Минчане массово начали вести активный образ жизни зимой только 55 лет назад. Узнали, почему
В это трудно поверить, но массово вести активный образ жизни зимой минчане начали только 55 лет назад. До этого времени покататься на санках, лыжах и коньках выбирались лишь настоящие любители снежных забав. Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».
Суббота стала выходным днем
Посвятить единственный выходной лыжному пробегу по заснеженному городскому парку, покататься на коньках на ближайшем катке или сбежать на половину дня и немного порыбачить на Комсомольском озере в послевоенные годы решались только энтузиасты. В СССР большинство взрослых трудились шесть дней в неделю. На отдых оставалось одно воскресенье. Его едва хватало на домашние хлопоты, поход по магазинам или в гости. Даже на рыбалку редко удавалось выкроить полдня. Неудивительно, что похвастаться богатым зимним уловом могли только пенсионеры и отпускники.
Все изменилось 7 марта 1967 года, когда ЦК КПСС, Совет Министров СССР и Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС) приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями». Это стало настоящей революцией в жизни советских граждан. Если в субботу сделать все необходимое по дому, то в воскресенье можно заняться чем угодно!
Первыми плоды пятидневки вкусили дачники. Оказалось, что на свои сотки можно уехать в пятницу вечером, а вернуться в Минск аж в воскресенье! Представьте, сколько можно успеть посадить, если провести на грядках не пару часов, а целую субботу! Благодаря этому новшеству осенью дачники собрали богатейший урожай — хорошее подспорье на зиму. Неудивительно, что их соседи тоже стали подумывать о том, чтобы заиметь свой участок земли.
Летом многие минчане перестроились и стали все больше времени уделять активному отдыху. Вначале это были робкие вылазки в парки отдыха или на длительные пикники к водоемам. Также горожане оценили прелесть туристических походов на сутки. Благо сфера услуг успела подготовиться. Напрокат можно было взять все, что пригодится в лесу: палатку, спальники, кухонную утварь и т. д. Зиму 1967/1968 года с нетерпением ждали тысячи взрослых, хотевших вдоволь покататься на лыжах или коньках, пылящихся на антресолях.
Единственными, кто не получил дополнительный выходной после перехода на пятидневку, оказались школьники. Они продолжили жить шестидневкой и по субботам ходили на уроки. Многие успели забыть, что на пятидневку в Беларуси перешли лишь в 2008 году. После учебы ребята высыпали во двор и находили развлечения везде: катались на санках, коньках и лыжах, строили снежные замки, лепили снеговиков, играли в снежки, гоняли шайбу. Причем многие успевали поучаствовать во всех этих активностях за пару часов, проведенных на свежем воздухе.
Юбилейная зима
Горисполком принял решение о подготовке к зимнему спортивному сезону еще 12 октября 1967 года. Предусматривалось залить катки в каждом районе белорусской столицы, оборудовать лыжные трассы в городских парках и горки для катания, подготовить к сезону состязаний хоккейные коробки. Эта зима мало того, что юбилейная и многие соревнования пройдут в честь 50-летия Октября, так еще и олимпийская. В феврале 1968-го во французском Гренобле должны были пройти X зимние Олимпийские игры. Поэтому каникулы у советской детворы планировалось провести под девизом: «Олимпийский год — не только для олимпийцев».
Новая газета «Вечерний Минск» тут же принялась помогать наводить порядок в деле массового спорта.
Головная боль Задорожного
Многие ответственные товарищи не осознали, что с приходом пятидневки спрос на здоровый образ жизни возрастет. Если торговля и прокат подготовились к зиме на крепкую четверку, то местные распорядители начали сезон на троечку. Например, тренер Октябрьского районного совета Всесоюзного добровольного спортивного общества «Локомотив» рассказал читателям «Вечерки» удивительную историю о том, как «начальник энергоучастка А. И. Задорожный на протяжении семисот с лишним дней «водит за нос» взрослых и юных любителей хоккея». Все в районе хорошо с хоккейной площадкой: лед залит, регулярно чистится от снега, оборудованы даже раздевалки. Беда в том, что играют там исключительно школьники в светлое время суток. Поэтому выходят на лед только по воскресеньям.
Понять тренера, ратующего за игроков и пишущего в «Вечерку», можно. Как и начальника энергоучастка, не желавшего лишней головной боли ради пары месяцев хоккея. Он прекрасно понимал, что взрослые после работы играть не пойдут. Детвора, вместо того чтобы делать домашнее задание, будет гонять шайбу на площадке допоздна. Отсюда и жалобы родителей, что свет мешает учебе и неплохо бы его по вечерам в будние дни не включать. Можно не стараться и отделаться бюрократическими отписками. Так было во время шестидневки. Как только суббота стала выходным днем, сразу появился спрос на ледовые поля для взрослых как раз в вечернее время, когда детвора уже наигралась, а завалиться на диван еще не хочется. Да только беда — света нет. В начале декабря 1967 года это оказалось общегородской проблемой. Только центральные катки и хоккейные площадки имели искусственное освещение. Но там от наплыва энтузиастов яблоку негде было упасть.
«Хорошие хоккейные поля своевременно появились на стадионе «Динамо», заводе имени Кирова, подшипниковом и других. Однако общая картина не может не вызывать беспокойства. Количество ледяных площадок и катков по сравнению с прошлым годом не увеличилось. До сих пор не готова беговая дорожка для сборных конькобежных команд города и республики. Есть и другие непорядки, с которыми мириться нельзя», — писала «Вечерка» в начале декабря 1967 года.
Минчане с удовольствием стали на коньки и лыжи, начали устраивать семейные выходы, больше времени проводить на свежем воздухе. Уже к январю 1968-го большинство недочетов в организационном плане с помощью городских властей удалось оперативно решить. Поток жалоб в «Вечерний Минск» практически иссяк. Ну а следующей зимой в столице БССР появились дополнительные ледовые площадки, катки и лыжные трассы, рассчитанные на массовый семейный отдых.