивидуально составляют образовательный маршрут и план помощи. Как разговорить самых капризных молчунов, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».
Слон, лягушка и змея
Пятилетний Давид третий месяц приходит в центр на занятия. Он уже многое умеет. Например, по просьбе учителя-дефектолога Юлии Хасеневич мальчик без труда выполняет упражнение «Вкусное варенье».
— Молодец, — поддерживает ребенка специалист. — А теперь сделаем «Слоника». Вытягивай губы в трубочку. Умница! Еще раз. «Слоника» и «Лягушку» по очереди сделаем?
Давид цокал, как лошадка, «красил забор» и изображал грибок, прижимая язык к нёбу. Ему может показаться, что это игра. Однако артикуляционная гимнастика — один из самых эффективных способов преодоления речевых нарушений.
Когда размяли язык, педагог предлагает мальчику новое развлечение: провести змею по лабиринту. Чтобы та не заблудилась, надо помогать ей звуком «Ш».
— Смотри на картинку и повторяй песенку змеи, — просит учитель-дефектолог. — Как она говорит? Правильно: «Ш-ш-ш». Губы вытяни вперед, а язык подними.
Каждый кабинет учителя-дефектолога в центре — своего рода игровая комната, где дети с помощью цветных картинок из книг или ярких игрушек учат свой язык правильно выговаривать звуки. Гаджеты тоже помогают, например умное зеркало — компьютер с зеркальной поверхностью и со специальными программами для коррекции речи и развития артикуляции. Давид, глядя на него, изображает паровоз и шипящий чайник, а специалист лишь корректирует технику с помощью программы. Занятия индивидуальны для каждого ребенка.
Поддержка рядом
— Для коррекционной помощи необходимо пройти психолого-медико-педагогическое обследование, — поясняет заместитель директора центра Наталья Шишкова. — Учителя и врачи определят особенности развития ребенка и разработают индивидуальный образовательный маршрут. Ежегодно к нам приводят около 4 тыс. ребят. После обследования некоторые получают направление на занятия в садиках или школах, другие идут в специальные или интегрированные группы.
В Заводском районе функционируют 58 классов интегрированного обучения, 9 специальных классов и 61 группа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тех, у кого тяжелые и множественные нарушения, педагоги учреждения посещают на дому. В 2024-м таких 10 человек.
— Коррекционные центры также предоставляют раннюю помощь малышам до 3 лет, — добавляет Н. Шишкова. — В этом году у нас 80 таких ребят. Их число постоянно меняется. Чем раньше люди обратятся за помощью, тем лучше будут результаты. Не надо опираться на мнение других: «Вот пойдет твой ребенок в садик, там и заговорит».
При сомнениях стоит записаться на консультацию к специалистам центра, чтобы узнать, соответствует ли развитие ребенка возрастным нормам, и получить рекомендации. Некоторые родители приходят за советами каждые полгода.
Первые звоночки
— Как понять, когда необходимо обратиться за помощью?
— Если в 1,5 года у малыша нет слов, и он не показывает на нужное, надо действовать, — объясняет Ю. Хасеневич. — К 3 годам словарь должен насчитывать более тысячи слов. Дети должны понимать обращенную речь и пользоваться предметами — есть ложкой и пить из кружки, выражать просьбы, знать основные цвета и понимать формы. Все проблемы с речью желательно исправить до школы. В противном случае ошибки из устной речи перейдут в письменную. Например, если у ребенка нарушение фонематического слуха, на диктанте он так и напишет слово «миниционер», а не «милиционер».
Стесняться проблемы или замалчивать ее в надежде, что все пройдет само, нельзя. А ведь некоторые мамы и папы скрывают, что у их чада, допустим, расстройство аутистического спектра или поведенческие нарушения. Даже если и доходят до комиссии, то спорят с педагогами и психологами, когда те называют вероятные диагнозы. Позже приходит понимание, что с задачей разбираться все же придется, но время, к сожалению, упущено.
— Прежде чем приступить к занятиям с ребенком, надо провести работу с мамой и папой: объяснить им, почему ранняя помощь необходима, — добавляет Ю. Хасеневич. — Хорошо, когда родитель и учитель-дефектолог работают в связке. Только так можно добиться результатов. Именно поэтому близкие малыша присутствуют на занятиях, а потом получают рекомендации по закреплению пройденного уже дома.
Причина и следствие
Говоря о нарушениях звукопроизношения у детей, собеседницы отмечают: проблема возникает по нескольким причинам. Например, из-за неправильного жевания. Длительное использование пустышки или сосание пальцев, неверно подобранный рацион питания с жидкой и мягкой пищей способны отразиться на речи. Вырастить молчуна можно благодаря гиперопеке, когда крохе достаточно без слов ткнуть пальцем в нужную сторону — и на его требование предлагают тысячу вариантов просимого. Зачем говорить, если и так все получишь? Многочасовой просмотр мультфильмов или игры на планшете/телефоне с младенчества тоже имеют свои последствия.
— Понятно, что у отсутствия речи бывают и более серьезные причины. Например, повреждение структур головного мозга из-за родовых травм, — поясняет учитель-дефектолог. — Но если родители мало разговаривают с ребенком, это способно затормозить речь. Ничто не заменит беседы с мамой и папой, игры с ними. Даже обычная прогулка во дворе может дать такой объем информации, на который не способен ни один планшет или телевизор.
Фото Сергея Пожоги