Минчанка года Ирина Шульган рассказала о работе с особенными детьми
Заведующая отделением дневного пребывания для детей-инвалидов Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей Ирина Шульган удостоена звания «Минчанин года — 2024». Как работают с особенными детками и что делает горожанку счастливой — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Миссия выполнима
Отделение дневного пребывания для особенных девчонок и мальчишек в центре Ирина Валентиновна возглавляет три года. К слову, сегодня в системе центров социального обслуживания населения в Беларуси это единственное подразделение, где помогают раскрываться и интегрироваться в общество особенным детям. Однако обо всем по порядку.
— Я жена военного, — рассказала собеседница. — До того как осели в столице, кочевали по городам и весям. Жили, как правило, в небольших поселках, где работу по специальности, а у меня диплом экономиста, найти было нелегко. Воспитывала двух сыновей, трудоустраивалась по возможности. Поэтому никакой работы не боюсь.
Более 20 лет назад семья окончательно обосновалась в Минске. И. Шульган вспоминает: когда возглавила Первомайскую районную организацию Красного Креста, за спиной будто выросли крылья. Почувствовала, какое это счастье — видеть благодарные лица детей и пожилых. Целое десятилетие она несла благородную миссию служения людям. Поддерживала беженцев, бездомных, инвалидов, престарелых, многодетные семьи — всех тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию и кому была необходима помощь. Еще большую востребованность ощутила, когда стала работать с особенными детьми.
Подобрать ключик
Артём и Саша — брат и сестра. Родственные связи — не единственное, что их сближает: у обоих детей аутизм. Девятилетняя Саша приходит в центр уже не первый год, а вот Артём только учится общаться со специалистами.
— Отделение дневного пребывания для детей-инвалидов создано в Минском городском центре социального обслуживания семьи и детей в 2018 году. Сегодня его посещают 70 юных минчан в возрасте от 3 до 18 лет, — уточнила И. Шульган. — Диагнозы у ребят разные: гиперактивность, ДЦП, синдром Дауна. Более половины подопечных имеют расстройства аутистического спектра.
В отделении нет специалистов медицинского и педагогического профиля — логопедов, дефектологов, реабилитологов. Здесь оказывают помощь другого рода. Помогают детям с инвалидностью адаптироваться в обществе, обрести эмоциональную стабильность, раскрыть творческий потенциал. С ребятами занимаются психологи и специалисты по социальной работе. Мы не ставим детей в рамки: раз занимаешься, значит, должен чего-то достичь. Наша задача — заинтересовать в процессе познания. Для особенных девчонок и мальчишек это гораздо важнее. При этом в отделении мы совершенствуем и внедряем на практике новые методы и формы соцобслуживания, используем современные гаджеты, передовой опыт.
К слову, посещая центр, Саша научилась лучше понимать речь, легче воспринимать новые места, а значит, стала более открытой миру.
Приходи поиграть
Пребывание в отделении рассчитано на четыре часа в день. Родители могут находиться вместе с ребенком или оставить его под присмотром специалистов и посетить консультацию психолога.
— Вся работа выстраивается в игровой форме, — отметила И. Шульган. — Акцент делается на то, чтобы заинтересовать ребят — вовлечь в познавательный процесс. И таким образом содействовать налаживанию коммуникации особенного ребенка с окружающим миром.
В этом очень помогает мини-игровая площадка с модульными блоками — сенсорно-динамический зал «Дом совы». Он включает в себя интерактивный образовательный комплекс, сенсорный стол, песочницу «Остров сокровищ», планшет с развивающими играми, оборудование для занятий робототехникой, спортивный велосипед. Все это дорогостоящее оснащение закупили спонсоры — предприятия и организации столицы.
— В отделении также есть игровые комнаты. Там дети занимаются рукоделием, создают аппликации и сувениры из сезонных материалов, рисуют, расслабляются в шариковом бассейне, наблюдают за обитателями живого уголка — гигантскими улитками ахатинами. Такие нехитрые занятия положительно влияют на эмоциональное состояние особенных девчонок и мальчишек, — рассказала собеседница. — Помощь не должна быть просто сочувствием. Важно, чтобы за ней стояли конкретные дела. Наша задача — выстроить коррекционно-развивающую среду для развития ребенка. Ведь чем раньше начать заниматься, тем лучше.
И. Шульган отмечает, что звание «Минчанин года» стало для нее приятной и вместе с тем неожиданной наградой.
— Один в поле не воин, — считает она. — Одна бы я ничего не добилась. Это общее дело сотрудников и руководства центра, заинтересованных ведомств и просто неравнодушных людей, которые не остаются в стороне от чужой беды.
Фото Сергея Мицевича