Минчанин года Николай Курилович: в нашей стране созданы отличные учебники
В преддверии Дня учителя корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовал с «Минчанином года» в области среднего образования, заместителем директора по учебной работе средней школы № 111 Николаем Куриловичем.
Обучая, учимся
— Педагогом нужно родиться, — начинает разговор Николай. — В моем роду по отцовской линии были учителя географии, истории, и я решил продолжить эту традицию, выбрав филологический факультет БГУ. Стоит сказать, что мне всю жизнь везло с наставниками, начиная со школы, их методы и полученные знания и сейчас использую в своей деятельности. А когда встречаюсь с моими учителями и преподавателями на конференциях или семинарах, приятно общаться уже на равных. Вообще могу отметить, что среди педагогов столицы сложились доверительные, приятельские отношения.
— А где трудились сразу после окончания университета?
— Первое рабочее место — столичная средняя школа № 109. Я и сейчас помню 8 «А», где стал классным руководителем, своих детей могу узнать даже по голосу. Это была отличная школа жизни. Коллега Валентина Дергай раскрывала мне, молодому специалисту, секреты профессии, старшие учителя не отказывали в совете, а директор Людмила Кузнецова поддерживала все начинания и инициативы. Благодарен каждому, с кем когда-либо довелось сотрудничать, общаться. В средней школе № 111 имени М. Каснерика работаю уже восемь лет, с конца августа — в новой должности, теперь я заместитель директора. За это время создано много проектов, на мой взгляд, полезных и нужных. И ребята, которые участвуют в их разработке, поступают в лучшие вузы страны, становятся успешными в той или иной области.
Радостно, что из 60 выпускников 50 стали студентами. В выпуске 2024 года есть победители республиканского этапа конкурса «100 идей для Беларуси», третьего этапа республиканской олимпиады по белорусскому и русскому языкам. Четыре человека на централизованном экзамене и централизованном тестировании получили 100 баллов.
Что касается участия в проектах, всегда нацеливаю детей, чтобы их разработки применялись на практике. Например, у нас создана серия цифровых проектов в помощь учащимся для изучения белорусского языка. Последний из них — интерактивный комплекс «Цуды з праявамi». Каждый год Министерство образования выпускает рекомендации на основе анализа типичных ошибок по результатам ЦЭ и ЦТ. Это большое подспорье для учителей, которые работают в выпускных классах. Одна из тем, вызывающая трудности у детей при изучении белорусского языка, — фразеология. С учащимися из моего класса разработали NFC-словарь для школьников, где собраны фразеологизмы, которые часто встречаются на ЦЭ, в школьной программе, повседневном обиходе, разместили их на NFC-картах и каждую дополнительно оснастили шрифтом Брайля. Благодаря этому вышли на сотрудничество со столичной специальной школой № 188, где обучаются дети с нарушениями зрения, и были воодушевлены откликом на наш проект. С этим продуктом мы победили в конкурсе «100 идей для Беларуси» в номинации «Общество и социальная сфера». Авторы проекта уже получили аттестаты, но работу продолжаем и уже скоро презентуем очередную новинку.
Учение и труд рядом идут
— Хорошо, когда ученик мотивированный и сам стремится к знаниям. Но как найти подход к каждому ребенку и заразить своей тягой к предмету?
— Детей не обманешь. Если они видят, что ты сам горишь, не считаешься со временем и готов его отдавать, то и результат не заставит себя долго ждать. Один в поле не воин, над мотивацией работает весь педагогический состав школы. Конечно, все начинается с классного руководителя, но в нашем коллективе сложилась команда единомышленников во главе с администрацией. У нас много мероприятий, в которых наравне с ребятами участвует директор Светлана Протасевич. Она собирает экспонаты для нашей музейной комнаты «Герои уходят в небо», посвященной пилоту-инструктору Михаилу Каснерику.
— Николай Юрьевич, вы член клуба учителей столицы «Большая перемена», победитель республиканского конкурса «Лидер цифрового образования», обладатель интернет-премии БРСМ за разработку тематического сайта для учащихся по белорусскому языку… Где находите силы?
— Если ты учишь детей быть полезными, то тем же живешь сам. Мы были удостоены права побывать на республиканском последнем звонке. Один из моих выпускников на вопрос журналистов, что он может сказать о своем классном руководителе, ответил: «Сегодня самый ценный ресурс — это время. А учитель для нас его не жалел». Могу сказать так не только о себе, но и обо всех педагогах нашей школы. Когда ученики замечают, что в них вкладываются, то и сами стараются вкладываться в общее дело. Тогда не стоит вопрос, как мотивировать, однако для начала ты сам должен послужить примером. К слову, семь молодых педагогов нашей школы — наши выпускники разных лет. Это тоже о многом говорит.
Современная помощь
— Гаджеты, на ваш взгляд, друзья или враги нынешних школьников?
— Баланс должен быть всегда и во всем. Несколько лет назад группа учащихся под моим руководством разработала образовательную платформу «БМВ» («Беларуская мова вучням»). Все собирали сами, обращались лишь за консультацией в Минский городской институт развития образования. И получился хороший системный цифровой продукт, который и сейчас работает. В комплекте не только правила и словари, но и более 200 упражнений. Все это в сопровождении с технологиями дополненной реальности и голосовым помощником.
— Хватает ли современным школьникам знаний, получаемых в стенах школы? Или для поступления в вуз непременно потребуется репетитор?
— В нашей стране созданы отличные учебники. Используй их, работай на уроке, участвуй в проектной деятельности — и никакие репетиторы не нужны. Авторы очень стараются для наших детей. Знаю об этом не понаслышке: несколько лет являюсь членом республиканской экспертной группы по опытной проверке учебных пособий по белорусскому языку. Коллеги-практики не просто вычитывают тексты. В течение учебного года они наблюдают, как ребята работают по учебникам, какой есть отклик у конкретной школьной параллели на ту или иную тему, что нужно заменить, проводят анкетирование родителей. После такой работы на выходе получаются хорошие учебные пособия. И так по всем предметам. Проработав более 15 лет в сфере образования, могу с уверенностью сказать, что в стране созданы все условия для успешного обучения и воспитания подрастающего поколения. И каждый ученик может быть успешным в своей школе.
Фото Ирины Малиновской